Проблемы токсикомании в России и пути ее предотвращения
Токсикомания - заболевания, вызванные хроническим употреблением психоактивных веществ (лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ); характеризуются развитием психической и в ряде случаев физической зависимости, изменением толерантности к потребляемому веществу, психическими и соматическими расстройствами, изменением личности. Основные мотивы токсикомании: удовлетворение любопытства относительно действия психоактивного вещества; испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой; выражение индивидуальности (независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим); притягательная сила «незнакомого» и др. Большое место среди веществ, вызывающих токсикоманию, занимают психотропные средства, некоторые снотворные и стимулирующие. Привыкание (привязанность, зависимость) может быть двух видов. В одном случае люди, употребляющие эти вещества, стремятся получить эффект эйфории, комфорта; в другом - избежать плохого самочувствия, дискомфорта. В обоих случаях для получения нужного состояния приходится повторять прием вещества. Токсикомании возникают вследствие ряда причин. Одной из них является нерациональная, неправильная терапия, проводимая врачами. Имеет значение частый прием медикаментов при бессоннице, различных неблагоприятных жизненных ситуациях или их использование у мнительных людей, постоянно стремящихся к лечению. В последние годы эффект многих токсикоманических препаратов стал хорошо известен, и поэтому некоторые люди начинают их принимать с целью получения эйфории, легкого удовольствия, хотя последнее чувство очень скоро проходит, уступая место неудовлетворенности, необходимости повысить дозу при нарастающей психической и физической зависимости. Нередко жертвами привыкания становятся психопатические личности.
Всевозможные химикалии, которыми злоупотребляют токсикоманы, не предназначенными для приема внутрь, поэтому действие этих веществ на организм крайне разнообразно, а порой непредсказуемо. Это не лекарственные препараты, поэтому говорить о безопасной для здоровья рекомендуемой дозе не приходится. Эти токсичные вещества растворяют лаки, жидкие масла, краски. Надписи на упаковке предупреждают нас использовать их только в хорошо проветриваемом помещении. Эти продукты нефтехимии служат топливом для двигателей, употребляются для снятия смазки, в качестве герметиков или для смазывания металлических деталей машин. Это водоотталкивающая пропитка для ткани, средства для чистки ковров, половые и мебельные лаки, пятновыводители. Эти вещества убивают насекомых, сорняки и другие живые организмы. Любое из этих веществ, способно причинить непоправимый вред здоровью человека. Уже через несколько секунд после вдыхания, пройдя через легкие, высококонцентрированные пары химических веществ достигают мозга. Поначалу кайф от вдыхания ингалянтов длится от нескольких минут до часа. «Нюхальщик» может почувствовать головокружение, дурноту. У него не просто всё плывет перед глазами, а возникают самые настоящие галлюцинации. Другие временные эффекты, вызываемые ингалянтами, - возбуждение и эйфория, за которыми следует глубокая депрессия. Токсикомания приводит к крупным необратимым повреждениям нервной системы организма. Ингалянты способны разрушить защитную жировую оболочку вокруг нервов, что приводит к нарушению работы головного мозга и слабоумию, к судорогам. Такие стойкие нарушения проявляются в резкой перемене характера человека и его сознания, в потере способности мыслить аналитически, приводят к ухудшению памяти, к появлению страхов, враждебности, к мыслям о самоубийстве. Память слабеет до такой степени, что человек не в состоянии запомнить даже самые элементарные вещи, как, например, номер телефона.
Другие возможные нарушения: повреждение зрительного нерва, приводящее к частичной слепоте, потеря слуха, нарушение работы печени, почек, разрушение костного мозга, слабость, и атрофия мышц, спазмы конечностей и потеря их чувствительности, заболевания органов дыхания и пищеварения, сердца и крови. Из-за возникающих психических и неврологических отклонений, из-за нарушения памяти лечить токсикоманов особенно трудно. Наркотические и психотропные вещества имеют двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения, с другой, их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением. Об остроте сложившейся ситуации с наркоманией и токсикоманией говорит тот факт, что по результатам социологических опросов, проведенных в 2009 году фондом «Общественное мнение», среди проблем, наиболее опасных для страны, респонденты на первое место выдвинули не терроризм (30% опрошенных), не низкий уровень жизни (28%) и безработицу (27%), не коррупцию (27%) вместе с преступностью и бандитизмом (34%), а именно наркоманию и токсикоманию (36% опрошенных). января 1998 г. Президентом России был подписан Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Закон 1998 г.), ранее принятый Государственной Думой (10 декабря 1997 г.) и одобренный Советом Федерации (24 декабря 1997 г.). Данный нормативный документ вступил в силу через три месяца со дня его официального опубликования. Закон 1998 г. устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Законом 1998 г. устанавливаются организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Так согласно ст. 40 Закона 1998 г., в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Также, согласно ст. 46 Закона 1998 г., запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Реклама наркотических средств, внесенных в списки 1 и 2, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Запрещается распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих психотропные вещества или наркотические средства.
