Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия, её роль в жизни современного общества.





Религия (от латинского religio - святыня, набожность, предмет культа) - внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.

 

Признаки религии:

1. Вера в сверхъестественное.

2. Организованное поклонение высшим силам - культ

3. Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов)

 

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления - культ.

Культ (от латинского cultus - возделывание, уход, почитание, поклонение) - система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Религия имеет свою историю. Учение считают, что исторически первыми примитивными, первобытными формами религии были:

ü Магия - вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир

ü Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.

ü Тотемизм - поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику

ü Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

 

Ранние формы религии сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с современной цивилизацией. Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований. В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день

2. Нацонально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций

3. Мировые религии: Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

ü Объединение крупной общности людей

ü Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

ü Достаточно развитые религии имеют свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Роль религии в жизни современного общества:

ü Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем

ü Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей

ü Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность

ü Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

ü Объединяет общество или какие-то большие социальные группы

ü Узаконивает некоторые общественные порядки

ü Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.

 

 

Искусство, его формы, основные направления

Искусство:

Ø специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;

Ø практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;

Ø высокая степень мастерства.

Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.

Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.

Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.

Функции искусства:

Ø общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);

Ø художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);

Ø воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей);

Ø эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека);

Ø утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);

Ø предвосхищения (предвосхищает будущее);

Ø внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);

Ø гедонистическая (доставляет людям удовольствие);

Ø познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке).

 

 

Мораль, ее категории

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.

Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.

Моральные требования и представления:

ü нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

ü моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

ü нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

ü морально-психологические механизмы (долг, совесть);

ü высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).

Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.

Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.


Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...