Угроза имущественного рейдерства
Общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» направила первому вице-премьеру Игорю Шувалову, возглавляющему правительственную комиссию по развитию и малого и среднего предпринимательства, итоги осуществлённого в феврале - марте мониторинга о ситуации в этой экономической сфере. В исследовании отмечается, что наиболее актуальной проблемой остаётся угроза имущественного рейдерства. Причём нередки случаи использования административных и судебных ресурсов, что затрудняет защиту бизнеса от захвата. Поэтому предприниматели неохотно используют возможности малой (льготной) приватизации согласно Закону об отчуждении государственной и муниципальной собственности, арендуемой субъектами малого и среднего предпринимательства (№ 159-ФЗ от 22.07.2008). Вопреки положениям закона устраиваются открытые аукционы по продаже недвижимости, арендуемой предпринимателями, завышается реальная стоимость реализуемого помещения. Согласно исследованию, особенно «кошмарят малый и средний бизнес» муниципалитеты. Причина видится в неэффективном исполнении правовых норм, с одной стороны, и в несовершенстве законодательства, с другой стороны. Так, местные администрации, ссылаясь на статью 621 Гражданского кодекса РФ, преднамеренно расторгают договор аренды в одностороннем порядке. Зачастую органы местного самоуправления необоснованно отказывают предпринимателям в выкупе арендуемых ими помещений. Проблемы в кадастровой сфере Большие проблемы для всего российского малого и среднего бизнеса сосредоточены в кадровой сфере. Рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Исследование «ОПОРЫ России» показало, что даже подбор работников для непроизводственных подразделений сопряжен со значительными трудностями. 56% участников исследования признаются, что очень сложно найти нужного работника, и только 23% опрошенных руководителей малых и средних предприятий утверждают, что не испытывают дефицита профессиональных кадров.
Но и малый бизнес предлагает невысокое качество рабочих мест, когда низкая производительность труда не обеспечивает достойный заработок. Получается замкнутый круг: предпринимателям нужны подготовленные кадры, но они не в состоянии дать профессионалам квалифицированное рабочее место. Такое кадровое обеспечение малого и среднего бизнеса выглядит особенно удручающей в сравнении с европейскими странами. К примеру, в Болгарии, Венгрии и Дании более половины малых и средних компаний не испытывают ни малейших сложностей при подборе сотрудников. Средний показатель кадрового обеспечения малого предпринимательства в Европе составляет 47%. Россия в этом рейтинге занимает 29-е место - позади нас только Эстония и Литва. В отсутствие государственной программы подготовки профессиональных кадров решение проблемы видится в межмуниципальной кооперации, которая находится на грани нестыковок налогового и бюджетного законодательства с законом о местном самоуправлении, о чем постоянно пишет «ЭЖ». [ 8]
Государственное регулирование предпринимательской деятельности и его особенности
Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования. Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:
· обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; · формирование государственного бюджета; · защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; · обеспечение занятости населения; · обеспечение безопасности и обороны страны; · реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; · соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании'. Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как: необходимость эффективного управления государственной собственностью; необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику. На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие - нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме. Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений. Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних.
