Современные проекты освоения нефти и газа Сахалина
Первые упоминания о нефти на Сахалине относятся к 1880 г., когда купец Иванов услышал рассказ о "черном озере смерти". Иванов умер, прежде чем получил ответ на его запрос о предоставлении ему концессии на бурильные работы в северной части Сахалина. Его зять Зотов продолжил эти работы, пока в 1904 г. не наткнулся на нефть. Но, не успев собрать нужный капитал, Зотов умер. В 1914 г. сформировалось "Русская Дальневосточная Индустриальная Компания". В нее вошли аристократы, министры и губернатор Сахалина Д. Д. Григорьев. Половина акций этой компании принадлежала двум лондонским синдикатам. Англичане в сахалинскую нефть вложили не только капитал, но и послали сюда своих инженеров, завезли необходимое оборудование. Когда в 1916г. "РДИК" потерпела поражение - ей не удалось монополизировать добычу сахалинской нефти, проявился интерес к северосахалинской нефти японцев. Однако правительство России отказало "РДИК" и японцам в прямой концессии. Революции 1917 г. в России оживили притязания японцев на нефть сахалинского севера. В мае 1918 г. угольный магнат Кухара Фусаносуке подписал договор с сомнительной русской фирмой, дающий возможность вести четырехлетние изыскания нефти на. Сахалине. С 1905 по 1916 гг. Сахалин добился незначительных успехов в экономике, особенно в эксплуатации нефтяных и морских ресурсов. Опираясь на законодательство о гражданских правах от 1913 г. и соблазнительные проекты по углю и нефти в 1914-16 гг. на остров впервые прочно проник иностранный капитал. Сахалин должен был испытать второе рождение, если бы не война, революция, гражданская война и иностранная интервенция. 8 мая 1918 г. власть была захвачена Советами, но продержалась не долго, 29 июня части чехословацкого корпуса вместе с белыми силы захватили Владивосток. К ним присоединились интервенты - Япония Англия, Франция и США, которые поддержжали адмирала Колчака. После капитуляции Колчака в Иркутске, большевики попытались вновь восстановить свою власть, и если во Владивостоке она не удалась из-за присутствия японцев, то в Александровске она была успешной (14 января 1920г.). В мае 1920 г. очередная интервенция ввергла население Сахалина в растерянность и смятение
Японская оккупация (1920-1925 гг.) 21 апреля на рейде Александровска крейсер "Мисима" высадил на берег 2 тысячи солдат. 14 мая в заливе Де-Кастри были десантированны 5 тыс. солдат. Японская армия образовало "Автономное Сахалинское государство" во главе которого встал Л. Григорьев. Японцы захватили Сахалин за два месяца до официального объявления оккупации (3 июля 1920 г.). Одной из главных причин оккупации было стремление захватить месторождения нефти. Сахалинская нефть притягивала многих, и Япония не была последней в этом списке. После оккупации она с особым рвением взялась за разработку нефтяных месторождений. Япония сделала заявление, что сахалинская нефть совершенно необходима для удовлетворения топливных потребностей страны. Кроме того было добавлено, что любая попытка какой-либо страны захватить нефтеносные месторождения, будет рассматриваться, как угроза безопасности Японии. Произвол японцев на Сахалине продолжался до 15 мая 1925 г. Этому событию предшествовало четыре года упорных переговоров. Первые прошли с июля 1921 по апрель 1922 г. и позднее на конференции в Чаньчуне. Японцы на переговорах настаивали на гарантировании своих прав на Сахалине. Россия не уступала, настаивая на выводе японских войск с Сахалина. 1924 г. был переломным в этих переговорах. Японцы пониали необходимость установления дипломатических отношений с СССР, считая, чтоэто было бы в интересах Японии. Имея договор, японцы могли добиться концессий на Сахалине. 20 января 1925 г. Япония и Советский Союз официально установили дипломатические отношения, подписав соглашение о передаче Сахалина СССР с сохранением концессий Японцев на разработку месторождений сахалинской нефти. СССР добился вывода японских войск без применения силы, хотя еще в 1924 г. считал, что японцы либо аннексируют, либо выкупят эту территорию. Категорически отказавшись даже обсуждать вопрос о передаче или продаже Сахалина, советская заставила Японию пожертвовать им в интересах прав рыболовства, торговли и признания Портсмутского договора, на который опирались японские права на Карафуто.