Анализ организационной структуры предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов. Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды. Процесс внесения коррективов в организационную структуру управления компании предусматривает: 1). систематический анализ функционирования организации, и её среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности; 2). разработку генерального плана совершенствования организационной структуры; 3). гарантию того, что программа нововведений содержит максимально простые и конкретные предложения по изменению; ). последовательную реализацию планируемых перемен. Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех; ). поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены. Результатом разработки с применением описанных выше методов стала приведенная структурная линейная схема управления предприятием, реализованная ИП Мингазовой (рис.2.2.1).
Генеральный директор
Бухгалтерия Отдел продаж Производственный отдел
Главный Старший менеджер Старший бухгалтер по продажам бригадир
Офис-менеджер Менеджер Замерщик монтажники по продажам
3 1 2 3 Рис. 2.2.1 Организационная структура ИП Мингазова Э.Р.
Эта схема постоянно изменяется в деталях. Эти изменения отражают непрерывный процесс адаптации предприятия к изменяющимся внешним условиям. Данная организационная структура является рациональной в свете реализации поставленных целей и задач обществом. В организационную структуру ИП Мингазова Э.Р. входят: Отдел продаж. Отдел продаж является самостоятельным структурным подразделением компании. Его основными задачами являются: ) заключение договоров на поставку строительных материалов и оборудования и полное обеспечение заказами на продукцию; ) разработка договоров на предоплату, ведение переписки и переговоров по поставкам и урегулированию всех спорных вопросов, отслеживание соблюдения сроков оплаты отгруженной продукции, принятие заказов на выпускаемую продукцию, своевременное оформление документов; ) изучение и внедрение передового опыта работы других предприятий по заключению и ведению договоров и заказов; ) ведение маркетинговых исследований по изучению спроса и расширению рынка сбыта производимой продукции и услуг.
В структуру отдела продаж входят: старший менеджер по продажам менеджер по продажам; офис-менеджер (2 человека). Бухгалтерия. Задачами бухгалтерии являются: ) обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с нормативными документами; 2) осуществление предварительного и последующего контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций: контроль <http://www.poschitaem.ru/dict/kontrol~.htm> за правильным и экономным расходованием средств; ) учет <http://www.poschitaem.ru/dict/uchet.htm> доходов и расходов по сметам средств и учет <http://www.poschitaem.ru/dict/uchet.htm> операций по другим внебюджетным средствам; ) начисление <http://www.poschitaem.ru/dict/nachislenie.htm> и выплата <http://www.poschitaem.ru/dict/vyplata.htm> в срок заработной платы рабочим и служащим; своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения смет, с предприятиями, учреждениями и отдельными лицами; ) осуществление контроля за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации, наличием и движением денежных средств; ) систематизированный учет <http://www.poschitaem.ru/dict/uchet.htm> положений, инструкций, методических указаний по вопросам учет <http://www.poschitaem.ru/dict/uchet.htm>а и отчетности, других нормативных документов, относящихся к компетенции бухгалтерских служб; ) хранение <http://www.poschitaem.ru/dict/khranenie.htm> бухгалтерских документов, смет расходов, расчетов к ним, других документов, а также сдача <http://www.poschitaem.ru/dict/sdacha.htm> их в архив в установленном. В структуру бухгалтерии входит главный бухгалтер (1 человек) Производственный отдел. В обязанности производственного отдела входит: Оперативное управление <http://www.pravoteka.ru/enc/3971.html> производственной деятельностью <http://www.pravoteka.ru/enc/4909.html> организации <http://www.pravoteka.ru/enc/4007.html>.; текущее планирование, участие в перспективном планировании производственной деятельности <http://www.pravoteka.ru/enc/4909.html>; организационно методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации <http://www.pravoteka.ru/enc/4007.html> по производственным вопросам; оперативное информирование руководства организации <http://www.pravoteka.ru/enc/4007.html> о возникающих производственных проблемах и возможных вариантах их решения <http://www.pravoteka.ru/enc/5256.html>; подготовка и представление руководству информационно-аналитических материалов о состоянии и перспективах развития производственной деятельности <http://www.pravoteka.ru/enc/4909.html> организации <http://www.pravoteka.ru/enc/4007.html>; совершенствование и внедрение новых методов организации <http://www.pravoteka.ru/enc/4007.html> работы <http://www.pravoteka.ru/enc/5045.html>, в том числе на основе <http://www.pravoteka.ru/enc/4070.html> использования современных информационных технологий; участие в пределах своей компетенции <http://www.pravoteka.ru/enc/2758.html> в подготовке и исполнении управленческих решений <http://www.pravoteka.ru/enc/5256.html> руководства организации <http://www.pravoteka.ru/enc/4007.html>.