Статья 228 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (далее - УК РФ) предусматривает основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления, описывающие деяния, относящиеся соответственно к средней тяжести и тяжким преступлениям. Статья 228.1 УК РФ предусматривает основной (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированный (ч. 3) составы преступления, описывающие деяния, относящиеся к категории тяжких (ч. 1) особо тяжких (ч.ч. 2, 3) преступлений. В ст. 228.2 УК РФ речь идет о нарушении правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотиков или психотропных веществ. Согласно ст. 229 УК РФ «Хищение либо вымогательство наркотических средств» основной объект преступного посягательства - отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивающие безопасность здоровья населения. В качестве факультативных объектов выступают собственность, безопасность здоровья или физической свободы человека, интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, в коммерческих и иных организациях. Таким образом, токсикомания выступает как более «лояльная» форма наркомании. Самостоятельной уголовной ответственности за распространение веществ, формально не являющихся наркотическими, а тем более самостоятельно изготовляемых самими токсикоманами (включая использование для этих целей бытовую химию и продукты питания), не предусмотрено.
Ни для кого не является секретом, что Россия переживает сложный период своего исторического развития. Здесь и коренятся многие причины преступлений, связанные с незаконным оборотом психоактивных веществ. Эти причины обусловлены противоречиями кризисного характера, неблагоприятным влиянием социально-экономических факторов и прежде всего нестабильностью и разбалансированностью экономических процессов, а также политической неустойчивостью. Все это порождает социальные конфликты, обусловливает потерю ориентации, дезадаптацию и деморализацию части наших сограждан, особенно характерную для несовершеннолетних и молодежи. Токсикомания выступает как фоновое явление преступностью. В состоянии эйфории (опьянения) или абстиненции (голода) токсикоманы не менее, чем наркоманы способны на агрессивные действия, у них выявляются скрытые при нормальном состоянии низменные качества и черты личности. Вовлечению подростков в наркотизацию способствуют дистрессогенные социально-экономические условия современности. Все чаще потребление наркотиков выступает способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения. Криминалистическая профилактика преступлений в сфере незаконного оборота психоактивных веществ зависит от криминалистической характеристики преступления. Знание обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, имеет большое значение для профилактики новых преступлений. А неустановление таких обстоятельств приводит к неполноте, односторонности предварительного расследования и судебного разбирательства. Типичными обстоятельствами, способствующими незаконному изготовлению, хранению и сбыту наркотических средств, являются: . Непринятие правоохранительными органами мер по заявлениям граждан о противоправном поведении лица; . Бездействие очевидцев незаконного изготовления, хранения и сбыта наркотических средств, несвоевременное их обращение в правоохранительные органы; . Контрабанда наркотических средств; . Безразличное отношение к преступникам людей, ответственных за их судьбу: родителей, преподавателей и т.д.; . Отсутствие ограничений на специальную литературу, в которой приводятся методики изготовления наркотических средств и психотропных веществ; и др.