Со времени вторжения японцев на Сахалин в 1905 г. и до заключения советско-японской конвенции в 1925 г. для обеих сторон Сахалин был спорной, разделенной территорией, а также источником столкновений до тех пор, пока одна из держав не установила своего полного контроля над всем островом. Следующие 20 лет были более спокойные, чем предыдущие, лишь когда до окончания 2-ой мировой войны осталось 6- дней, ситуация обострилась. «Два Сахалина» - русский и японский шли различными путями развития как экономического, так и социального: 1. темпы заселения японцами Карафуто были очень высокими по сравнению с Сахалином.. 2. на Сахалине проводилась плановая политика, а на Карафуто государство было наблюдателем, экономика находилась в руках крупных компаний, промышленность зависела от тенденций мирового рынка, испытав бурный рост в 1914-19гг., спад - в 20-х и возрождение в 30-х гг. 3. крестьяне Сахалина имели только коллективную собственность в рамках социалистического строя, в то время как японцы коллеги жили, владея землей и имуществом, как частной собственностью. 4. СССР увеличивал добычу угля и нефти, японцы же акцентировали внимание на переработке леса и рыбной промышленности. 5. японцы полностью контролировали экономику острова, СССР же делил этот контроль с концессионерами. Вторжение фашистских войск в Советский Союз 22 июня 1941г. привело японские войска на Карафуто в состояние напряженного ожидания, однако, Токио приказал армии отменить планы нападения на СССР и воздерживаться от напряженности на границе, чтобы избежать возможного военного столкновения. Это решение было принято после изучения нефтяных ресурсов Сахалина: в ВМС Японии пришли к выводу, что более выгодным будет захват голландской Вест-Индии - она сможет лучше обеспечить нефтью морской флот, нежели Сахалин. Другим важным собьтием 1941-45 гг. было воссоединение Карафуто с Японией. Эта мера выводила Карафуто из ряда колоний, и определяла его как самостоятельную часть Японии, подчиняющуюся министру иностранных дел. Поэтому японцы ограничились нарушением обязательства о ликвидации концессий на Сахалине. В октябре 1942 г. Токио настоял на продолжении бурильных работ до 1943 г. СССР вынужден был согласится, так как немцы стояли у "ворот" Москвы. А в начале 1944 гг. изменилось соотношение сил. Победы Советской Армии на западе контрастировали с японскими неудачами в Новой Гвинее, Гуадалканале и на Маршалловых островах. В 1944 г. потребность Японии в нефти стала критической. В этом году Япония потеряла все свой концессии на С. Сахалине. Причина сдачи концессий заключается в том, что право на продолжение бурильных работ, полученное в 1941г., утратило свою силу. К тому же японцы не могли допустить отказа СССР от нейтралитета, который мог бы последовать после отказа японцев ликвидировать концессии. Русско-японский протокол, подписанный в марте 1944г. положил конец 26 годам японского присутствия на Сахалине. Судьба острова была решена на конференции в Ялте, когда союзники согласовали - СССР вступает в войну с Японией через 2-3 месяца после капитуляции Германии. Взамен главы правительств США и Англии обещали реставрацию русских прав, нарушенных "вероломным нападением Японии в 1904 г. Среди этих прав было и право на Карафуто. 5 апреля 1945 г. СССР денонсируется пакт о нейтралитете с Японией, а 9 августа 1945 г. СССР официально вступил в войну против Японии. Военные действия закончились 2 сентября 1945 г., подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии, благодаря которому, СССР получили право полностью контролировать остров. На этом русско-японские отношения прерываются, чтобы восстановиться 19 октября 1956 г.
2. Современные проекты освоения нефти и газа Сахалина Сахалин всегда был известен как регион, обладающий крупными запасами сырьевых ресурсов, имеющий очень выгодное географическое и геополитическое положение, благоприятствующее развитию внешних экономических связей. В перспективе область будет одним из крупных транспортных узлов на линиях внешней торговли РФ с Японией, США, Северной и Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Индией и другими странами АТР. Приграничное положение, незамерзающие морские порты, близость развитых стран АТР создают благоприятные условия для сотрудничества и вложения иностранного капитала. Сахалинская область обладает богатейшими и разнообразными природными ресурсами, в которых остро заинтересованы близлежащие страны АТР. Объем инвестиций в проекты освоения нефтегазовых месторождений шельфа Сахалина уже сейчас превысил 1,2 млрд. долл. Основными инвесторами являются совместные предприятия, на долю которых приходится 37% всего объема