В структуру производственного отдела входят, заместитель директора по производству (1 человек), замерщик (1 человек), монтажные бригады (6 человек). Каждый сотрудник ИП Мингазовой Э.Р. несет ответственность: ). за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации; ). за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации; ). за причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Назначение сотрудника на любую должность и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия по представлению. На время отсутствия любого сотрудника (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Организационная структура управления ИП Мингазовой Э.Р. гибкая и старается чутко отзывается на все изменения, происходящие как во внешней по отношению к предприятию среде, так и внутри него.
Для того чтобы определить, насколько на самом деле эффективна и функциональна данная организационная структура, необходимо провести исследование. Которое должно содержать в себе мнения работников организации, руководителей и клиентов о недостатках данной структуры, о функциональных обязанностях сотрудников. Для проведения данного мероприятия было проведено маркетинговое исследование, которое состояло из нескольких этапов: На первом этапе - подготовка к маркетинговому исследованию, была проведена следующая работа: наблюдение за работой менеджеров, генерального директора и первых руководителей, а также всех остальных работающих в организации. Присутствие при процессе обмена информацией между менеджерами и заказчиками, выявление «плюсов» и «минусов» в данных коммуникациях, после данный опыт помог при составлении вопросов в для сотрудников, руководителей и собственников. Вторым этапом был опрос заказчиков, который происходил по следующей схеме: ). определение целей и задач. Цель опроса ответить на такие основные вопросы: как измениться деятельность организации; каковы будут положительные и отрицательные стороны в данных изменениях; как организация должности маркетолога повлияет на известность ИП Мингазовой в Набережных Челнах, что укажет на необходимость дополнительного развития фирмы, через должность маркетолога для формирования маркетинговых коммуникаций, либо только поддержания их на том уровне, на котором они сейчас; данная информация поможет в принятии решения о внедрении проекта, либо его отклонении. Но данный вопрос является важным как для самой компании, так и для моей исследовательской работы, т.к. он также покажет эффективность функционирования маркетолога через более грамотную организацию рекламы, выявление спроса, продвижения продукции и услуг; ). разработка опроса происходила по трем направлениям. Т.к. опрашивались сотрудники, руководители и клиенты организации, то для каждой из этих групп составлялся отдельный вопросник; ). анализ полученных результатов, составление вывод. Был проведен анализ организационной структуры ИП Мингазовой Э.Р. Из ответов руководителя можно сделать следующие выводы: ). в связи с большой загруженностью у руководителя на оценку личного персонала нет достаточного времени; ). существуют незначительные недостатки в организационной структуре, в связи с разделением обязанностей среди сотрудников не по должностным инструкциям; ). существует проблема с продвижение услуг организации в связи с отсутствием маркетолога;
). в связи с появлением новых сотрудников может возрасти конфликтность в коллективе, и работа может отойти на второй план. В результате опроса сотрудников ИП Мингазовой были получены следующие результаты: Из 13 опрошенных сотрудников на вопрос: «Как Вы оцениваете состав персонала в компании?» 9 человек ответило, что персонал полностью соответствует требованиям, а 4 человека, что некоторых работников не мешало бы и заменить; «Каковы функциональные обязанности между структурами компании?» 9 человек считают, что все обязанности распределены не по должностным инструкциям, а 4 человек считают, что есть небольшие неточности, но на них не стоит обращать внимания; «Возникают ли разногласия между сотрудниками компании?» 