Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На тему: «Проблемы независимости центральных банков»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Деньги, кредит, банки»

На тему: «Проблемы независимости центральных банков»

 

Выполнил студент очной формы обучения

Величко Анна

Номер зачётной книжки: 1007019

Научный руководитель: Петрова О.С.

 

Псков, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Сущность и функции центрального банка

Центральный банк и его место в банковской системе

Принцип независимости центральных банков

Возникновение центральных банков

Глава 2. Проблемы независимости центральных банков

Проблема оценки независимости центральных банков

Анализ независимости центральных банков

Заключение

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективность экономики любой страны обусловлена стабильностью национальной валюты, низкими темпами инфляции, надежностью банковской системы и пр. Насколько независимость органов денежно-кредитного регулирования способствует достижению указанных целей - один из активно обсуждаемых вопросов в мировой экономической теории и практике на протяжении длительного времени.

Независимость Центрального банка, установленная в законодательном порядке или сложившаяся в результате исторического развития конкретной страны, позволяет ему быть свободным от политической конъюнктуры и поддерживать стабильность национальной валюты, избирая наиболее эффективные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Во всех развитых странах в той или иной мере осуществляется концепция независимого Центрального банка.

Вышесказанное означает, что данная тема исследования является актуальной.

Целью курсовой работы является исследование проблем независимости центральных банков.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

. Изучить сущность и функции центрального банка

. Исследовать центральный банк и его место в банковской системе

. Определить принцип независимости центральных банков

. Изучить возникновение центральных банков

. Проанализировать проблемы независимости центральных банков

. Выявить проблемы оценки независимости центральных банков

В процессе исследования были использованы следующие методы исследования:

научной абстракции;

анализа и синтеза;

индукции и дедукции;

сравнительного анализа;

графических изображений.

Поскольку объемы курсовой работы ограничены, рассматривались только отдельные вопросы, которые по нашему мнению являются наиболее актуальными, такие как сущность и функции центрального банка и проблемы независимости центральных банков.

 


ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО МЕСТО В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

 

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии. Впоследствии, кроме роли эмиссионного центра, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.

Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности.

Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности - укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставятся пять основных задач - он призван быть[3]:

)эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

)органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

)банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять контроль и надзор;

)банкиром правительства, т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

)главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

Однако в других научных работах выделяются следующие задачи[8]:

) устойчивость работы и укрепление финансового положения коммерческих банков;

) ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования, направленных на выполнение приоритетных задач экономики;

) научная организация денежного обращения в народном хозяйстве;

)регулирование денежного обращения;

)обеспечение устойчивости рубля;

)единая денежно-кредитная политика;

)организация расчетов и кассового обслуживания;

)защита интересов вкладчиков банков;

)надзор за деятельностью коммерческих банков;

) внешнеэкономическая деятельность.

Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Этот вопрос не однозначен. Познание и использование функций центрального банка позволяют четко определить направления его деятельности в экономике страны.

Функция происходит от латинского слова «functio» - исполнение, деятельность, поэтому в самом широком смысле оно означает обязанность, круг деятельности, назначение.

Любые обязанности, любая деятельность логично вытекают из целевого назначения соответствующей структуры и задач, стоящих перед ней. В связи с этим целесообразно сначала четко сформулировать цель функционирования центрального банка, выявить основные задачи, решаемые им, затем перейти к вопросу о его функциях. Деятельность любых центральных банков, как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, ликвидности банковской системы, созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.

Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей. К ним относятся:

Во-первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот.

Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах.

В-третьих, центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства.

В-четвертых, в рыночной экономике перед центральным банком страны стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает.

Для решения перечисленных задач центральный банк выполняет ряд функций.

)эмиссионная функция: наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств;

)функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, т. е. каждый банк - член национальной кредитной системы - обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны;

)функция кредитования коммерческих банков характерна для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. В развитой рыночной экономике подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей;

)предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более внутреннего валового продукта стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций, осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций;

клиринговая функция, или функция проведения безналичных расчетов.

)функция денежно-кредитного регулирования. Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной денежной единицы.

Все рассмотренные функции в той или иной степени осуществляют центральные банки каждой страны. По мере развития экономики происходит изменение содержания отдельных функций и их значения в деятельности центрального банка. Так, с отменой размена кредитных денег на золото уменьшилось значение функции эмиссионной монополии, которая в эпоху золотого стандарта играла ведущую роль в обеспечении стабильности денежного обращения.