инвестиций. На начало 1999 г., на территории области было зарегистрировано 379 предприятий с совокупным объемом уставного фонда более 246,8 млн. долл. Прогнозная оценка иностранных инвестиций на 1998 г. составляла 86,0 млн. долл., фактические поступления превысили этот показатель на 63,2% и составили 136,1 млн. долл. С учетом поступлений иностранных инвестиций в проекты развития шельфа только за январь - июль 1999 г. объем иностранных инвестиций в область составил более 920 млн. долл., что превышает годовой объем предыдущего года в 45 раз. По проекту "Сахалин-2" за первое полугодие 1999 г. с российскими подрядчиками было заключено 364 контракта на сумму 16,1 млн. долл., из них с сахалинскими подрядчиками - на 8,5 млн. долл. (53% всех российских подрядов). Такая же картина и по проекту "Сахалин-1", где из 11 контрактов, заключенных с российскими предприятиями в 1999 г. на сумму 5,2 млн. долл., на долю сахалинских предприятий приходится 5 контрактов на сумму 4,0 млн. долл., или 64,7% всех подрядов. Всего по проектам в качестве прямых подрядчиков привлечено 121 российское предприятие, из них 87 - сахалинских. Следует отметить, что августовский кризис 1998 г. не повлиял на развитие шельфовых проектов, в связи с их высокой правовой защищенностью. Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", действуют на основе СРП Добыча нефти и газа на Сахалине началась более 70 лет назад. Сегодня запасы большей части месторождений суши острова исчерпаны. Но в течение последних 20 лет к северо-востоку от острова было открыто несколько крупных залежей углеводородов, в том числе - в 1977 г. месторождение Одопту, в 1979 - Чайво, в 1984 - Лунское, в 1986 - Пильтун-Астохское, в 1989 - Аркутун-Дагинское. Суммарные запасы Сахалинского шельфа, оцениваются в 4 млрд. тонн нефти. Проекты по освоению Сахалинских месторождений действуют на основе Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", принятым Государственной Думой 14 июня 1995г.
Проект "Сахалин-1". " Сахалин-1" является вторым проектом СРП, который был подписан в 1995 г., вступил в силу в 1996 г., объем инвестиций в российскую экономику составил более 145 миллионов долларов CША при бюджете проекта около 360 млн. долларов США. В объемы инвестиций включены стоимость заключенных компаниями подрядных договоров с российскими подрядчиками и субподрядчиками за 1996-99 гг., а также бонусы по проектам (60 млн. долларов США), взносы в Фонд развития Сахалина по проекту "Сахалин-2" (60 млн. долларов США), возмещение российских затрат на геологоразведочные работы по проекту "Сахалин-2" (8 млн. долларов США), платежи за договорную акваторию и за право на геологическое изучение недр по проектам (0,7 млн. долларов США). Проектом предусмотрена разработка месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных в 7-50 км от северо-восточного побережья острова Сахалин. Глубина моря 20-50 метров. Месторождения являются многопластовыми структурами с нефтегазоконденсатными, газовыми и газоконденсатными залежами на глубинах от 1200 до 2900 метров. Первая скважина, давшая нефть, была пробурена "Сахалинморнефтегазом" на Аркутун-Даги в 1989 г. Соглашение о совместной разведке и разработке шельфа было подписано СССР и Японией в 1975 г. Японская сторона организовала специально под проект государственную компанию Sakhalin Oil Development Co. (SODECO). Полученные под проект СССР первоначальные $180 млн. затем выросли до $300 млн. Но, имеющиеся на тот момент запасы (до открытия в 1989 г. Аркутун-Даги), были недостаточными организации рентабельной добычи, поэтому реализацию проекта была "заморожена". В 1991 г. к переговорному процессу подключился Exxon. В то же время сформировался консорциум по проекту "Сахалин-2". Доли участников проекта "Сахалин-1" распределились следующм образом: Оператор проекта - Exxon Neftegas Limited (США) - 30%, ОАО НК "Роснефть" - 17%, ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - 23%, SODECO (Япония) - 30%. 