10 человек считают, что существуют незначительные разногласия, которые не требуют особого внимания, 3 человека считают, что каждый из сотрудников четко знает свои обязанности; «Как Вы считаете, какой именно должности не хватает в вашей организации?» почти единогласно - 12 человек ответили, что не хватает маркетолога; «Согласны ли Вы, взять, на себя дополнительные официально оформленные обязанности?» 9 человек были бы не согласны с дополнительными обязанностями, 3 человека согласились бы за хорошую надбавку к заработной плате, и лишь один бы человек согласился возложить на себя новые обязанности; «Боитесь ли Вы перемен, связанных с организацией новой должностью маркетолога?» 2 человека ровно отнесутся к переменам в организационной структуре организации, 1 человек боится лишиться своего рабочего места и 7 человек твердо уверенны в необходимости организации новой должности маркетолога. Почти большинство ответов связано с распределением обязанностей не по должностным инструкциям. Очень часто сотрудники выполняют обязанности связанные с несуществующим отделом, за счет этого и возрастает конфликтность в коллективе. По той же причине большинство сотрудников отказываются даже от официально оформленных обязанностей. Для исследования мнения клиентов компании о функционировании организации было проведено маркетинговое исследование с помощью опроса клиентов, посетивших офис продаж. Этап второй, абсолютно по схеме схож с предыдущим исследованием - постановка целей и задач исследования. С учетом того, что клиенты в общей массе тяжело идут на подобный контакт, объясняя это ограниченностью времени, отвечали максимум на три-четыре вопроса. Результаты получились следующие: Из 20 опрошенных клиентов ИП Мингазова на вопрос: «Откуда Вы узнали о существовании ИП Мингазова?» большинство клиентов ответило, что из личных контактов - 10 человек, 3 человека через Интернет и только лишь 7 человек из рекламы в СМИ; «Почему Вы остановили свой выбор именно на нашей компании?» 9 человек по совету знакомых, 7 человек из-за хорошей рекламы и 4 человека случайно оказались в офисе фирмы; «Достаточно ли необходимой Вам информации о предоставляемых услугах содержится в рекламных каталогах ИП Мингазова?» 3 человека редко пользуются каталогами организации, 7 человек считают, что каталог содержит полную информацию, а 10 человек наоборот считают, что каталог требует доработки и содержит недостаточную информацию. Отношение к ИП Мингазовой положительное, качество предоставляемых услуг и продукции устраивает. Клиентов привлекают доступные цены, скидки (накопительные, разовые), а также добросовестный, внимательный, грамотный персонал. После вышесказанного можно сделать следующий вывод: Эффективность проводимой рекламы ниже 50%, что является отрицательным результатом, не оправдывает вложенные материальные средства, приносит неоправданные убытки организации. Необходимо более качественно и профессионально разрабатывать рекламные компании, повышать эффективность и известность организации в Набережных Челнах. При рассмотрении проекта собственниками и ведущими специалистами организации компании, большинство из них дали положительные отзывы о предлагаемой реорганизации фирмы и конкретных рекомендациях по усовершенствованию производственного процесса в целом. Данные проекта приняты на более детальное рассмотрение и на разработку в ближайшем будущем. В результате анализа деятельности ИП Мингазовой Э.Р. были отмечены следующие недостатки: ). в связи с большой загруженностью у руководителя на оценку личного персонала нет достаточного времени; ). существуют незначительные недостатки в организационной структуре, в связи с разделением обязанностей среди сотрудников не по должностной инструкции, нет четкого разделения функциональных обязанностей между всеми работниками; часто работники выполняют несвойственные им обязанности; ). слабый морально-психологический климат в коллективе, вызванный разногласиями в распределении дополнительных должностных обязанностей; ). существует проблема с продвижение услуг организации в связи с отсутствием маркетолога; ). трудности поддержания постоянных взаимосвязей и координации между различными