В настоящее время она все больше принимает характер технической функции - снабжение экономики наличными банкнотами, необходимыми для оплаты мелких покупок. Широкое распространение электронных платежей ведет к снижению роли центрального банка как расчетного центра. Одновременно расширяется и усложняется функция банковского надзора, но при этом прослеживается тенденция передачи ее выполнения специальным надзорным органам. В настоящее время основной становится функция денежно-кредитного регулирования экономики.

 

ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

 

Проблемы независимости Центрального банка являются одними из самых дискуссионных в странах с рыночной экономикой. Они представляют большой теоретический и практический интерес и для стран с переходной экономикой.

В самом общем виде независимость Центрального банка определяется законодательными актами, регламентирующими “кодекс поведения банка”, характер его подчинения и способы разрешения конфликтов между исполнительной властью и Центральным банком, затрагивающих цели и инструменты кредитно-денежной политики; степенью участия Центрального банка в финансировании государственного бюджета, процедурой смены руководителей Центрального банка, качеством и независимостью его аналитического отдела, чисто личными качествами руководителя Центрального банка[12].

Независимость Центрального банка, установленная в законодательном порядке или сложившаяся в результате исторического развития конкретной страны, позволяет ему быть свободным от политической конъюнктуры и поддерживать стабильность национальной валюты, избирая наиболее эффективные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Однако Центральный банк не может быть абсолютно независимым. В той или иной форме он должен учитывать общеэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством, а также использовать определенные процедуры принятия решений и их реализации.

Во всех развитых странах в той или иной мере осуществляется концепция независимого Центрального банка. В аналитическом же плане полезно проводить различия между двумя типами независимости Центрального банка - независимости при определении целей кредитно-денежной политики и независимости при выборе инструментов денежной политики.

В ряде стран с рыночной экономикой Центральный банк самостоятельно определяет целевые ориентиры своей политики. Так, Федеральная резервная система (ФРС) США независима от исполнительной власти в решении вопросов о целях денежной политики, в учреждениях ФРС нет представителей правительства. Тем не менее, ФРС дважды в год должна отчитываться перед Конгрессом США и обсуждать цели кредитно-денежной политики.

Национальный банк в Германии в соответствии с уставом определяет направления денежной политики и ее цели, он обязуется поддерживать общую экономическую политику правительства, но только в той мере, в которой она отвечает функциям банка. Выработанная им политика не требует утверждения правительства. Годовой отчет банка публикуется, но не представляется ни в правительство, ни в парламент.

Во многих странах с рыночной экономикой (в большинстве стран Западной Европы, в Японии) Центральный банк лишен самостоятельности при выборе целей кредитно-денежной политики - они определяются совместно с правительством, и в случае разногласий Центральный банк должен подчиниться правительству. В той мере, в которой цели правительства и Центрального банка - экономический рост и стабильность цен - не противоречат друг другу, отсутствие независимости при выборе ориентиров кредитно-денежной политики не приводит к нежелательным последствиям.

Гораздо большее значение с точки зрения осуществления эффективной кредитно-денежной политики играет независимость ЦБ при выборе инструментов монетарной политики. Существо проблемы состоит в том, имеет ли ЦБ полный контроль над уровнем процентных ставок и уровнем кредитов. Другими словами речь идет о том, должен ли ЦБ кредитовать правительство. Лишь в случае полного контроля ЦБ над уровнем процентных ставок и кредитов можно считать минимальной вероятность использования правительством денежной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита и ожидать от него взвешенной политики в области долгового финансирования В этой ситуации ЦБ полностью контролирует денежное обращение и гарантирует сохранение покупательной способности национальной валюты.

В настоящее время для стран-членов Европейского союза (ЕС), после кризиса Европейской валютной системы в1992- 1993гг. обязательным условием является независимость ЦБ от политических приоритетов. Национальным ЦБ запрещено прямо кредитовать правительства, а дефициты государственных бюджетов не должны превышать величину, которую можно покрыть за счет операций на открытом рынке. Подобные решения значительно облегчают ЦБ проведение самостоятельной политики.

Страны с переходной экономикой могли бы взять за образец различные модели взаимоотношений ЦБ и правительства. Нет оснований полагать, что есть одна оптимальная модель или что какая-либо из моделей полностью отвечает условиям переходной экономики. В каждой модели есть свои достоинства и недостатки и странам самим предстоит сделать выбор. Важно, чтобы независимость ЦБ носила не декларативный характер, а позволяла ему реально осуществлять контроль над кредитно-денежной системой и нести ответственность за принимаемые решения.