30 июня 1995 г. правительством РФ и администрацией Сахалинской области было подписано соглашение о разделе продукции с консорциумом, которое вступило в силу в июне 1996 г. С учетом первоначальных геологических запасов и возможной их переоценки в ходе доразведки месторождений были определены суммарные извлекаемые запасы для трех месторождений по нефти - в 290 млн. метрических тонн, конденсату - в 33 млн. тонн и газу - в 425 млрд. кубометров. Пиковый годовой уровень добычи предусматривал 24.1 млн. т нефти и 19.7 млрд. куб. м. газа. За основу был выбран вариант с наиболее высокой внутренней нормой рентабельности по проекту в целом в 21,7%. При этом внутренняя норма рентабельности для консорциума составляет 16%. Капитальные вложения были оценены в $12,7 млрд., эксплуатационные затраты - $16 млрд. Срок окупаемости проекта с начала работ - 12 лет. Общая продолжительность экономически целесообразной разработки месторождений составляет 33 года. Доход РФ в общем доходе по проекту составляет $53,4 млрд., доход консорциума - $48,9 млрд. В 1997 г. по проекту были проведены сейсморазведка месторождений Аркутун-Даги и Чайво, пробурены на месторождении Аркутун-Даги разведочные скважины Даги-6, 7, 8. Бюджет проекта Сахалин-1 составил в 1997 г. составил $186 млн. 20 октября 1997 г. собрание акционеров ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" (50,6% акций у ОАО НК "Роснефть") одобрило получение финансирование своей доли участия на $200 млн., выделение которых обеспечивал голландский АБН АМРО-Банк. В соответствии с решением акционеров "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" могло выступать заемщиком либо самостоятельно, либо совместно с ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" (дочка "Роснефть- Сахалинморнефтегаз"). В середине 1998 г. президент SODECO Киосукэ Ариока заявил, что острые финансовые проблемы Японской государственной нефтяной корпорации не скажутся на ходе выполнения проекта "Сахалин-1". 10 В середине мая 1998 г. НК "Роснефть" полностью погасила накопившуюся задолженность в бюджет проекта "Сахалин-1" за апрель-май ($3,36 млн.). С начала июля 1998 г. в рамках проекта "Сахалин-1" началось применение плавучих буровых установок ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - ПБУ "Эхаби" и "Оха". В середине сентября 1998 г. тогдашний замминистра топлива и энергетики РФ, председатель совета директоров НК "Роснефть" Сергей Чижов заявил, что "Роснефть" рассматривает возможность продажи стратегическому партнеру части собственной доли в проекте "Сахалин-1". Альтернативным вариантом, по словам Чижова, является привлечение западных кредитов под правительственные гарантии. Было сообщено, что "Роснефть" ведет переговоры по этому вопросу с Deutsche Bank и Ex-Im Bank Японии. На сентябрь 1998 г. НК "Роснефть" договорилась с иностранными партнерами о предоставлении отсрочки до 15 октября 1998 г. по платежам в бюджет. 1 октября 1998 г. совет директоров НК "Роснефть" высказался за продажу 49% из доли компании (17%) в проекте "Сахалин-1". Предполагалось, что потенциальный инвестор возьмет на себя обязательства финансирования оставшейся доли "Роснефти" в проекте. По условию продажи части своей доли российская компания также была намерена получить кредит для погашения задолженности в бюджет проекта ($9 млн.). В октябре "Роснефть" продолжила переговоры с иностранными партнерами, пытаясь добиться рассрочки платежей в бюджет проекта на общую сумму $19 млн. В конце октября того же года стало известно о том, что правительство Индии обратилось к российскому правительству с просьбой рассмотреть вопрос о продаже ONGC (национальная нефтяная компания Индии) части долей НК "Роснефть" в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-3". Российская сторона предоставила ONGC документы для изучения 4 месторождений на суше острова Сахалин. Кроме того, индийская компания подписала протокол о намерениях с ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", владеющего лицензиями на освоение вышеупомянутых месторождений - Восточный Оссой, Каурунани, Восточная Хангуза и Уйглекута. В конце 1998 г. Exxon и SODECO выразили согласие на возможную пролонгацию для НК "Роснефть" рассрочки платежей в бюджет проекта "Сахалин-1" до 1 июня 1999 г. Однако с одной оговоркой - в случае неблагоприятного финансового положения российской компании. В конце октября 1998 г. Комитет по охране окружающей среды РФ подал в арбитражный суд Сахалинской области иск на Exxon Neftegas Limited за несанкционированный выброс отходов при оценочном бурении. Ущерб Комитет по охране окружающей среды оценил в 6 млн. рублей. Согласно данным подразделения Комитета на Сахалине (Спецморинспекции), при разработке Аркутун-Даги произошел сброс нефти и нефтепродуктов в количестве 131,13 килограмма, необезвреженных буровых растворов - 2.183 тонны и бурового шлама - 1355 тонн. Для продолжения работ на участке сахалинского шельфа Exxon должна была предоставить ТЭО для экологической экспертизы и выдачи разрешения. Бюджет