Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация медико-социальной работы на примере Республики Беларусь

 

В экономически развитых странах многие десятилетия существует звено специалистов медико-социального профиля – социальных работников (socialworker). Работа, которую они проводят, – это реальное воплощение принципов медико-социальной защиты населения, направленной на оказание конкретной помощи нуждающимся людям.

В Республике Беларусь социально-медицинская работа еще только начинает занимать свою нишу. Идет подготовка первых специалистов: социальных педагогов, социальных психологов и просто социальных работников. Их готовят Гродненский медицинский университет, Минский педагогический университет им. М. Танка, негосударственный женский институт «Энвила». Планируется дальнейшее развитие службы медико-социальной помощи, утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении.

При подготовке кадров социально-медицинских работников необходима трехуровневая система: специалисты с высшим, средним специальным образованием и персонал, добровольно помогающий ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами. Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению требуется одновременное участие специалистов всех трех уровней.

Специалист высшего уровня (социальный работник с высшим образованием, социально ориентированный врач) проводит оценку социально-экономической обстановки в регионе: уровень преступности, заболеваемость социально опасными болезнями (венерические заболевания, туберкулез. СПИЛ, наркомания, алкоголизм); собирает полную информацию о социальном положении населения с целью создания банка данных социальной карты региона; выделяет группы социального риска. На основании полученных данных специалист разрабатывает и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемой территории; координирует деятельность медико-социальной службы со смежными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.); контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена и добровольцами, участвующими в общей работе; решает другие организационные вопросы.

Медико-социальный работник среднего звена патронирует семьи и оказывает первичную медико-санитарную помощь инвалидам, хроническим больным; содействует в обеспечении медикаментами, предметами ухода, перевязочными и гигиеническими средствами; при необходимости организует консультации юриста, психолога, педагога; оказывает социально-бытовую помощь одиноким, престарелым и инвалидам; проводит санитарно-просветительскую работу, формирует устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни у детей и подростков и др.

Третий уровень социально-медицинской работы, как правило, обеспечивается за счет добровольцев (волонтеров) – студентов, верующих, представителей Общества Красного Креста, Ордена матери Терезы и других общественных объединений. Возрождение религиозных и благотворительных организаций, фондов милосердия и здоровья с их добровольческой инициативой в оказании помощи социально незащищенным контингентам – один из немногих позитивных факторов нашего времени.

В 1998 г. вступило в силу постановление об организации региональных Центров социальной поддержки семьи в рамках реализации президентской программы «Дети Беларуси». Это важный шаг по формированию службы медико-социальной помощи в республике.

В странах с развитой системой медико-социальной службы отделения медико-социальной помощи, как правило, создаются на базе амбулаторных лечебно-профилактических учреждений (поликлиник). Такой принцип формирования медико-социальных структур целесообразен по многим причинам и обусловлен прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.

Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т.д.). Он может быть занят также в работе дневных стационаров при поликлинике, в отделениях для долечивания, реабилитационных центрах, медицинских учреждениях медико-социального обеспечения и др.

Таким образом, социальная работа включает широкий круг задач социальной защиты населения. Однако было бы ошибочным полагать, что весь смысл этой работы сводится к максимальному удовлетворению потребностей подопечных, решению за них и вместо них большинства их проблем, предоставлению возможно большего количества услуг. В основе любой социальной программы должны лежать вопросы здоровья. Несоблюдение этого принципа неизбежно приведет к ущербности социальной программы и снижению ее эффективности. Социальная работа не может быть полноценной, если социальные работники не будут иметь ясного представления о сущности здоровья и здорового образа жизни.

По определению ВОЗ здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия индивида. Но что понимать под словом «благополучие»? Можно ли считать состоянием физического благополучия нормальное самочувствие человека с крайней степенью ожирения? Или психическое спокойствие человека, принявшего решение покончить с собой? И кого вообще в нашем обществе можно назвать здоровым? Для ответа на эти вопросы необходимо ввести еще одно понятие – адаптация (приспособляемость). Вся наша жизнь, как в историческом плане, так и в каждом конкретном случае, представляет собой непрерывный процесс приспособления к природной и социальной среде. По теории видов Дарвина, в процессе эволюции выживали те индивиды, которые наиболее успешно приспосабливались к среде обитания, развивали те качества организма, которые позволяли сохранить жизнь и способность к размножению в изменившихся условиях.