В большинстве стран с переходной экономикой были приняты законы о ЦБ, декларирующие его независимость. Однако на деле независимость ЦБ как с точки зрения формирования целей кредитно-денежной политики, так и с точки зрения выбора инструментов этой политики во многом остается иллюзорной. Цели ЦБ и правительства нередко приходят в противоречие, поскольку социальная цена жесткой антиинфляционной кредитно-денежной политики оказывается высокой и выражается в росте социальной напряженности. Правительство часто корректирует курс ЦБ, стараясь сгладить социальные конфликты, нередко оказывая давление на главу ЦБ.

Давление на ЦБ со стороны правительства с целью добиться от него финансирования бюджетного дефицита нередко носит скрытый характер. Даже в случае отказа ЦБ от прямого кредитования дефицита федерального бюджета и от предоставления льготных централизованных кредитов в условиях мягких бюджетных ограничений и растущих взаимных неплатежей предприятий ЦБ вынужден принимать на себя безнадежные долги государственных предприятий. Таким образом, бюджетный дефицит преобразуется в квазибюджетныйдефицит, что по существу равнозначно денежной эмиссии в целях покрытия дефицита госбюджета.

Непоследовательные действия ЦБ под давлением правительства по выделению кредитов для покрытия накопившихся долгов предприятий, создавая прецедент, ведут к дальнейшему накоплению задолженности, парализующей систему расчетов. В известном смысле такую реакцию можно считать рациональной стратегией, проводимой совместно предприятиями в ответ на действия ЦБ. Понимая, что невмешательство государства приведет к коллапсу производства и кризису денежной системы, они продолжают накапливать взаимные долги.

ЦБ получит реальную самостоятельность в вопросах проведения кредитно-денежной политики лишь в том случае, если решение проблемы безнадежных долгов предприятий будет передано специально созданному институту или холдинговой компании, убытки которых правительство будет финансировать из центрального бюджета, не создавая квазибюджетного дефицита ЦБ.

Кроме этого, практика прямого целевого кредитования, в том числе неэффективных и убыточных предприятий, по решению правительства, широко практикуемая на первых этапах осуществления рыночных реформ, по существу лишает ЦБ самостоятельности при выборе инструментов кредитно-денежной политики.

Возможность осуществления независимой и последовательной кредитно-денежной политики во многом зависит от лица, стоящего во главе ЦБ, от его личных качеств, умения убеждать и отстаивать независимость, быть ярым сторонником антиинфляционной политики.

В этом смысле показателен пример Латвии, принявшей уже в мае1992г. закон о независимости ЦБ, который возглавил человек, пользующийся репутацией стойкого поборника антиинфляционной политики. ЦБ Латвии смог поставить под контроль объем денежной массы и добиться значительного снижения инфляции в первый год осуществления экономических реформ.

Жесткая политика главы ЦБ Латвии вынудила правительство пересмотреть показатели дефицита государственного бюджета, которые не превышали2%ВВП. Латвия одна из первых республик бывшего СССР ввела практику жестких бюджетных ограничений, приняла закон о банкротстве предприятий и смогла избежать глубокого финансового кризиса, поразивших Эстонию и Литву на первых этапах реформирования экономики[8].

Опыт стран Балтии, Чехии, Венгрии, Польши показывает, что реальная независимость ЦБ в плане выбора инструментов кредитно-денежного регулирования возможна только в условиях низкого дефицита госбюджета и жестких бюджетных ограничений. Обязательным условием является также принятие закона о банкротстве предприятий. В тех же странах, где по-прежнему не решены проблемы сбора налогов и значительны бюджетные дефициты, сохраняются взаимные неплатежи предприятий, ведущие к социальной напряженности в обществе, вероятность воздействия на ЦБ со стороны правительства с целью заставить его решить финансовые проблемы путем денежной эмиссии во имя достижения “общественного согласия” остается очень высокой.