функциональными службами; ). низка и неэффективна степень автоматизации функций управления; ). могут возникнуть различия во мнениях должностных лиц в отношении обязанностей; ). низкая эффективность проводимой рекламы. В принципе карьера менеджеров связана с их работой в функциональных организациях, поэтому у них отсутствует общий опыт управления, что особенно проявляется в тех случаях, когда их приглашают на более высокие должности; Все вышеперечисленные недостатки в работе организации приводят к следующим негативным последствиям: ). внешним по отношению к организации: маркетинговые стратегии легко «копируются» конкурентами, а портфель ИП Мингазовой недостаточен для сохранения достигнутых темпов роста. Именно поэтому состояние предприятия можно характеризовать как переходное; ). внутренним по отношению к организации: создание определенного напряжения между работниками внутри организации; существуют серьезные проблемы в системе материального стимулирования персонала предприятия, в отличие от работников аппарата управления; система мотивации анализируемого предприятия нуждается в доработке и совершенствовании, особенно это касается бухгалтерии. Все вышеперечисленные недостатки говорят о неотлагательной необходимости перемен в организации. организационный управление предприятие Выводы и предложения
Анализ отечественной и зарубежной практики показывает, что решение этих проблем имеет прямое отношение к совершенствованию организационных структур управления. В связи с выявленными недостатками и с тем, что функции маркетинга ИП Мингазовой разбросанными различным образом практически между всеми работниками, начиная от самого предпринимателя и заканчивая офис - менеджерами, складывается ряд проблем в налаженной работе организации. Можно предложить как вариант совершенствования организационной структуры предприятия - расширение бизнеса при условии реструктуризации организационной структуры ИП Мингазова Э.Р. с учетом автоматизации функций управления в условиях создания новых рабочих мест. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: ). реструктуризация организационной структуры управления; ). описание функциональных обязанностей, прав, ответственности работников организации (создание должностных инструкций новых сотрудников); ). обоснование необходимости создания новых рабочих мест в организации; ). расчет затрат на реализацию вышеперечисленных мероприятий и определение эффективности от их внедрения; ). достижение взаимосвязи цели деятельности ИП и отдельного сотрудника; 6). своевременно выработать и принять необходимые управленческие решения в практике работы с персоналом; ). изобразить в виде схемы существующую структуру управления и оценить её с точки зрения передового отечественного и зарубежного опыта; ). уточнить функции, выполняемые исполнителями, определить фактическую загрузку каждого из них; ). установить существующее разграничение функций и ответственности между отделами; ). выявить незакреплённые за исполнителями функции и задачи путём анализа должностных инструкций наличного персонала; ). проверить, соответствует ли квалификация сотрудников выполняемой ими работе; ). улучшить морально-психологический климат организации.
Список использованной литературы
1. Бобрышев, Д.Н. Основные категории управления. М, 2007. - 453 с. . Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада Лтд», 2010 - 384 . Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебник. - М.: «Фирма Гардарика», 2008. - 416 с. . Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 501 с. . Гончаров, В.В. В поисках совершенства руководства. М.: ЮНИТИ, 2008. - 275 с. . Менеджмент: учебник / под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2007. - 504 с. . Менеджмент организации: учеб. пособие / под ред. З.М. Румянцевой. М., 2009. . Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента: пер. с англ. М.: «Дело», 2008. - 702 с. . Минаев, Э.С. и др. Основы теории менеджмента. М, 2009. . Смирнов, СВ. Организация управления предприятием. М. 2009. . Смирнов, Э.А. Теория организации: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|