Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение» ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. В рисунке ребенка дошкольного возраста и даже начального школьного многое гложет показаться непонятным, нелогичным, даже несуразным. Большинство детей этого возраста любят рисовать. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя – образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие – пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки. Рисуя, ребёнок расставляет предметы в один ряд или разбрасывает их по всему листу без учёта, что ближе, что дальше, что больше, что меньше. Так, например, девочка может оказаться больше дома, а метла в руках дворника больше самого дворника. Это не потому, что маленький рисовальщик не знает, что дом больше девочки, а метла меньше дворника, а потому, что в процессе рисования девочка и метла в первую очередь привлекли его внимание, вызвали больший интерес. Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы. Начинающий рисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её черед весь лист» опираясь на свой опыт – на ощущение протяженности дороги, по которой идёшь. Маленький рисовальщик любит цвет, красочность отвечает его эстетическим запросам, он старается сделать свой рисунок ярким и в погоне за яркостью иногда нарушает правдоподобие. Дети могут нарисовать голубых цыплят, розовых собачек, разноцветные дома, объясняя при этом: «Так красивее». Часто закрашивают красками то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Небо и землю могут нарисовать в виде тонкой полоски.
Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях. Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы и это надо помнить. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком. Знакомство с цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны. Сегодня мы знаем, что восприятие у взрослых людей очень индивидуально, зависит от настроения, различается у мужчин и женщин. Что же важно знать, занимаясь с ребенком? Прежде всего, надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета. Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «сенсорными эталонами». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.
Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4–6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия. Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способы исследования окружающего мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|