Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания
Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов - памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека. Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ, образ предмета, образ ситуации, образ другого человека и т.д. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ. Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений. Ощущение - это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие - осознание чувственно данного предме та или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение - отражение - отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны.
На вопрос: что раньше? - ощущение ли предшествует восприятию так, что восприятие строится на ощущениях, или первично дано восприятие и ощущение выделяется в нем, - единственно правильный ответ гласит: ощущение предшествует восприятию, и восприятие предшествует ощущению. Ощущение как компонент сенсомоторной реакции предшествует восприятию: генетически оно первичное; оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознания чувственного. Впоследствии С.Л. Рубинштейн выделил генетически более раннее психическое явление, которое он обозначил как «чувственное впечатление». Это впечатление возникает при различении раздражителя данного предмета. Вместе с тем ощущение выделяется в результате анализа, наличного восприятия. Этот анализ - не лишенная реального бытия абстракция и не искусственная операция экспериментатора в лабораторных условиях, а, реальная познавательная деятельность человека, который в восприятии явления или предмета выделяет его качества. Но выделение качества - это уже сознательная аналитическая деятельность, которая предполагает абстракцию, соотнесение, классификацию. Ощущение, таким образом, - это и очень элементарная, и очень высокая «теоретическая» деятельность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объективную действительность. В этом его аспекте оно выделяется на основе восприятия и предполагает мышление. Как в одном, так и в другом случае ощущение - это не только чувственный образ или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции, ощущение становится затем содержанием сознательной познавательной деятельности, направленной на соответствующее качество предмета или явления. Ощущение - это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.
Чувствительность формируется в действии, которое она афферентирует и регулирует, и ее развитие - дифференцированность, тонкость и точность ощущений - существенно зависит от действия. Так, филогенетическое развитие чувствительности у животных существенно зависит от того, какие раздражители являются для них биологически значимыми, связанными с процессом их жизнедеятельности, поведения, приспособления к среде. Целый ряд наблюдений и экспериментов подтверждает это положение. Так, в «опытах с «дрессировкой» пчел обнаружилось, что дифференцировка легче на сложные геометрические формы и не резко отличающиеся между собой. Биологическая адекватность раздражителя обусловливает в ходе развития его физиологическую значимость, а не наоборот. Подобно этому у человека дальнейшее развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики; порождая новые предметы с новыми, все более совершенными качествами, она порождает и новые «чувства», способные все более совершенно и сознательно их отображать. Восприятием называется психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определенным принципам и содержащего в качестве одного из обязательных элементов самого наблюдателя. Отражательная природа образа восприятия предполагает, что его содержание должно охватывать существенные объективные свойства физического мира'. Чувственный образ является объектом изучения многих наук - философии, эстетики, физиологии, биологии, физики и др., Мы не подвергаем здесь сомнению материальность или объективность существования предметов и явлений внешнего мира, т. е. их независимость от воспринимающего субъекта. Вопрос этот имеет глубокие гносеологические корни и длительную историю философского анализа. Именно феномены восприятия, показывающие возникновение в некоторых ситуациях «искаженного» или противоречивого (изменчивого) образа при неизменном стимульном объекте, часто служили важным аргументом в этом споре. Не вдаваясь в подробности исторических дискуссий, следует подчеркнуть, что в современной конкретно-научной традиции изучения восприятия доминирует методологическая установка на выяснение закономерностей и механизмов, обеспечивающих «правдоподобие» образа и отображаемого им объекта (стимула).
П редмет психологии восприятия состоит в изучении механизмов порождения и функционирования чувственного образа окружающего мира, а также механизмов перцептивного управления и контроля деятельности. Условием существования и действия в мире физических объектов является соответствие их субъективного описания объективным качествам и свойствам этих объектов. В этом смысле говорят об адекватности образов восприятия отображаемым объектам. Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, или достоверности. Мы видим объект именно там, где он находится, т. е. можем быстро приблизиться к нему или без промаха протянуть руку в его направлении, а правильно воспринимаемый размер и форма позволяют заранее подготовить кисть руки к его захвату. Любая ошибка - промах, недооценка, неверная идентификация и т.п.- приписывается скорее исполнителю, чем внешнему источнику. Более того, «наивный реалист», не отягощенный гносеологическими вопросами, легко дифференцирует сенсорные артефакты типа «искр из глаз» (фосфенов, вызванных механической или электрической стимуляцией органа зрения), «головокружения» (вращения всей воспринимаемой сцены вследствие непрерывного раздражения вестибулярной системы), «звона в ушах» и т.п. от реальных событий, что и закреплено в их словесном описании. Потеря чувства реальности может возникнуть, например, при сенсорной депривации (т.е. ситуативном или патологическом сокращении притока внешних раздражителей) или конфликте сенсорной информации, что ведет к потере правильной ориентировки, затормаживанию поведенческой активности и появлению галлюцинаций. Кроме пространственных признаков воздействия (громкость, яркость, тяжесть, сила запаха и т.п.), его динамику (изменение, движение, мелькание, биение), чувственный тон (освещенность, цветность, теплота, тональность, гладкость, приятность) и структурные отношения (размер, ориентация, форма, контраст, созвучие, вкусовое сочетание, композиция запаха).