проекта на 1998 г. составил $198 млн. В декабре 1998 г. впервые появляются сообщения о том, что Министерство топлива и энергетики РФ хотело бы привлечь к реализации проекта "Сахалин-1" еще одну российскую компанию, например, "Газпром" или "ЛУКОЙЛ". Основная цель российской стороны заключалась в сохранении в проекте блокирующего пакета. При этом интерес к приобретению части долевого участия НК "Роснефть" проявили около 15 российских и зарубежных компаний, в числе которых назывались "ЮКОС", "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". В начале января 1999 г. газета "Известия" сообщает о том, что Exxon получила разрешение администрации Хабаровского края на проведение необходимых исследований для изучения возможности строительства газопровода с острова Сахалин в Китай. В середине февраля 1999 г. президент "Роснефти" Сергей Богданчиков объявил, что прием заявок на участие в конкурсе по продаже части доли "Роснефти" в проекте "Сахалин-1" будет завершен 15 марта. Во второй половине февраля 1999 г. Exxon создал совместное предприятие с японскими компаниями для подготовки ТЭО проекта строительства газопровода с острова Сахалин в Японию. Газопровод планировалось сдать в эксплуатацию в 2005 г. Большую часть финансирования проекта взяла на себя Японская государственная нефтяная корпорация. Exxon обязалась выделить 30% средств, оставшуюся часть финансировали "Иточу" и "Марубени". Трубопровод планируется проложить от города Корсаков через территорию северного японского острова Хоккайдо до центральных районов крупнейшего острова Хонсю. "Роснефть" объявила о переносе подведения итогов тендера на продажу части собственной доли в проекте "Сахалин-1" на конец мая 1999 г. В начале июня 1999 г. Exxon и SODECO согласились на пролонгацию для НК "Роснефть" рассрочки по платежам в бюджет проекта "Сахалин-1". Со второй половины августа 1999 г. участники проекта "Сахалин-1" приостановили выполнение программы буровых работ и обратились в Госкомитет по охране окружающей среды РФ с просьбой о выдаче разрешения на проведение буровых работ в 2000 г. Во второй половине сентября 1999 г. консорциум продолжил переговоры с российскими ведомствами по этому вопросу. В середине октября 1999 г. Верховный суд РФ признал незаконным распоряжение правительства РФ от 15 июля 1999 г. об утверждении "Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны РФ в районах Дальнего Востока". Это решение означает, что консорциум по проекту "Сахалин-1" не сможет приступить к работам на шельфе до тех пор, пока не будут выполнены все требования российского природоохранного законодательства. В октябре 1999 г. НК "Роснефть" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" погасили долги в бюджет проекта "Сахалин-1" ($37,5 млн.). Проект "Сахалин-2" Проект предусматривает освоение нефтегазовых месторождений Лунское и Пильтун-Астохское. Месторождения расположены в Охотском море (13-16 км от берега). Суммарные запасы нефти и газа Пильтун-Астохского и Лунского месторождений составляют 150 млн. тонн и 500 млрд. кубометров. В рамках проекта запланировано строительство завода по сжижению природного газа мощностью 9,6 млн. т в год. Прямые инвестиции в проект составят не менее $10 млрд. Впервые переговоры по проекту "Сахалин-2" начались в 1988 г. между Миннефтепромом СССР и компанией McDermott (США). В 1991 г. победителем тендера на право разработки ТЭС проекта был признан консорциум, состоящий из компаний McDermott, Marathon (США) и японской Mitsui. В 1992 г. в состав консорциума также вошли Royal Dutch/Shell и Mitsubishi. В марте 1993 г. ТЭО проекта было утверждено российским правительством и стороны приступили к переговорам по условиям проекта. В июне 1994 г. было подписано соглашение между Sakhalin Energy и российским правительством. К реализации проекта консорциум приступил спустя 2 года (из-за отсутствия соответствующей законодательной базы по СРП). В мае 1997 г. из состава акционеров консорциума по проекту "Сахалин-2" вышла McDermott, продав свою 20%-ю долю остальным участникам консорциума за $110 млн. Состав консорциума Sakhalin Energy Investment Ltd. (оператор проекта): Marathon Sakhalin Ltd. - 37,5% Shell Sakhalin Holding - 25% Mitsui Sakhalin Development - 25% Diаmond Gas (дочерняя компания Mitsubishi) - 12,5% В июле 1997 г. президент "Роснефти" Ю. Беспалов сообщил, что компания планирует "присоединиться" к проекту "Сахалин-2" при принципиальном согласии участников. Позднее это подтвердил генеральный директор ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" Сергей Богданчиков, который сообщил, что компания направила участникам проекта "Сахалин-2" заявку с просьбой предоставить российским компаниям 20% участия в проекте. В конце января 1998 г. Sakhalin Energy и "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" подписали контракт, согласно которому российская компания обязалась провести работы по морскому оценочному бурению на континентальном шельфе Сахалина в летний период 1998 г. Стоимость контракта - $12,8 млн. В марте 1998 г. Sakhalin Energy отказалась передать российским компаниям 20% участия в проекте. Представители консорциума сообщили, что, во-первых, Sakhalin Energy намерена дождаться окончательных итогов приватизации "Роснефть" и, во-вторых, Sakhalin Energy сомневается в том, что "Сахалинморнефтегаз" и "Роснефть" располагают суммой в $500 млн., которую необходимо заплатить за выкуп 20%-ной доли участия в проекте "Сахалин-2". Летом 1998 г. спецморинспекция Сахалинского района подала иск на компанию Sakhalin Energy за несанкционированные сбросы нефти и буровых растворов в море. В мае 1999 г. завершен монтаж плавучего нефтегазодобывающего комплекса "Витязь" для добычи нефти в рамках проекта "Сахалин-2". "Витязь" установлен в Охотском море на расстоянии 18,5 км от северо-восточного побережья о. Сахалин. В комплекс "Витязь" входит стационарная ледостойкая платформа "Моликпак", наливное плавучее нефтехранилище (танкер) "Оха" и подводный трубопровод длиной в два километра. Общая стоимость сооружения - более $1 млрд. Главное звено комплекса - добывающая платформа "Моликпак". "Программная" мощность "Витязя" - 10 млн. тонн нефти в год. Первая официальная нефть на шельфе Сахалина в рамках проекта "Сахалин-2" была добыта в начале августа 1998 г. (на Пильтун-Астохском месторождении). Реально же первая нефть с комплекса "Витязь" началась 5 июля. На первом этапе реализации проекта нефть будет экспортироваться только во время навигации (6 месяцев в году), бурение будет проводиться в течение всего года. Сегодня в рамках проекта "Сахалин-2" на Пильтун-Астохском месторождении добывается ежесуточно свыше 680 тонн нефти, однако консорциум предполагал до первой половины 2000 г. увеличить суточную добычу в 8 раз, до конца 2000 года - в 17 раз. План полного освоения Пильтун-Астохского месторождения международный консорциум представил российской стороне в 2001 г. Но Минприроды РФ на основании прокурорского протеста отменило собственный приказ трехлетней давности, которым утверждалось заключение государственной экологической экспертизы второго этапа проекта "Сахалин-2". Sakhalin Energy, подчеркнула, что будет добиваться урегулирования ситуации и сохранения доверия зарубежных потребителей энергоресурсов в Японии, Корее и Северной Америке, перед которыми Sakhalin Energy имеет контрактные обязательства начать поставки в 2008 году. Природоохранная подоплека конфликта очевидна: экологи давно бьют тревогу по поводу сахалинских проектов, и особенно – "Сахалина-2" где допущено множество нарушений: расположение нефтяных платформ в местах обитания редких и исчезающих видов флоры и фауны, выброс грунта, извлеченного при бурении скважин, прямо в море, прокладка нефтепровода в сейсмически опасных районах и так далее. Экологам уже удавалось добиться отвода маршрут морской части нефтепровода от пастбища китов (банки, кредитующие строительство приостановили кредитование, акции Sakhalin Energy упали в цене, и компания вняла рекомендации экологов). СРП было заключено 12 лет назад, проект реализуется уже 4 года и, с точки зрения российских властей, там не было проблем И вдруг проблемы образовались, причем, не только в процессе строительства, но и на уровне давно утвержденной проектной документации! Зарубежные эксперты сходятся практически на одной версии: Россия хочет потеснить иностранцев в сфере добычи нефти и газа на своей территории. Причем не только в рамках проекта "Сахалин-2", но и в других аналогичных ему, то есть разрабатывающихся на основе СРП. Например, Ковыктинского, где участвует ВР, или Харьягинского, доставшегося французской Total. Иностранным инвесторам дали понять, что если они пустят в эти проекты "Газпром" или "Роснефть", то проблем у них будет меньше. Российские нефтегазовые компании уже достаточно окрепли для более полноценного участия в этих проектах. Кроме того, условия СРП, заключенного в середине 1990-х гг., уже невыгодны России. Оно подразумевает, что иностранные