Что такое «монастырские тюрьмы», и для кого они были предназначены?
Монастырские тюрьмы – тюремные учреждения XVIII-XIX вв.; содержались «преступники против веры», лица опасные для государственного строя. Соловецкий монастырь основан в 1436 году монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше – в 1429 году. Основатели – Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии. С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце – один метр. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря камеры были ещё теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. В приговорах писалось: «Посадить его (то есть заключённого) в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келии молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным». В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и тёмные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. для узников построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.
Среди монастырских тюрем первое место в XIX в. занимала тюрьма при суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, основанном около 1350 г. Эта тюрьма существовала с 1766 г. и с ростом антицерковного движения все время расширялась. В 1824 г. под тюрьму было переделано старое помещение духовной семинарии, находившееся за крепкими монастырскими стенами. В 1889 г. к тюрьме был присоединен каменный флигель на 22 одиночные камеры. Тюремные помещения были и в других монастырях – Антониево-Сийском на Северной Двине, Новгород-Северском, Кирилло-Белозерском и др. Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 г., известен как место ссылки и заключения опальных бояр и церковников. Здесь побывали в XVI-XVII вв. князья Воротынские, Шереметьевы, Черкасские, советник Ивана IV Сильвестр, князь Шуйский, митрополит Иосиф, патриарх Никон. В монастыре была еще особая тюрьма около Косой башни, в которую помещали за «слова и дела против царя», за «сумасбродство», за раскол и сектантство. В 1720 г. в эту тюрьму за «непристойные слова» попал Иван Губский – его велели содержать в кандалах и использовать на монастырской работе «до скончания века». Еще в 1856 г. в этой тюрьме сидел лодзинский учитель Миневич, осужденный в 1839 г. за «возмущение крестьян против правительства». В петербургский Александро-Невский монастырь помещали особо важных раскольников, захваченных церковными следователями и доказчиками в разных местах. Следствие над ними вели синодальные инквизиторы. Отсюда узники часто попадали в Тайную канцелярию для «дознания истины», т.е. для пыток. Каменные мешки были и в московском Симонове монастыре. Женщин держали в тюрьмах таких монастырей, как суздальский Покровский, Долматовский, Кашинский, Иркутский, Рождественский и др. В Орловской губернии раскольников заточали в монастырь в селе Столбове Дмитровского уезда. Особое здание для «колодников» было выстроено в 1758 г. при московском Сретенском монастыре.
«Церковных мятежников» часто помещали в монастыри, где не было специальных тюремных зданий. Например, в 1760 г. в Берлюков монастырь был отправлен после наказания плетьми крепостной крестьянин Иван Варфаломеев «за богохульные и тяжко предерзостные хульные речи на евангелие». Он жил под караулом и выполнял самые тяжелые монастырские работы. Специальное помещение для узников имели и архиерейские дома. Например, в Коломенском епископском доме, как рассказывает Павел Алепский, была большая тюрьма с железными колодками для преступников. По условиям заключения эта тюрьма не уступала Соловецкой. Узников держали также в подвалах московских Успенского и Преображенского соборов. В Троице-Сергиевой лавре, кроме подвала, имелись еще особые кельи, без дверей, с одним лишь отверстием. В Москве подследственных содержали в тюрьме, устроенной в подвале консисторского архива, а также в особой палате Знаменского монастыря. В 1758 г. находившихся здесь колодников перевели в Сретенский монастырь, где для них было построено особое тюремное здание. Отдаленность многих монастырей от населенных пунктов, высокие монастырские стены (например, в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре стены были высотой свыше 27 метров, а толщиной 2 метра) и надежная охрана делали невозможным побег из монастырских тюрем, и узники проводили в них часто всю жизнь «до скончания живота».
Заключение Таким образом, в России первой половины XIX века проходил процесс систематизации законов, принятых после Соборного уложения 1649 года, составления новых сводных законов и правового оформления института каторжных работ. В результате к середине XIX века было создано законодательство, в котором нашла отражение еще не завершенная, но новая модель гуманизации российской каторги. Каторга стала рассматриваться не только в качестве института наказания, но и исправления преступника. Нравственное исправление предполагалось через религиозное на него воздействие, исправление поведения - через наказание и такие гуманные методы, как моральное и материальное стимулирование. В качестве стимула выступали дополнительные выходные дни, изменение условий быта, труда и надзора, возможности для создания семьи, строительства при заводе дома и проживания в нем со своей семьей, сокращение срока каторжных работ, определенных приговором.
