Глава 2. Сохранение культурного наследия в деятельности международных организаций (на примере Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ Г С О Д Е Р Ж А Н И Е: ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 3 1.Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия................................................................................................................................... 5 1.1.Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия.................... 5 1.2. Международные организации в системе Всемирного культурного наследия........... 11 Глава 2. Сохранение культурного наследия в деятельности международных организаций (на примере Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия)....................................................................... 15 2.1.Миссия и цели Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия....................................................................................................................................... 15 2.2.Программы пропаганды защиты культурного наследия............................................... 16 2.3.Обзор выставки «МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»............................................................... 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................... 22 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и взаимного сотрудничества, каждое государство стремится к сохранению этих предметов для последующих поколений. В начале девяностых годов в России наметилась стабильная тенденция к утрате культурных ценностей. Из-за повышенной потребительской стоимости, неподверженной инфляции, они стали наиболее выгодным средством вложения капитала. В короткие сроки получил широкий размах и приобрел устойчивые формы нелегальный бизнес, связанный с ними, и особенно - с их перепродажей за границу. Незаконный оборот культурных ценностей по масштабам встал практически на один уровень с теневым оборотом оружия и наркотиков. Достаточно сказать, что сумма прибылей, извлекаемых преступным миром от их продажи, исчисляется несколькими миллиардами долларов в год. В результате стремительного роста преступной деятельности значительная часть культурных ценностей была разграблена и вывезена за границу. По оценкам экспертов, Россия потеряла до восьмидесяти процентов произведений искусства допетровской Руси.
Между тем, именно от состояния культурных ценностей, составляющих национальное богатство государства, зависит духовное здоровье нации и будущее народов России на рубеже нового тысячелетия. К проблемам сохранения культурного наследия следует отнести, прежде всего, отсутствие должного внимания к данной проблематике со стороны академической правовой науки, отсутствие комплексного подхода и крайняя непоследовательность в создании законодательной и нормативной базы в сфере сохранения и использования культурных ценностей. Пожалуй, единственным, в отечественной юриспруденции, фундаментальным исследованием, посвященной проблематике сохранения культурных ценностей, является книга профессора Богуславского М.М. «Международная охрана культурных ценностей».(М., МО., 1979 г.). Можно назвать еще две-три фамилии авторов, касавшихся данной тематики - и это все, что имеется в отечественной библиографии на сегодняшний день.[1] Лишь недавно учреждения культуры по всему миру осознали необходимость донести до самой широкой аудитории, включая политиков, идею о том, насколько важна защита культурного наследия для качества повседневной жизни людей. Зачастую наше восприятие культуры столь непосредственно, что мы принимаем культурное наследие как должное, не отдавая себе отчета в том, насколько оно хрупко и подвержено разного рода угрозам, исходящим от природы и людей. К их числу относятся: бесконтрольная коммерческая деятельность, вечный недостаток средств, необходимых для сохранения и поддержания памятников культуры, а также - безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача.
Хотя сохранение культурного наследия стало рассматриваться правительствами многих стран как задача большой общественной значимости, в общественном сознании понимание важности защиты памятников культуры пока что сильно отстает от понимания необходимости защиты окружающей среды и дикой природы. Несмотря на определенный интерес, проявляемый в последнее время отечественными учеными к рассматриваемой теме, проблемы охраны культурных ценностей в деятельности международных организаций на современном этапе до сих пор не получили должного освещения в литературе. Эти факторы в совокупности обусловили цель курсовой работы, которая стоит в анализе основных направлений деятельности международных организаций по сохранению культурных ценностей. 1.Деятельность международных организаций в сохранении 1.1.Понятие, виды и международно-правовой статус
Круг предметов, относящихся к культурным ценностям, широк и разнообразен. Они различаются по природе происхождения, по форме воплощения, по значению, представляемому для общественного развития, и многим другим критериям. Естественно, все эти отличия отражаются и на правовом регулировании культурных ценностей. С социально-правовой точки зрения представляет интерес деление указанных предметов на: духовные и материальные; движимые и недвижимые; по значению - на ценности общечеловеческого, федерального и местного значения; по форме собственности - на ценности, находящиеся в федеральной, муниципальной и частной собственности; по назначению - на ценности, которые в связи со своими качественными характеристиками должны быть использованы в основном в научно-исследовательских, а также в культурно-просветительных и воспитательных целях, ценности культуры, главной целью организации использования которых является обеспечение их оптимальной сохранности с одной стороны, и доступности для экскурсионных осмотров и туристов с другой и ценности, достаточно хорошо сохранившие свое функциональное назначение, которые на этом основании могут использоваться в тех же или близких к ним общественных, хозяйственных или иных целях в современных условиях.