компании, разрабатывая российские месторождения, сначала компенсируют свои инвестиции в проект, а затем уже начинают делиться с государством. То есть Россия начнет ощущать пользу от СРП только через 7-15 лет после начала его реализации. То есть СРП-2 – «нефтяная концессия». Риски возложены на российскую сторону, прибыль иностранных компаний гарантирована. Российская сторона находится в крайне невыгодных контрактных условиях. Проект «Сахалин-2» можно было бы осуществлять со значительно большим социально-экономическим эффектом для области и для общего укрепления позиций России в АТР. Но для развития промышленного и социально-экономического потенциала Сахалина крайне важны трубопроводы на юг острова. После замещения кредитов Россия сможет найти основания для пересмотра СРП. До недавнего времени проект юридически был защищен и успешно противостоял конкурентам. При возможном пересмотре условий более целесообразно вводить схему «золотого деления»: 30% углеводородов – российской стороне с даты начала освоения, 70% – инвестору на возмещение затрат. После возмещения затрат инвестора ему поступает 30%, российской стороне – 70%. А перечень возмещаемых затрат и невозмещаемых затрат инвестора как и алгоритм учета фактических поступлений от продажи углеводородов требует уточнения. Таким образом, реализация проекта вызвала многочисленные сомнения в его выгодности для российской стороны. Участники СРП-2 необоснованно увеличили проектную стоимость с 12 млрд. долларов на начальной стадии до 23 млрд. долларов к середине 2008 г. Были допущены многочисленные нарушения в вопросах экологической безопасности. Штрафные санкции Росприроднадзора исчислялись миллиардами долларов. В результате контрольный пакет акций на рыночных условиях перешел к Газпрому и в освоении месторождений проекта наступил новый, более оптимистичный этап. Проект "Сахалин-3". Проект предсматривает разработку Киринского (находится в 50 км от берега, глубина моря - 150 м), Аяшского и Восточно-Одоптинского блоков. Прогнозные запасы блоков: Киринский - 6878 млн. тонн нефти и 873 млрд. кубометров газа; Аяшский - 330 млн. тонн нефти; Восточно-Одоптинский - 250 млн. тонн нефтяного эквивалента Лицензия на освоение Аяшского и Восточно-Одоптинского блоков принадлежит компании Exxon, владельцами лицензии на разработку Киринского блока являются Mobil и Texaco, выигравшие тендер на разработку блока в 1993 г. В ноября 1997 г. НК "Роснефть", ОАО "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" и Exxon (победитель тендера на освоение Восточно-Одоптинского и Аяшского блоков в 1993 г.) провели первый раунд переговоров по вопросу участия российских компаний в реализации проекта "Сахалин-3". В марте 1998 г. была достигнута принципиальная договоренность о вхождении российских компаний в проект "Сахалин-3". Весной 1998 г. компания Mobil сообщила, что начинает разведочное бурение на Киринском блоке. Mobil и Texaco на тот момент уже инвестировали в проект около $30 миллионов. В июле 1996 г. состоялось подписание соглашения между НК "Роснефть" и ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" с одной стороны и компаниями Mobil и Texaco с другой, о включении российских компаний в состав участников по освоению Киринского блока в рамках проекта "Сахалин-3". Объем инвестиций в проект в зависимости от результатов разведочного бурения колебался от $7 до 11 млрд на первой фазе реализации проекта, который в общем рассчитан на 30 лет. В середине сентября 1998 г. председатель совета директоров НК "Роснефть" Сергей Чижов заявил, что российские компании получат в этом проекте 33,3% долевого участия. Общий объем инвестиций в проект оценивается в $13 млрд. "Протокол о принципах участия в проекте "Сахалин-3" был подписан Exxon и российскими компаниями в конце декабря 1998 г. В соответствии с этим документом, 66,7% участия в проекте принадлежат Exxon, остальные 33,3% на паритетных началах разделены между "Роснефтью" и "Роснефть-Сахалинморнефтегазом". Exxon будет финансировать долю российских участников в геологоразведочных работах на условиях риска до момента, когда начнется коммерческое освоение месторождения на условиях СРП. В начале января 1999 г. правительство РФ внесло в Госдуму проект закона о разработке Киринского блока проекта "Сахалин-3" на условиях СРП. Распоряжение об этом было подписано премьер-министром РФ Е.