С целью поиска путей эффективного контроля над наркотиками и психотропными веществами ООН были приняты три международные конвенции: 1961 г., 1971 г. и 1988 г., которые и определяют систему международного контроля. Поскольку Россия является участником всех трех Конвенций, также как и других международных актов, осуществляющих правовое регулирование в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, ее национальная система законодательных мер профилактики наркотизма должна соответствовать установлениям международно-правовых актов. В незаконном обороте имеет хождение большое количество видов наркотических средств и психотропных веществ. Конкретный Перечень наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен или ограничен в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 года №76. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков складывается из обстановки совершения преступления, характеристики наркотических средств, механизма совершения преступления и характеристики лиц, совершающих незаконные действия с наркотиками. Наиболее существенными факторами обстановки совершения данной категории преступлений являются: немедицинское употребление наркотических средств, наличие в регионе источников получения наркотических средств, наркосодержащего сырья, а также веществ, материалов и оборудования, используемых для незаконного изготовления наркотиков. На первоначальном этапе расследования обычно планируется задержать участников преступления с поличным, а также детальные допросы, обыски, осмотры мест изготовления, средств транспортировки, сбыта и потребления названных средств и веществ, обыски у преступников и их связей, допросы свидетелей-очевидцев, соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. На последующем этапе проводятся различные экспертизы; допросы свидетелей, которые могут сообщить данные, входящие в предмет доказывания, но очевидцами преступления не являются; предъявление для опознания обвиняемых, орудий преступления, иногда помещений. Все вышеуказанные следственные действия, в случае проведения по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, имеют свои особенности. Приходится с сожалением констатировать тот факт, что в настоящее время качество предварительного следствия, в том числе и по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств, оставляет желать лучшего. Этому способствуют различного рода причины, в том числе такие, как неопытность молодых специалистов, текучесть кадров, политика работы, направленная на количественные, а не качественные показатели и т.д. По справедливому замечанию Е.С.Безруких, результаты противодействия наркопреступности, несмотря на некоторые позитивные сдвиги в данном направлении, нельзя признать удовлетворительными: «По-прежнему к уголовной ответственности привлекаются преимущественно потребители или мелкие сбытчики наркотиков, тогда как изготовители и оптовые поставщики наркотических средств, организаторы наркобизнеса, как правило, остаются вне сферы правового воздействия». Представляется, что такое положение вещей и вызвано направленностью политики работы всех правоохранительных органов не на качественные показатели, а на количественные. Что же касается пресечения деятельности наркодельцов, то здесь центральной представляется проблема противодействия коррупции сотрудников правоохранительных органов, которые, по существу, прикрывают деятельность наркодельцов. По результатам опросов, проведенных И.М.Клейменовым и Д.Ю.Артемовым, с утверждением «правоохранительные органы плохо борются с наркобизнесом потому, что они коррумпированы представителями наркомафии» стабильно соглашаются не менее 65% респондентов. При этом вышеуказанные исследователи замечают: «Материалы проведенных нами опросов не дают оснований упрекнуть население в предвзятости по отношению к работникам правоохранительных органов, поскольку на страницах анкет указаны годами действующие «точки» реализации наркотических средств. О них известно всем, кроме тех, кто должен знать об этом по долгу службы. Это указывает на то, с чего необходимо начать решительную борьбу против наркобизнеса - с очищения рядов подразделений, специализирующихся на противодействии незаконному обороту наркотиков, от коррупционеров и предателей. В противном случае центр борьбы с наркобизнесом будет традиционно находиться в аудиториях, где проводятся очередные конференции, на страницах научных и научно-популярных изданий». Для повышения качества расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом психоактивных веществ, следует обратить внимание на соответствующую специальную подготовку специалистов, занимающихся расследованием этих преступлений: следователей, оперуполномоченных, экспертов и т.д., а для этого необходимы и специальные учебные заведения, и соответствующая техническая база. Предупредительная деятельность в сфере незаконного оборота психоактивных веществ включает две составные части: а) общее предупреждение, основным содержанием которого являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. К сожалению, представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, выносимые следователем (дознавателем) в соответствии со ст.73 и 158 УПК РФ, часто носят формальный характер. б) индивидуальное предупреждение в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и склонных к совершению на этой почве преступлений. Должностное лицо органа предварительного расследования должно использовать выявленные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, в профилактических целях, определять конкретные мероприятия по их устранению. Также одним из направлений криминалистической профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом психоактивных веществ, является обобщение судебно-следственной практики расследования. Эффективность работы по криминалистической профилактике преступлений, совершаемых в сфере наркобизнеса, во