Итак, физическое благополучие человека – это отсутствие болезненных (патологических) изменений в деятельности всех органов и систем при наличии хорошей адаптации к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

Под психическим благополучием понимают отсутствие у человека психических заболеваний при достаточной психо-эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях (адаптация к стрессу).

Социальное благополучие – умение человека адаптироваться к окружающей его социальной среде с конструктивным (созидательным) результатом.

Объединив все эти три понятия в одно, становится ясно, кого можно назвать истинно здоровым человеком. Причем человек может как наращивать резервы здоровья, так и уменьшать их – сознательно или не ведая того. Поддерживать уровень здоровья и увеличивать его резерв можно при соблюдении здорового образа жизни.

Для поддержания физического благополучия необходимо правильное, максимально разнообразное питание; соблюдение гигиенических правил для обеспечения чистоты тела; физическая активность для хорошего кровообращения и тренировки мышц; частое пребывание на свежем воздухе для обогащения организма кислородом.

Для сохранения психического благополучия следует с раннего возраста учиться самостоятельности; приобретать навыки межличностного общения; уметь доставлять себе удовольствие разнообразными, но здоровыми формами проведения досуга. На 5–7 отрицательных эмоций должна обязательно приходиться одна яркая положительная. Если этого не происходит, человек начинает подсознательно искать и использовать суррогаты положительных эмоций – наркотики, алкоголь, необузданный секс. Умение получать положительные эмоции, сохранять состояние психо-эмоционального комфорта – основа здорового образа жизни, так как физическое здоровье самым тесным образом связано с состоянием психики человека.

Уметь создать для себя социальное благополучие – важнейшая способность человеческой личности. Основной закон психологии поведения гласит: «Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней».

На рубеже XXI века в Беларуси создались объективные и субъективные предпосылки для развития медико-социальной службы: дефицит профилактического надзора, ослабление контроля над образом жизни в детских и трудовых коллективах и т.д. В этой ситуации на помощь должны прийти социальные работники, тем более что при всеобщем обнищании многие элементарные атрибуты, способствующие поддержанию здорового образа жизни, становятся малодоступными. Но это не снижает актуальности и необходимости развития медико-социальной службы в нашей стране.

 


Заключение

 

По своей социально-ценностной сущности здоровье – это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.

Здоровье как индивидуальная ценность – это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.

Здоровье как социальная ценность – это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.

Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.

На протяжении всей истории человечества здоровье рассматрива-

лось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.

В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиоло-гических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско – аксиологического метода – подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.

Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.

Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.

По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие междувсё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим «обесцениванием здоровья как ценности». Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества.


Литература

 

1. Гаранло В.Д. Факторы риска, образ жизни населения и профилактика в системе охраны его здоровья: системный анализ понятий и их связи / Чернов, гос. мед. ин-т. – Черновцы, 1996. – 9 с.

2. Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика здравоохранения. – Копенгаген: Евр. регион, бюро ВОЗ, 1993. – 322 с.

3. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учеб.пособие. – М.: Медицина, 1993. – 512 с.

4. Отчет о состоянии здоровья в мире, 1995 год. Ликвидация разрывов. Отчет Генерального директора. – Женева, ВОЗ, 1995. – 140 с.

5. Пальцев М., Ярыгин В., Стародубов В. и др. // Врач. – 1996. – №10. – С. 27–29.

6. Соколов А.Ю. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. – 1996. – №1. – С. 17–19.

7. Соколов А.Ю., Мовчан К.А., Городецкая С Г. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. – 1996. – №2. – С. 3–5.

8. Социальное медицинское страхование (анализ экономической и политической ситуации) // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. – 1997. – №4. – С. 58–67.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...