Отпуск ЛС и товаров аптечного ассортимента
ФАРМАКОЛОГИЯ Задача №1 Студент обратился к преподавателю с просьбой разрешить ему написать контрольную работу в другой день, объяснив свой отказ тем, что он накануне обратился к врачу-окулисту. С целью диагностики глазного дна, врач закапал ему глазные капли. После их применения у него нарушилось зрение и он не может читать и писать. Ответьте на вопросы: · Раствор какого препарата применял врач для диагностики глазного дна? · Определите группу препарата. · Объясните механизм действия. · Назовите препараты аналоги. · Назовите использование в медицине.
Задача №2 В отделение больницы доставили больного с жалобами на острую боль в животе, понос, рвоту, нарушение зрения, затрудненное дыхание, резкое потоотделение. При осмотре врачом отмечено урежение частоты пульса, сужение зрачков, снижение артериального давления ниже нормы. Больной сообщил, что накануне употреблял в пищу жареные грибы. Ответьте на вопросы: · Каким веществом, предположительно, произошло отравление? · Назовите фармакологическую группу препаратов, вызывающих подобные эффекты. · Меры помощи (общие). · Фармакологические антагонисты. · Использование лекарственных препаратов данной группы в медицине. Задача №3 Для купирования острого приступа стенокардии больной сублингвально принял препарат. После чего боль в области сердца прошла, но возникла сильная головная боль, стиснение в груди и чувство жара. Ответьте на вопросы: · Какой препарат принял больной? · Определить фармакологическую группу препарата. · Перечислить пролонгированные препараты. · Объяснить механизм действия. · Перечислить побочные явления.
Задача №4 Больному, страдающему артериальной гипертензией, был назначен препарат, после применения которого, больной почувствовал сухость во рту, вялость, сонливость. Ответьте на вопросы: · Какой препарат применял больной? Назовите его лекарственные формы, способы введения, показания к применению. · Определить фармакологическую группу препарата. · Дать классификацию антигипертензивных средств. Задача №5 В аптеку обратился пациент с жалобой на раздражительность и плохой сон. Фармацевт предложил пациенту Корвалол. 1) Имеет ли право фармацевт отпустить этот препарат без рецепта? 2) Объяснить фармакологическое действие препарата. 3) Какую инструкцию о применении препарата должен дать фармацевт?
Задача №6 Больной, перенесший инфаркт миокарда, принимает назначенную ему ацетилсалициловую кислоту. Спустя некоторое время у больного появились боли в эпигастрии, дегтеобразный стул. 1) С какой целью больному назначили ацетилсалициловую кислоту? 2) Причина возникших осложнений? 3) Какие препараты ацетилсалициловой кислоты применяют в кардиологии? Правила их приема. Задача №7 Для снятия жара у ребенка 5 лет, женщина попросила отпустить ацетилсалициловую кислоту. Взамен требуемого препарата фармацевт предложил другой жаропонижающий препарат. 1) Какой препарат был предложен? 2) Оцените действие фармацевта. Правильно ли он поступил? 3) Почему фармацевт предложил замену? Какие жаропонижающие препараты можно применять детям? Задача №8 Больному с язвенной болезнью желудка выписан рецепт на альмагель-А. В аптеке имеется альмагель. 1) Имеет ли фармацевт право на замену? 2) Может ли фармацевт предложить пациенту препарат для снятия болевого симптома? 3) Какую инструкцию по применению препаратов должет дать фармацевт пациенту? 4) Дайте классификацию антацидных средств с перечислением препаратов.
Задача №9 Больной 65 лет, страдающий сахарным диабетом, принимает таблетки глибенкламид. В аптеке он приобрел сбор трав арфазетин. 1. Оцените правильность одновременного применения этих препаратов. 2. К какой фармакологической группе относится глибенкламид? Назовите его синонимы, механизм действия.