Несмотря на наличие нескольких воспринимающих систем (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, интероцептивной), результирующий образ не дробится на несколько модальных копий одного и того же объекта. Поэтому говорят о полимодальности, или амодальности, чувственного образа. Разные модальные «окраски» образа могут сказываться на степени детализации либо наборе воспринятых признаков, но не меняют идентичности воспринимаемого объекта или события. Яркой демонстрацией особой природы чувственных образов являются ошибки восприятия, или иллюзии. Некоторые иллюзии (аффективного или установочного типа) могут обнаруживаться самим наблюдателем и исчезают при изменении вызвавших их условий, другие сохраняются даже тогда, когда наблюдателю известно о каком-либо несоответствии между воспринимаемым им образом и самим рассматриваемом предмете, а ко второму - так называемые геометрические иллюзии (например, Мюллера-Лайера), кажущееся движение луны на фоне облаков и т.п. Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа - зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки и др.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно, оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований, эмоциональное восприятие (восприятие детьми мира, восприятия искусства), рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др. Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, лингвистики, кибернетики. Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.
Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятие связывает субъекта с предметным миром. Целостность восприятия выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности или жизни человека. Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта. Структурность - свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная структура, как соединение отдельных звуков. Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. Методы исследования восприятия Феноменологический метод - один из самых старых, однако он не потерял актуальности и до настоящего времени. Чувственный образ рассматривается здесь как непосредственная данность - феномен. Вопрос, занимающий исследователя: что человек видит, слышит, ощущает в данных, определенных условиях? Закономерности организации и трансформации воспринимаемого содержания описываются прежде всего на качественном уровне. Самонаблюдение (интроспекция) - это самоанализ содержания образов сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность образов, их угасание: возникновение, взаимосвязь с другими актуальными образами при разной стимуляции и условиях наблюдения. Вариант - аналитическая интроспекция, специальная процедура расщепления образа объекта на составляющие его далее неразложимые элементы (качество, интенсивность, протяженность, длительность). Наибольшее признание и распространение приобрел экспериментальный метод исследования восприятия. Он предполагает: 1) формулировку гипотезы; 2) составление плана эксперимента; 3) определение и контроль зависимых и независимых переменных; 4) сбор экспериментальных данных: 5) верификацию гипотезы с использованием статистических процедур. В экспериментах по восприятию применяются следующие методические подходы: Тахистоскопия (строго дозированное ограничение времени экспозиции для контроля за скоростью обнаружения, опознания или идентификации стимула); развитием этого подхода являются процедуры маскировки и метаконтраста (последовательное или одновременное предъявление значимого и шумового стимулов); предустановки (priming) (целевому стимулу предшествует информация о его вероятных характеристиках - локализации, размере, категории и т.д.); подпорогового накопления; быстрого последовательного предъявления. Хронометрический метод (измерение времени реакции как индикатора эффективности перцептивных процессов); различают простую реакцию (на одиночный стимул) и реакцию выбора из нескольких альтернатив; по форме ответа это могут быть вербальная, моторная или физиологическая реакции. Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности (регистрируются движения воспринимающих органов: глаза, руки, головы и т.д., несущие оперативную пространственно-временную информацию о процессе восприятия) Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. Посредством специальных устройств (псевдоскоп, псевдофон, инвертоскоп, вибраторы, зеркала, электронно-дисплейные комплексы), хирургических операций или фармакологических инъекций вносятся систематические искажения в естественные (количественные и/или качественные) соотношения между воспринимаемым объектом и наблюдателем. Генетический метод нацелен на выделение этапов развития перцептивных способностей; включает приемы онтогенетического и формирующего исследования восприятия. В рамках онтогенетического исследования, где часто невозможно получить адекватный вербальный отчет, измеряют параметры условно-рефлекторных и ориентировочных реакций, реакции привыкания и предпочтения, исследовательскую и манипулятивную деятельность детей. На уровне сформированного восприятия применяют микрогенетический и экспериментально-генетический методы. Анализ событий не ставит жестких ограничений на время экспозиции стимульных объектов, на время ответа, а также на подвижность самого наблюдателя в процессе восприятия. Клинический метод применяется при исследовании патологических нарушений восприятия, вызванных соматическим или психическим заболеванием либо имеющих травматическую природу. Оценивается качественное своеобразие восприятия больных по сравнению с нормальным контингентом и уровень функционирования отдельных сенсорных, моторных и центральных перцептивных механизмов. Используются процедуры беседы, функциональных и тестовых проб. Для диагностики системных нарушений опознания (агнозии) используют набор нейропсихологических приемов исследования. Важную информацию дает анализ отдельных случаев течения болезни. Метод моделирования работы перцептивной системы нацелен на строгое математическое описание и предсказание отдельных феноменов восприятия и полученных эмпирических зависимостей. Формализованное описание механизмов и принципов преобразования перцептивной информации находит применение при построении автоматизированных систем распознавания. Приемы развития и управления процессами восприятия - процесс качественного видоизменения восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). Примерами такого рода деятельности могут быть следующие игры и упражнения. Игра “Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать психолога: если психолог правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Игра “Поэт”. Психолог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных: Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка). Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу). От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал). Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку). Тебе кукла, а мне - мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик). Говорила мышка мышке: До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки) Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку). Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|