Само государство в странах с переходной экономикой должно не только признать новые принципы взаимоотношений с ЦБ, но и неукоснительно следовать им, в первую очередь отказавшись от политики “управления” кредитами и “давления” на ЦБ в пользу политики определения “правил игры” на финансовом рынке. К его компетенции должна быть отнесена общая стратегия развития и ее согласование с ЦБ в вопросах проведения кредитно-денежной политики, антимонопольное регулирование банковской деятельности, способное обеспечить функционирование банков в конкурентной среде, законодательное регулирование действий правительства и ЦБ.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

 

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

Исторически наблюдалось два пути образования центральных банков. В тех европейских странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано, центральные банки приобрели свой статус и функции в процессе длительной исторической эволюции. В них из множества банков выделялись крупные банки национального масштаба, которые постепенно приобретали черты современных центральных банков, т. е. банков, монопольно осуществляющих эмиссию наличных денег и обслуживающих правительство.

Второй путь образования центральных банков характерен для стран, с опозданием вступивших на путь капиталистического развития. В них (например, в США и Австралии) центральные банки первоначально были утверждены как эмиссионные центры.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Во всех европейских странах роль центрального банка закреплялась постепенно за самым крупнейшим и надежным банком страны. Таким образом, центральный банк «вырастал» из условий рыночной конкуренции. Государства, издавая соответствующие законы, активно способствовали этому процессу, поскольку выпускавшиеся многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

Первые центральные эмиссионные банки возникли более 300 лет назад после длительного периода развития коммерческих банков. По свидетельству историков, первым центральным банком был Банк Англии, основанный в 1694 г. как частная акционерная компания. Исторически его возникновение связано с тем, что правительству Англии понадобился крупный заем для ведения войны с Францией. Для его выдачи несколько лондонских купцов объединились в частный коммерческий банк и в качестве «благодарности» за оказанную правительству услугу получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Фактически это был первый банк, организованный на акционерных началах (он был создан в форме акционерной компании с ограниченной ответственностью). Законодательно роль центрального банка была закреплена за ним лишь в 1844 г. на основании Банковского акта Роберта Пиля. С законодательной точки зрения единственным банком с правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом страны соответствующего решения.

Банк Англии первым выступил в роли «кредитора последней инстанции», предоставив кредит испытывающему серьезные проблемы крупному английскому банку, который активно кредитовал торговлю с Индией и банкротство которого могло подорвать торговые позиции Великобритании.

Центральные банки других ведущих стран были организованы значительно позднее: Банк Франции - в 1800 г., Банк Нидерландов - в 1814 г., Банк Норвегии - в 1816 г., Национальный Банк Бельгии - в 1850 г., Государственный Банк Российской империи - в 1860 г., Рейхсбанк Германии - в 1875 г., Банк Японии - в 1882 г., Банк Италии - в 1893 г., Швейцарский национальный банк - в 1907 г. Во всех европейских странах возникновение центрального банка происходило по одному сценарию: сначала самый надежный банк становился центральным по сути, а затем уже за ним государство закрепляло официальный статус главного банка страны.

Например, постепенно происходило превращение в центральный банк страны Рейхсбанка Германии. В XIX в. эмиссию банкнот в Германии наряду с Рейхсбанком осуществляли еще 32 частных банка, но к 1 апреля 1875 г. 14 из них отказались от эмиссионного права из-за введения строгого устава. После Первой мировой войны сохранились 4 частных эмиссионных банка, роль которых была незначительна. С 1935 г. и они потеряли право на эмиссию банкнот. Закон о кредитной системе от 5 декабря 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всем кредитным учреждениям.

Банк Франции был основан по инициативе Наполеона I и первоначально функционировал как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять функции центрального банка, в частности эмиссионную, а в 1848 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. Лишь в 1936 г. в соответствии с принятым законом Банк Франции перешел под контроль правительства, в результате чего исполнительные органы получили возможность назначать руководителей основных подразделений центрального банка.

Несмотря на то, что необходимость в создании эмиссионных банков определялась степенью развития банкнотного обращения, практическое создание их зависело и от других факторов, в том числе субъективного характера. Например, в США попытка централизовать банкнотную эмиссию была предпринята еще в конце XVIII в., однако ее успешному осуществлению мешало сопротивление коммерческих банков. И только с созданием федеральных резервных банков по закону 1913 г. банкнотная эмиссия была централизована.

Центральный банк США (Федеральная резервная система) возник не в результате развития рыночной конкуренции, а представляет собой структуру, образованную силой закона, т. е. «сверху».