Рассмотрение культурных ценностей с позиции философии позволяет говорить о том, что ценности культуры являются величиной, производной от соотношения мира и человека, и включают и то, что есть в мире, и то, что создает человек в процессе истории. Политика государства по отношению к культурным ценностям носит, как правило, охранительный характер. Исключение составляют лишь короткие периоды революций и реформ[2]. В советский период российской истории приоритеты культурной политики определяло исключительно государство, с началом реформ все большую значимость в деле сохранения культурного наследия приобретает деятельность общественных социальных систем и, прежде всего, международных организаций, но государство при этом не утратило своей охранительной функции. Законодательство РФ и ее субъектов, а также местное законодательство о сохранении и использовании культурных ценностей необходимо рассматривать в контексте международной нормативной системы, в контексте концепции всемирного культурного наследия (достояния), нормативно закрепленной в современном международном праве.[3] Ее суть можно изложить следующим образом: 1. Государства в соответствии со своим внутренним законодательством имеют право объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми (п. d ст. 13 Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.).
2. Культурные ценности, являющиеся национальным культурным наследием (достоянием) признаются всемирным наследием(достоянием) человечества. Право собственности на эти ценности не может быть передано или присвоено другим народом (государством) (п.1 ст.6 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.). 3. Государства обязаны содействовать возвращению заинтересованным государствам ценностей незаконно вывезенных с их территории. Исходным пунктом становления этой концепции стало выдвижение во второй половине 60-х годов ХХ века в международном публичном праве понятия «общее наследие человечества» применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной юрисдикции и несколько позже - в начале 70-х годов - в отношении Луны и других небесных тел и их ресурсов. В 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО принята Конвенция о всемирном культурном и природном наследии, а также Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане, в которых вышеназванные термины впервые применены в свете стройной концепции.[4] Российская Федерация участвует в вышеназванной конвенции и несет вытекающие из нее обязательства в порядке общего правопреемства по договорам СССР. Данная концепция нашла соответствующее преломление на региональном общеевропейском уровне. Согласно конвенциям 1969 и 1985 гг., принятых в рамках Совета Европы, архитектурное и археологическое наследие Европы признано «общим наследием всех европейцев»[5]. Российская Федерация с февраля 1996 г. является полноправным членом этой авторитетной международной организации и участвует в вышеуказанных конвенциях. Культурная программа Совета Европы направлена на: → содействие осознанию и развитию этой самобытности, которая составляет культурную мозаику нашего континента; → поиски совместных решений проблем таких, например, как глобализация экономики и ее последствия, с которыми сталкиваются государства-члены при проведении их культурной политики. На основе анализа законодательства ряда государств (США, Англии, ФРГ, Франции), а также принципов и норм международного права, можно прийти к выводу, что в вышеуказанных странах, а также в практике деятельности международных организаций, в частности, ЮНЕСКО и Совета Европы для обозначения культурных ценностей используются два наиболее распространенных понятия: cultural heritage - das Kulturerbe (культурное наследие) и cultural property - das Kulturgut - patrimoine culturel (дословно: культурная собственность). При этом термин «cultural property» по своему содержанию в одном из значений является эквивалентом понятия «национальное богатство» и поэтому полностью обоснованно переводится на русский язык как «культурное достояние»[6].