Примаковым 6 января 1999 г. В начале февраля 1999 г. НК "Роснефть", ОАО "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" и "Сахалинская нефтяная компания" объявили о решении создать совместное предприятие для участия в проекте "Сахалин-3". Новая компания получила в проекте 10% долевого участия. 11. Кроме совместных проектов добычи нефти и газа, соглашение предусматривает сотрудничество в области производства электроэнергии и сбыта нефтепродуктов на острове. В качестве основного вклада в уставной капитал новой компании администрация намеревалась передать лицензии на нефтяные месторождения при одобрении местной Думы. Администрация имеет право самостоятельно распоряжаться недрами на шельфе Сахалина в пределах 12-мильной зоны. Как заявил губернатор Сахалинской области И. Фархутдинов, администрация хотела бы вместе с ЦТК стать участником создающихся международных консорциумов по освоению сахалинского шельфа, причем к создающимся губернатор причислил проекты "Сахалин-3", "Сахалин-4", "Сахалин-5" и "Сахалин-6". В середине апреля 1999 г. правительственная комиссия одобрила включение Восточно-Одоптинского и Аяшского блоков проекта Сахалин-3 в число участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашения о разделе продукции. В начале мая 1999 г. президент РФ Ельцин подписал закон о разработке Киринского блока проекта Сахалин-3 на условиях раздела продукции. Закон был принят Государственной Думой 14 апреля и одобрен Советом Федерации 22 апреля. В начале августа 1999 г. российское правительство приняло решение об образовании комиссии по разработке условий пользования недрами и подготовке проекта соглашения о разделе продукции по Киринскому блоку проекта "Сахалин-3. Проект "Сахалин-4" Во второй половине апреля 1998 г. НК "Роснефть", ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" и американская компания ARCO подписали соглашение о создании альянса в целях разработки и добычи углеводородного сырья на месторождениях сахалинского шельфа в рамках проекта "Сахалин-4". В соответствии с документом, российские компании получают по 25,5% долевого участия в проекте, ARCO - 49%. Для реализации проекта создана совместная проектная компания, которая является оператором проекта. До подтверждения коммерческих запасов на Астрахановской структуре (лицензия принадлежит "Роснефть- Сахалинморнефтегазу") все затраты по проекту несет американский партнер. К концу 1999 г. НК "Роснефть" намеревалась подписать соглашение с ARCO о совместном проведении геологоразведочных работ на Астрахановской морской структуре. В 2000 г. в рамках проекта "Сахалин-4" пробурена одна разведочная скважина и проведена интерпретация данных сейсморазведки. Общая стоимость разработки Астрахановской морской структуры составит $2,6 млрд., срок проведения геологоразведочных работ - не менее 6 лет, прогнозные извлекаемые запасы газа - 90 млрд. кубометров. На данный момент продолжаются разведочные работы. Проект "Сахалин-5" В начале марта 1998 г. ОАО "Роснефть- Сахалинморнефтегаз" и British Petroleum подписали протокол о намерениях по разработке месторождений сахалинского шельфа в рамках проекта "Сахалин-5". При этом представители BP не исключили вероятности того, что в реализации проекта примет участие стратегический партнер британской компании - российская "СИДАНКО". К маю 1998 г. British Petroleum, НК "Роснефть" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" сформировали стратегический альянс для участия в тендере по проекту "Сахалин-5". Причем российские компании должны были получить в общем 51% в альянсе. В конце июля 1998 г. British Petroleum выиграла тендер на участие в проекте "Сахалин-5" по разработке перспективного нефтеносного блока на северной части шельфа Сахалина в районе поселка Рыбновск (Восточно-Шмидтовский блок). Прогнозные извлекаемые запасы нефти составляют 600 млн. тонн нефти и 600 млрд. куб. метров газа. Предполагаемый год начала промышленной добычи сырья - 2010, максимальный годовой уровень добычи нефти - 35,5 млн. тонн, газа 34,2 млрд. куб. метров. Британская компания возьмет на себя все затраты на проведение геологоразведочных работ на участке "Сахалин-5". Совместное финансирование проекта начнется после объявления о коммерческом открытии месторождения. В начале декабря 1999 г. губернатор Сахалинской области И.Фархутдинов заявил, что BP Amoco, вне зависимости от того, как будет разрешена ситуация с НК "СИДАНКО" (где ВР является одним из основных акционеров), не выйдет из состава участников проекта "Сахалин-5". На данный момент продолжаются разведочные работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|