В силу исторических, экономических, а также внутриполитических особенностей своего развития США значительно позже других основных капиталистических стран приступили к формированию централизованной банковской системы. Попытки создать центральный банк страны в конце XVIII в. не увенчались успехом. Первый банк Соединенных Штатов, созданный в 1791 г. благодаря активным усилиям министра финансов А. Гамильтона, просуществовал до 1811 г. Второй банк Соединенных Штатов, организованный в 1816 г., прекратил свое существование в 1836 г. В обоих случаях 20-летний уставный срок функционирования не был возобновлен в силу политической оппозиции идее создания централизованной банковской системы. Важно отметить, что оба эти центральных банка были построены по принципу государственного и частного совладения - их собственниками были одновременно федеральное правительство и частные лица. Этот принцип послужил в начале XX в. одним из исходных при создании Федеральной резервной системы (ФРС) - Центрального банка США.

Федеральная резервная система официально была учреждена 23 декабря 1913 г., когда президент В. Вильсон подписал закон о ее создании. Государственно-частный принцип, заложенный в основание функциональной структуры ФРС, стал одним из основных в системе государственного регулирования экономики США. Децентрализованное начало ФРС обеспечивалось путем учреждения 12 региональных федеральных банков (по одному в каждом созданном для этого округе).

Федеральная резервная система с момента своего создания значительно отличалась от других западных центральных банков не только своей уникальной трехступенчатой структурой (Совет управляющих - федеральные резервные банки - банки - члены ФРС), но и многими функциональными особенностями. Она уже в тот период имела большую независимость от казначейства, чем многие западно-европейские центральные банки, которые часто напрямую подчинялись министерствам финансов. Но основная специфика была связана с системой регулирования денежной массы и ставок процента. В отличие от стран Западной Европы, где долгое время были распространены административные (селективные) методы контроля в виде кредитных квот, лимитов для отдельных секторов, групп банков и крупных кредитных институтов, ФРС полагалась на такие экономические инструменты регулирования денежной массы, как норматив обязательных резервов, переучетная ставка, операции на открытом рынке, и редко прибегала к селективному контролю. В основе управления денежной массой лежала система минимальных обязательных резервов, которая возникла задолго до учреждения центрального банка в США.

В России Государственный банк Российской империи был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков.

Началом нового, «рыночного», этапа деятельности Центрального банка РФ (ЦБ РФ) можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Фактическая независимость ЦБ РФ страны является необходимым условием эффективности его деятельности. Независимость его особенно важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость ЦБ РФ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов - денежно-кредитной и финансовой политики.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50 % полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения[1].

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годового отчета ЦБ.

В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ РФ независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов власти.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер[1].

Таким образом, история многих стран доказывает, что наличие централизованного начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпосылками для эффективного развития рыночной экономики. Децентрализованное функционирование банковской системы, разнородность бумажных денег, отсутствие разумного регулирования денежного предложения, соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный хаос в стихию рынка. Поэтому создание центральных банков с функциями регулирования денежно-кредитных отношений стало историческим открытием, позволившим эффективно «обуздать» стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства. К началу XX в. почти во всех европейских странах и некоторых странах Азии и Африки уже имелись центральные банки. В настоящее время они являются основным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы.


2. ГЛАВА ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

 

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

 

В настоящее время не существует единого общепринятого определения независимости ЦБ. Как правило, для описания независимости используется ряд характеристик органов денежно-кредитного регулирования. В частности, исследователем Дж. де Хааном (Haan, 1995) были выделены следующие критерии, которые могут использоваться для определения степени независимости центральных банков[12]:

наличие открыто объявленной цели денежной политики;

порядок определения целейпо инфляции, к достижению которых стремится центральный банк;

источник правовых норм, на основании которых функционирует центральный банк;

степень вмешательства правительства или иных органов власти в процесс принятия решений центральным банком;

порядок назначения должностных лиц в центральном банке.

В настоящее время в экономической теории проводятся различия между несколькими разновидностями независимости ЦБ (Eijffinger, Haan,1996):

независимость в постановке целей денежно-кредитной политики;

операционная независимость;

независимость в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Независимость в установлении целей денежно-кредитной политики представляет собой теоретическую концепцию самостоятельного определения целей денежно-кредитной политики центральным банком. Независимость в установлении целей подразумевает, что если конечная цель или группа целей денежно-кредитной политики четко не указана в законодательстве страны, то центральный банк должен иметь возможность самостоятельно устанавливать цели своей деятельности.

Операционная независимость означает, что центральный банк сам определяет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...