Задача №10 Приобретая сульфаниламидный препарат на курс лечения, пациент просит фармацевта дать инструкцию по особенностям применения препаратов этой группы. 1) Перечислите препараты данной группы, укажите классификацию и механизм действия. 2) Проведите инструктаж. Задача №11 Для профилактики приступа бронхиальной астмы, пациенту предложен бронхолитик. 1) Дайте классификацию бронхолитиков. 2) Препараты какой фармакологической группы наиболее оптимальны? 3) Рациональная форма выпуска препарата. 4) Дать пациенту инструкцию по правильному пользованию лекарственной формой. Задача №12 После трех недель приема феназепама в качестве снотворного, эффекта от терапевтической дозы не последовало. 1) К какой фармакологической группе относится данный препарат? Назовите аналоги. 2) Как называется подобное осложнение? 3) Назовите известные Вам снотворные средства. ФАРМАКОГНОЗИЯ Задача №1 Собранные во время цветения и высушенные в тени на сквозняке листья толокнянки почернели. Объясните в чем причина? Правила заготовки листьев толокнянки. Задача №2 В аптеку поступило сырье «Плоды черники», расфасованные по 100 г в полиэтиленовые пакеты. Поясните: · Правильно ли подобран вид упаковки? · НТД, регламентирующая правила упаковки и хранения лекарственного растительного сырья. · Назвать на русском и латинском языке сырье, производящее растение и семейство. Задача №3 Посетитель аптеки просит отпустить ему без рецепта траву чистотела. Фармацевт отказывает ему в отпуске. Посетитель обращается с жалобой к зав. аптекой. Ответьте на вопросы: 1. Действия руководителя аптекой в данной ситуации согласно нормам фармацевтической деонтологии 2. Мотивация поступка фармацевта 3. Объяснить правила заготовки, сушки, хранения сырья чистотела 4. Применение травы чистотела. Лекарственные средства.
Задача №4 С наступлением лета учащаются случаи желудочных заболеваний. Подберите ассортимент лекарственного растительного сырья и лекарственных средств, которые будут пользоваться повышенным спросом. За счет каких биологически активных веществ будет действовать подобранное лекарственное растительное сырье? Задача №5 В аптеку поступило лекарственное сырье. Фармацевт разложил его на витрину без рецептурного отдела по следующим фармакологическим группам:
Была ли допущена фармацевтом ошибка? Ответ обоснуйте. Ответьте на вопрос: 1. Какие биологически активные вещества содержат представленные растения? Задача №6 Больной пьет настой кукурузных рылец в связи с пониженной свертываемостью крови. Стал чувствовать боль в правом подреберье. Известно, что он страдал желчнокаменной болезнью. Укажите связь применения кукурузных рылец с появившимися симптомами? Задача №7 Посетитель обратился в аптеку о возврате сырья боярышника, так как при вскрытии упаковки плоды имели белый налет, запах отсутствовал. Как должен поступить фармацевт? Задача №8 Аптека получила сырье в коробках и брикетах следующих лекарственных растений: - трава душицы - лист мать-и-мачехи - лист шалфея - лист подорожника - плоды шиповника - лист брусники - плоды боярышника Фармацевт поместил сырье в один шкаф. Была ли допущена фармацевтом ошибка? Какой приказ регламентирует хранение ЛРС? Как правильно организовать хранение предложенного ЛРС? Задача №9 Больная купила в аптеке сырье сушеницы болотной. При изготовлении настоя обнаружила корни и обратилась с просьбой о возврате лекарственного средства. Как должен поступить фармацевт? Перечислить биологически активные вещества сушеницы, обуславливающие ее фармакологическое действие.