Свидетельством заботы мировой общественности о культурном наследии являются важнейшие международно-правовые акты в данной сфере - конвенции об охране культурных ценностей: Конвенция об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др. Например, в соответствии со Статьей 4 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14.11.1970 г. по закрепленному в этом международно-правовом документе критерию - по источнику происхождения и создания - выделяются пять групп движимых культурных ценностей, относимых к культурному наследию. К первой группе относятся «культурные ценности, созданные отдельными лицами или коллективами лиц, являющихся гражданами данного государства, и культурные ценности, имеющие важное значение для данного государства и созданные на территории данного государства иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории данного государства». Ко второй группе отнесены ценности, обнаруженные на национальной территории. К третей - культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. В четвертую группу входят ценности, приобретенные в результате добровольных обменов. И, наконец, в пятую - культурные ценности, полученные в качестве дара или законно купленные с согласия компетентных властей страны, откуда они происходят. В целом, анализ литературы и правовых актов, в том числе и международно-правовых, касающихся сохранения культурного наследия, позволяет классифицировать культурные ценности по ряду критериев, а именно: 1.Культурные ценности в философском аспекте представляют собой конкретно выраженный, наилучший творческий результат общественного труда определенной исторической эпохи, признаваемый национальным или всеобщим ориентиром человеческой деятельности на протяжении многих поколений. 2.Культурные ценности в правовом аспекте - это уникальные предметы материального мира, являющиеся результатом человеческой деятельности прошлых поколений или тесно связанные с ней, имеющие общенациональное или общечеловеческое культурное значение. Они обладают следующими признаками: а) обусловленность человеческой деятельностью или тесная связь с ней; б) уникальность; в) всеобщность; г) особая значимость для общества; д) возраст. 3.Культурные ценности по внутреннему ценностному содержанию классифицируются: 1) по родовому признаку - на научные ценности и ценности искусства; 2) по видовому признаку - на исторические, археологические, палеонтологические, филателистические, нумизматические и т.д. (научные ценности); художественные, музыкальные, кинематографические, ценности архитектуры и скульптуры и т.п. (ценности искусства). 1.2. Международные организации
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные[7]) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН.[8] Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.). Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях.[9] Система Всемирного наследия состоит из нескольких структур: ⌂ Фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО ⌂ Комитет Всемирного наследия ⌂ Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО ⌂ Бюро Всемирного наследия Фонд Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО имеет выдающуюся ценность. Этот Фонд, согласно соответствующим статьям Положения о финансах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, является целевым фондом.[10] Структурно Фонд выглядит следующим образом: При этом Отдел внешних связей взаимодействует с: ЮНЕСКО; Международными организациями системы Всемирного наследия; Государственными организациями; Православными организациями; Партнерами. Комитет может внести объект Всемирного наследия, соответствующий определению, данному в Статьях 1 и 2 Конвенции об охране Всемирного наследия, в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, если выясняется, что состояние данного объекта соответствует, по крайней мере, одному из критериев, приведенных для любого из перечисленных ниже случаев. Для объектов культурного наследия: Установленная опасность - Объекту угрожает конкретная серьезная опасность, существование которой доказано, к примеру: · серьезное разрушение материалов; · серьезное повреждение конструкции и/или декоративных элементов; · серьезное нарушение архитектурной и/или градостроительной связности; · серьезное ухудшение состояния городского, сельского или природного окружения; · значительная утрата характеристик исторической подлинности; · значительная утрата культурной значимости. Потенциальная опасность - На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру: · изменение юридического статуса объекта и связанное с этим снижение категории охраны; · отсутствие охранной политики; · пагубные последствия хозяйственного развития региона; · пагубные последствия развития городской застройки; · возникновение или угроза вооруженного конфликта; · постепенные изменения в результате воздействия геологических, климатических и пр. экологических факторов. В Систему международных организаций по сохранению культурного наследия входят: ИККРОМ (ICCROM). Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей - межправительственный орган, осуществляющий экспертную поддержку по сохранению объектов, включенных в Список Всемирного наследия, а также проводящий тренинги по реставрационным технологиям. Центр создан в 1956 году, находится в Риме. Является активным членом информационной сети Всемирного наследия. ИКОМ (ICOM). Международный совет музеев основан в 1946 году с целью развития и поддержки музеев и их сотрудников на международном уровне. Совет был инициатором создания информационной сети Всемирного наследия. ИКОМОС (ICOMOS). Международный совет по охране памятников и исторических мест основан в 1956 г., после принятия Венецианской хартии, с целью поддержки идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список Всемирного наследия, а также сравнительный анализ, техническую поддержку и составление периодической отчетности о состоянии включенных в Список объектов. Совет является одним из ведущих членов информационной сети Всемирного наследия. МСОП (IUCN). Международный союз охраны природы и естественных богатств - международная неправительственная организация, осуществляющая подготовку рекомендаций Комитету Всемирного наследия по включению в Список объектов природного наследия, а также готовящая отчеты о состоянии сохранности включенных в Список объектов через международную сеть специалистов. МСОП был создан в 1948 году, расположен в Швейцарии. В МСОП насчитывается более 850 членов. ОГВН (OWHC). Организация городов Всемирного наследия (OWHC). Города Всемирного наследия - организация, основанная в 1993 году для развития сотрудничества между городами Всемирного наследия, в особенности в рамках выполнения Конвенции. Она способствует обмену знаниями и опытом управления, а также взаимной материальной поддержке в деле охраны памятников и исторических мест. Особый подход заключается в необходимости более динамичного управления расположенными в городах объектами из-за повышенной антропогенной нагрузки. К настоящему времени в мире насчитывается более 100 городов Всемирного наследия. Глава 2. Сохранение культурного наследия в деятельности международных организаций (на примере Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|