В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование. С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др. Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью. С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах. Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона. Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается. Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой'. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ. Основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности: . Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; . Использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); . Государственное регулирование национального рынка России; . Государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
. Государственное регулирование международных экономических отношений. [6]
2.3 Сравнение городов-миллионников России по условиям для развития малого и среднего бизнеса
Рейтинг городов-миллионников России по условиям для развития малого и среднего бизнеса [15]
Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса [15]
«Влияние городских администраций на создание условий для развития частного предпринимательства в муниципальном образовании может быть более значимым даже на фоне недостаточно благоприятных условий в субъекте РФ.» - это один из главных выводов аналитиков Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», осуществивших в 2010-2011 гг. масштабное исследование делового климата в городах и регионах страны совместно с российской консалтинговой компанией Strategy parthers, Евразийским институтом конкурентоспособности и Национальным партнерством участников микрофинансового рынка. Мониторинг предпринимательской среды осуществлен в 40 субъектах Федерации из 83 и в мегаполисах с численностью населения более миллиона человек. Тем не менее исследование дает возможность оценить самочувствие малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании или в регионе. Остановимся на местном уровне, предпринимательский климат которого представлен в исследовании городами-миллионниками. Рейтинг по сумме разных индексов представлен в таблице 1. Первое место занимает Челябинск. Он лидер по основному фактору «Недвижимость и инфраструктура», входит в первую тройку по двум другим слагаемым индекса и ни по одному из показателей не опускается ниже седьмого места. На его воображаемом светофоре перед малым и средним бизнесом горит зеленый свет. У Москвы - желтый фонарь, у Санкт-Петербурга - вовсе красный. Властям городов со статусом субъекта РФ придется решать, быть или не быть малому бизнесу в двух российских столицах, считают авторы исследования. На их светофоре под названием «Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса» красный свет перед местным предпринимательством горит помимо Северной столицы в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Нейтральный желтый фонарь светит наряду с Москвой в Казани, Уфе, Омске и Новосибирске. Зеленый свет горит не только Челябинску, но и Екатеринбургу и Самаре. Примечательно, что Екатеринбург занимает высокое место в рейтинге, в то время как Свердловская область находится в аналогичном рейтинге топ-40 на 29-й строчке. Индекс делового климата, представлен в таблице 2, соответствует оценке ситуации самими предпринимателями. Так, лишь 2% опрошенных в Москве представителей малого и среднего бизнеса отметили, что развитие частного предпринимательства в городе является приоритетом для мэрии. В Челябинске таких на 5% больше. В Москве 57% предпринимателей считают, что правительство столицы мало внимания уделяет развитию малого и среднего бизнеса в мегаполисе. В Челябинске такого же мнения о городских властях придерживаются только 37% опрошенных предпринимателей. % челябинских бизнесменов знают о программах поддержки малого и среднего бизнеса в городе и 8% участвуют в реализации муниципальных программ. В Москве эти показатели равны соответственно 49% и 10%. В целом по всем городам-миллионникам участие в муниципальных программах развития малого и среднего бизнеса принимают 7% компаний. 71% участников таких мероприятий положительно отзываются об эффективности местных программ, 5% отказались дать оценку, 14% дали нулевую оценку, 10% посчитали эффективность низкой. Еще один статистический показатель не в пользу столицы. На 1000 москвичей приходится 19,7 малых предприятий, в Челябинске - 59. Любопытно, что 52% челябинских предпринимателей не практикуют решение проблем с помощью подкупа, а в Москве принципиальных противников взяток - 32%. Но в Челябинске никто не признался во взяткодательстве, а в столице 15% опрошенных честно ответили, что давали взятки. При этом 53% московских респондентов отказались отвечать на вопрос о взятках, а в Челябинске - 48%. Во всех российских городах-миллиониках считают, что ситуация по муниципальной поддержке малого и среднего бизнеса ухудшилась по сравнению с докризисными годами. В частности, стало сложнее открыть новое дело.» [8]
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Финансирование малого и среднего бизнеса - время испытаний и возможностей