Задача №10 В аптеку обратился посетитель, чтобы приобрести траву чабреца. В аптеке этого сырья нет. Какое фармакологическое действие оказывает данное сырьё? Что может предложить фармацевт для замены из лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов? Задача №11 В аптеку обратился посетитель, чтобы приобрести корневище змеевика. В аптеке этого сырья нет. Какое фармакологическое действие оказывает данное сырьё? Что может предложить фармацевт для замены из лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов? Задача №12 В аптеку обратился посетитель, чтобы приобрести траву водяного перца. В аптеке этого сырья нет. Какое фармакологическое действие оказывает данное сырьё? Что может предложить фармацевт для замены из лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов? Задача №13 В аптеку обратился посетитель, чтобы приобрести корневища с корнями валерианы. В аптеке этого сырья нет. Какое фармакологическое действие оказывает данное сырьё? Что может предложить фармацевт для замены из лекарственного сырья и фитопрепаратов? Задача №14 По рекомендации врача – фитотерапевта больной пришёл в аптеку, чтобы приобрести корни одуванчика. В аптеке этого сырья нет. Какое действие оказывает сырьё и при каких заболеваниях оно применяется? Что из лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов может предложить фармацевт для замены? ОТПУСК ЛС И ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА Задача №1 Фармацевт, получая товар в аптеке, заметил, что у бинтов марлевых не стерильных нарушена групповая упаковка. Он вскрыл ее, увидел, что часть бинтов имеет желтоватый цвет, и отказался их получать, несмотря на то, что имел Сертификат соответствия на бинты. Правильно ли поступил фармацевт? В чем причина обнаруженного дефекта? Какой документ регламентирует правила хранения перевязочного материала и особенности хранения стерильного перевязочного материала? Задача №2 Оформите рецепт по следующей прописи: для больного эпилепсией Rp.: Phenobarbitali 0,1 D.t.d. N. 30 in tabl. S. Внутрь по 1 таблетке на ночь Дайте пояснения к порядку отпуска лекарственного препарата, укажите срок хранения рецепта в аптеке, если он установлен. Задача №3 Посетитель предъявил фармацевту рецепт на глазные капли: 10% раствор этилморфина гидрохлорида 10 мл №2 флакона, на рецепте стояла надпись «По специальному назначению», отдельно скрепленная подписью врача и печатью врача и печатью «Для рецептов». Фармацевт отпустил только 1 флакон. Посетитель очень просил выдать ему столько, сколько выписано в рецепте, т.к. очень трудно ходить в аптеку. Однако фармацевт так и не отпустил второй флакон.
Прав ли фармацевт? Какие нормативные документы регламентируют порядок отпуска лекарств в данной ситуации? Как должен быть оформлен рецепт? Какова норма отпуска данного препарата? Каков срок действия рецепта и сколько он должен храниться в аптеке? Задача №4 Протаксировать рецепт, зарегистрировать его в квитанционном комплекте и разобрать по схеме разбора рецепта: Rp.: Dimedroli 0,03 Calcii gluconatis 0,25 Sacchari 0,1 Misce fiat pulvis Da tales doses numero 20 Signa. Внутреннее Задача №5 Выполните расчеты по таксировке требования на лекарственную форму: - Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната 3% - 450мл Простерилизуй. Выдай. Обозначь. Внутривенно. Количество флаконов: 3
Задача №6 В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» ответственным лицом за ежедневную регистрацию контролирующих параметры воздуха приборов в аптеке назначена Коваленко Е.В. - зав. аптекой. На время отсутствия ответственного лица его обязанности возлагаются на Тарасову О.Н. - зам. зав. аптекой. Ответственным лицом в ежедневнике производится регистрация показаний контролирующих параметры воздуха приборов (гигрометров) в помещениях, где осуществляется хранение ЛС с периодичностью два раза в день. Сделайте заключение о соответствии действующим требованиям организации работы в данной аптеке по регистрации контролирующих параметры воздуха приборов. Задача №7 Оформите рецепт и проведите фармацевтическую экспертизу: Rp.: Tab. “Codterpinum” №40 D.S. По 1 таблетке 3 раза в день. Задача №8 Проведите фармацевтическую экспертизу рецепта по алгоритму: - форма рецептурного бланка; - обязательные и дополнительные реквизиты; - срок действия рецепта; - нормы единовременного отпуска лекарственного средства по рецепту; - срок хранения рецепта в аптеке (если таковой имеется). Rp.: Sol. Buprenorphini 0,03% – 1 ml D.t.d. N. 10 in amp. S. Вводить по 1 мл подкожно при болях
Задача №9 В аптеке в ходе проведения инвентаризации были выявлены ЛС с истекшим сроком годности. После инвентаризации они были размещены в комнате отдыха персонала, в шкафу для санитарной одежды, на отдельной полке до их уничтожения в установленном порядке. Сделайте заключение о соответствии действующим требованиям организации работы в данной аптеке по хранению ЛС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|