Еще одним элементом, подтверждающим новое гуманное направление в законодательстве о каторге середины XIX века, стало наличие в нем статей о правах каторжных: на подачу жалоб и прошений, облегчение урочной работы, освобождение от физических работ и снятие кандалов с больных и немощных. Законодательная регламентация прав каторжных устанавливалась для защиты каторжных от произвола тюремной администрации и служащих. Новая концептуальная модель российского законодательства первой половины XIX века формировалась не обособленно, а под влиянием тюремных преобразований прошедших в странах Западной Европы и США. Результатом этого влияния стало создание в 1819 г. первой в России полуобщественной полугосударственной организации Общества попечительного о тюрьмах, которое и положило начало введению в отечественное законодательство новой задачи - исправления преступников. Изменение задач каторги, закрепление в отечественном законодательстве достижений мировой пенитенциарной мысли (положения о правах заключенных, принципов исправления и перевоспитания арестантов, гуманизации режима их содержания, участия общественности в тюремной жизни), свидетельствует о набирающей силу в первой половине XIX века тенденции гуманизации российского общества. Внедрение в законодательство о каторге новой задачи исправления преступников, не исключало карательную функцию каторги, пережитки ее средневековой организации. Это указывает на незавершенность нового направления. Элементы гуманизации института каторжных работ постепенно станут вводиться в российское тюремное законодательство и оформляться в виде новой концептуальной законодательной модели. К середине XIX века к трем задачам, которые выполнял российский институт каторжных работ (наказание, удовлетворение фискальных интересов государства и колонизация), добавилась новая задача – исправление преступника.
Список литературы
1. Александров С.В. История государства и права России. – М., 2004. 2. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001. 3. Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996. 4. Каторга. Большой энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А. и Ефрона И.А. Режим доступа: http://many-words07.narod.ru/K3599.html 5. Рогов В.А. История государства и права России. – М.: ПРИОР, 2000. 6. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007. 7. Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII в. Спб., 1887. 8. Тюрьма. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера. http://dic.academic.ru/dic.nsf/vasmer/49406/%D1%82%D1%8E%D1%80%D1%8C%D0%BC%D0%B0 9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников», п. 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Каторга [1] Тюрьма. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера. http://dic.academic.ru/dic.nsf/vasmer/49406/%D1%82%D1%8E%D1%80%D1%8C%D0%BC%D0%B0 [2] Каторга. Большой энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А. и Ефрона И.А. http://many-words07.narod.ru/K3599.html [3] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников», п. 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Каторга [4] Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII в. Спб., 1887. стр. 242, 243. [5] Мошкина З.В. Политическая каторга в России и социально-психологический облик политкаторжан: Дис... д-ра ист. наук. М., 1999. – С. 29. [6] Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. Для Высочайше утвержденной комиссии о мероприятиях по отмене ссылки. – СПб: Типография СПб Тюрьмы, 1900. – С.17. [7] Свод Учреждений и Уставов о ссыльных //Свод законов Российской империи. Т. 14. – СПб., 1832. [8] Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. Для Высочайше утвержденной комиссии о мероприятиях по отмене ссылки. – СПб: Типография СПб Тюрьмы, 1900. – С.29-30. [9] Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. Для Высочайше утвержденной комиссии о мероприятиях по отмене ссылки. – СПб: Типография СПб Тюрьмы, 1900. – С.29-30.
[10] Александров С.В. История государства и права России. – М., 2004. – с. 77. [11] Рогов В.А. История государства и права России. – М.: ПРИОР, 2000. – с. 408. [12] Рогов В.А. История государства и права России. – М.: ПРИОР, 2000. – с. 411. [13] Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001. – с. 85. [14] Фойницкий И.Я. Курс тюрьмоведения (1874 – 1875). – СПб, 1875. [15] Симатов А.А. Тюремная реформа в России (1860-90-е гг.): Автореф. дис... к.и.н. – Иркутск, 1998. – С. 16. [16] Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996. – с. 120. [17]Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007. – с. 122.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|