«Ситуация 2008 года заставила пересмотреть банки ряд своих политик: пересмотреть лимиты на заемщиков, пересмотреть внутренние регламенты. В настоящий момент, я думаю, наш финансовый сектор подготовлен очень хорошо. Более того, банки, хотят они того или нет, уже сейчас начинают более внимательно изучать своих заемщиков. Мы в основном сосредоточились на работе с малым и средним бизнесом и на работе с розничными клиентами - кризис показал, что они более стабильны и не создают глубоких проблем. Конечно, были трудности, но малый бизнес очень чутко реагирует на любую нестабильность: первым чувствует кризис, первым погружается в него, но как только появляется «свет в конце туннеля» малый бизнес первым начинает возрождаться. Есть государственные программы, но дело в том, что далеко не все субъекты малого или среднего бизнеса могут соответствовать тем или иным требованиям этих программ. Есть большая программа у МСП банка, бывшего Российского банка развития. Существуют многочисленные региональные программы, как правило, это Фонды поддержки малого и среднего бизнеса, которые дают гарантии по банковским кредитам. Во многих регионах существуют также программы компенсировании кредитных ставок.» - говорит вице-президент финансовой группы «Лайф» Эдуард Гитис. [9]
Решение актуальных проблем бизнеса
Участники съезда-форума общественной организации «Опора России» ответили на вопросы агентства «Прайм». Респонденты отметили существенное снижение административных барьеров, создание площадок для общения бизнеса и власти, создание института оценки регулирующего воздействия нормативных актов. Вместе с тем бизнесмены отметили нехватку налоговых льгот, высокий уровень страховых взносов и слабую заинтересованность муниципальных властей в развитии малого и среднего предпринимательства. Глава МЧС Владимир Пучков, посетивший форум «Опоры», обещал, в частности, радикальное снижение проверок, подведомственных его министерству: до конца года, по его словам, их количество уменьшится вдвое, а уже в следующем году - сократится в десятки раз. В этой сфере сегодня уже достигнут немалый прогресс, отметил председатель комиссии «Опоры» по зообизнесу Кирилл Дмитриев. Он отметил, что в последние годы удалось установить прямой контакт с федеральными и региональными чиновниками и благодаря их диалогу с «Опорой» проверок стало меньше. «С учетом того, что между нами установлены рабочие взаимоотношения, мы легко решаем эти вопросы, пресс нагрузок, проверок сокращается. В нашей отрасли это заметно», - заверил он. С ним согласился член президиума «Опоры» Юрий Савелов, представляющий отрасль легкой промышленности. «Проблемы с проверками были постоянно, люди откровенно приходили собирать мзду, сейчас этого не происходит», - сказал он. [10]
Заключение
В заключение следует отметить, что в перспективе будут добиваться успеха только те предприниматели, которые постоянно пополняют свои знания, хорошо владеют нормативно-правовой информацией, касающейся ведения бизнеса, умеют юридически грамотно составлять контракты и добросовестно исполнять договорные обязательства. В современных условиях малый и средний бизнес, на наш взгляд, не может эффективно развиваться без применения основ стратегического и инвестиционного менеджмента и повышения инновационного потенциала предприятий. Это будет способствовать достижению экономического роста в России, повышению конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке, что является важной задачей в современных условиях глобализации мировой экономики. На наш взгляд, важнейшим направлением также является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Несмотря на предусмотренные всеми федеральными программами меры, механизм оказания финансовой поддержки малому бизнесу в целом неэффективен. В целом государственная политика поддержки предпринимательства и особенно механизмы ее реализации требуют пересмотра и реформирования. Сложившаяся экономическая ситуация так же негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы.
Список использованных источников
1. Конституция РФ. - М.: «Омега - Л», 2011. - 63 с. . ГК РФ. - М.: Проспект КноРус, 2011. - 544 с. . Гарантуров В. Экономический риск. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 208 с. . Горфинкель В. Я. Курс предпринимательства. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 315 с. . Лапуста М. Г. Риски в предпринимательской деятельности. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 297 с. . Санжиев Д. Отрицательная динамика развития малого бизнеса. // Экономика и жизнь. - 2012. - №10. - с. 8 - 22. . Ушакова Т. Вызов - это хорошо! Конкуренция - это всегда классно. // Финансовая газета. - 2012. - №7. - с. 15 - 18. . Фриман В. Что мешает бзнесу? // Финансовая газета. - 2012. - №11. - с. 7 - 10. . Христофоров М. Совершенствование макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России // Креативная экономика. - 2010. - №10. - с. 30-34. 10. Хлевников А. Формирование и развитие профессиональных управленческих кадров для модернизации промышленности на инновационной основе // Креативная экономика. - 2010. - №8. - с. 66 -70. 11. <http://opora.ru/> ОПОРА РОССИИ, Объединение предпринимателей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|