многом зависит от тесного взаимодействия разных служб органов внутренних дел, государственных учреждений, граждан и средств массовой информации. Из направлений предотвращения токсикомании следует также назвать мероприятия по противодействию незаконного оборота психоактивных веществ, в том числе внедрение средств технического контроля. Одна из самых главных статей дохода криминального бизнеса - наркотики и психоактивные вещества. После распада СССР у России появилось более 30 тыс. км. новой государственной границы. Средств на ее охрану отпущено практически не было, чем не замедлили воспользоваться представители криминала. Еще в период существования СССР НПО «Химавтоматика» разработало оборудование, позволяющее определять, из какой географической области прибыл наркотик. Сегодня для такого анализа достаточно всего лишь 10 минут и 0,000000001 грамма любо наркотического вещества. Это позволило бы нарисовать на карте страны почти все маршруты незаконного оборота психоактивных веществ. Но, к сожалению, эти разработки до сих пор не получили широкого применения. Кроме того, разработки официально не сертифицированы, поэтому дело на суде может быть «развалено» по процессуальным мотивам. Создание отдельного правоохранительного органа для борьбы с наркоторговлей никоим образом не уменьшит значимость той работы, которую проводят таможенники. Как раз наоборот: в отличие от МВД, таможенные структуры в большей степени сохранят свои возможности в этой сфере. Останутся возможности реагирования на выявляемые наркопреступления, а дальнейшее расследование по таким делам будет вести антинаркотический комитет. В борьбе с наркобизнесом возможности таможни будут востребованы еще и в силу трансграничности этого вида организованной преступности. Сегодня наше государство действует в рамках более чем 30 межправительственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с наркобизнесом. Теперь эта деятельность будет консолидирована в ФТС и позволит эффективнее использовать возможности международного сотрудничества для борьбы с наркоторговлей. Такое сотрудничество усилит возможности России в борьбе с распространением наркотиков за счет использования различных ресурсов других стран. Федеральная таможенная служба РФ принимает участие в совместных международных операциях с таможенными и другими правоохранительными структурами стран ближнего и дальнего зарубежья в рамках борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В настоящее время на базе главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России в Москве функционирует офис Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации со странами СНГ «RILO- Москва». Эта сеть состоит из 11 RILO по всему миру. На сегодняшний день свое восхождение в «RILO- Москва» подтвердили 9 стран бывшего пространства СССР. В задачу этих центров входят сбор и обработка информации о контрабанде всего ряда товаров, в том числе наркотиков и психоактивных веществ. Система позволяет проследить всю цепочку наркоторговли - от продавца до покупателя, а ее цель перекрыть весь канал поставок. Такие операции уже были проведены со странами Европы, США и Японии. По данным Главного управления с контрабандой ФТС России, в 2009-2010 годах в ходе собственных оперативно-розыскных мероприятий, а также проведенных совместно с российскими и зарубежными правоохранительными органами, было пересечено 783 попытки контрабанды наркотиков. Из незаконного оборота изъято более 1227 килограммов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Но всё же главным направлением профилактики и преодоления токсикомании остается совершенствование материальных и социальных условий жизни людей. Поэтому комплексное использование экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер является основным условием эффективного предупреждения наркотизма и токсикомании. Все эти меры должны найти закрепление в государственной программе и реализовываться в российской антинаркотической политике.
Литература токсикомания наркотический психотропный правоохранительный 1. Федеральный закон от 08 января 1998 г. - №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №2. - Ст. 219. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. - №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.(с изменениями и дополнениями) . Безруких Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первичным этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: Автореф. дисс. [Калинингр. юр. ин-т МВД РФ]. - Калининград, 2003. . Клейменов И.М., Артемов Д.Ю. Стратегии противодействия незаконному обороту наркотических средств // Российская юстиция, 2008, №1 . Лукин А.В. Ошибки и нарушения, допускаемые оперативными работниками и следователями при рассмотрении материалов и расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков // Проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков. Материалы научно-практ. конференции. - Омск: ТГУ, 2005. . Хлобустов О. Тревога // Юридическая газета. - 2010. - №2. 7. Мантатова М.Ш. Наркомания и токсикомания как проявления девиантности в среде подростков и молодежи на современном этапе развития российского общества Дис.... канд. социол. наук: 22.00.04 Улан-Удэ, 2006 215 с. 8. Сазонов С.С. К вопросу о социальном управлении противодействием распространению наркотических веществ // Горное дело и окружающая среда. Инновации и высокие технологии ХХI века. МГГУ 2008 Том 1. С. 75-77. . Сазонов С.С. Необходимость противодействия распространению наркотических веществ в системе социального управления в современных условиях // Труды Российских Ученых. №4. 2009. С. 3-5. 10. Корсантия А.А., Максименко И.В. Основные причины детерминации преступности в Российской Федерации (2009) http://www.dpr.ru/pravo/ pravo_27_25.htm 11. МКБ-10 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ http://www.mkb10.ru/?class=5&bloc=65
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|