Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
В прикладной социальной психологии процесс диагностирования начинается с оформления отношений с заказчиком (клиентом). Если заказчиком является кто-то из руководителей практического психолога (т. е. заказ происходит внутри организации, в которой он работает), то эта процедура порой сводится к устной договоренности о сроках социально-психологического диагностирования и ожидаемом от психолога-практика результате. Если же заказчиком является другое частное лицо или организация, а диагностируется довольно сложный предмет (социально-психологическое явление), то отношения между психологом и заказчиком оформляются юридически, путем заключения договора или трудового соглашения о взаимных обязательствах сторон. В этом договоре заказчик в лице руководителя учреждения, заказывающего диагностирование, берет на себя обязательства своевременно оплатить работу исполнителя в лице психолога-практика (или руководителя творческого коллектива) согласно предъявленной смете расхода, которая служит приложением к договору. В ряде случаев заказчик осуществляет помощь психологу в форме предоставления помещений, оргтехники и т.д. Все это должно обговариваться в договоре. Исполнитель в лице практического психолога, в свою очередь, берет на себя обязательства своевременно и качественно провести диагностирование интересующего заказчика социально-психологического явления и в обозначенный планом-графиком срок представить итоговый отчет. В договоре также, как правило, оговариваются штрафные санкции за нарушения взаимных обязательств обеими сторонами, в частности в случае несвоевременного финансирования (выплаты аванса для размножения в типографии полевых документов, оплаты интервьюеров или анкетеров при сборе информации и т.д.). Исполнитель имеет право отодвигать сроки представления итогового и промежуточного отчетов. В случае низкого качества социально-психологического диагностирования (которое определяется независимыми экспертами) заказчик имеет право снизить размеры оплаты или прекратить финансирование обследования. То же самое может быть и при нарушении исполнителем сроков проведения диагностирования. Прежде чем подписывать договор с заказчиком, исполнитель в лице психолога-практика должен взвесить свои силы и возможности своевременного выполнения возложенных на него условиями договора обязательств.
После того как подписан договор о взаимных обязательствах с заказчиком и согласована формулировка проблемы, сроки и формы представления результатов социально-психологического диагностирования, наступает момент формирования авторского коллектива, каждый член которого является специалистом в какой-либо области прикладной социальной психологии. Внутри авторского коллектива осуществляется распределение обязанностей и ответственности: кто-то занимается разработкой программы, кто-то подбором и разработкой методик (или апробацией к изучаемому объекту и предмету), кто-то отвечает за подготовку к полевой стадии сбора информации, кто-то за обработку информации на ЭВМ, кто-то за анализ информации и составление промежуточного и итогового отчетов. Общее руководство в любом случае остается за руководителем авторского коллектива: через него осуществляется связь и согласование рабочих вопросов с заказчиком, подписание финансовых документов и т. п. После распределения ролей члены авторского коллектива приступают к разработке программы обследования интересующего заказчика объекта и предмета. Параллельно с разработкой программы или с небольшим временным сдвигом осуществляются выбор методов и подбор методик для диагностирования или их самостоятельная разработка.
Что касается классификации методов диагностирования, то в литературе, посвященной методам социологических и психологических исследований, предпринимались различные попытки их систематизации. Например, в работе «Психологическая диагностика детей и подростков» (под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой) все методы диагностирования делятся на две группы в зависимости от степени формализации методик. В первую группу входят методики высокого уровня формализации: тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Они характеризуются жесткой регламентацией процедуры обследования, стандартизации. Ко второй группе малоформализованных методик следует отнести «такие приемы, как наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности» [8]. Целесообразно в теоретико-методологическом плане разводить понятия «методы», «методики» и «техники диагностирования», в том числе и социально-психологического. Под методом следует понимать один из универсальных способов постижения, познания, описания явлений действительности, в основе которых лежит какой-то один принцип. Под методикой - совокупность методических, технических приемов, модифицирующих данный метод своеобразием, последовательностью и взаимосвязью этих приемов. Методика в отличие от метода, который носит более универсальный характер, всегда «привязана» к изучению какого-либо конкретного предмета (например, методика диагностики межличностных отношений Лири). Под техникой диагностирования принято понимать совокупность «специальных приемов для эффективного использования того или иного метода» [11] (например, приемы статистического анализа, контроля надежности информации, измерения количественных характеристик и т. д.). Представляет интерес классификация методов социальной психологии, которую приводит В. Е. Кузьмин в сборнике «Методы социальной психологии» [3]. В этой классификации вся совокупность методов упорядочивается следующим образом: I. Методы эмпирического исследования: 1) наблюдение; 2) изучение документов; 3) опрос (интервью, анкетирование); 4) специализированные социально-психологические методы (социометрия; экспертная или групповая оценка личности и т.д.); 5) тесты; 6) эксперимент.
П. Методы моделирования [3]. Примечательно, что в этой классификации в первом блоке методы социально-психологической диагностики расположены в определенной логической последовательности [3]. Во второй блок включены методы моделирования, которые, по мнению авторов, могут выступать в качестве источника эмпирической информации или средства для теоретических построений. Для социально-психологической диагностики имеют ценность методы эмпирического исследования или сбора первичной информации о диагностируемом объекте [8] и методы анализа первичной информации [11]. Во многих работах второй блок значительно расширен [1, 7]. В частности, В. А. Ядов помимо социального моделирования включает в этот блок методы описания и классификации, типологизации, статистический анализ, системный анализ, генетический и исторический анализ [11]. Заслуживает внимания типология методов социально-психологического диагностирования, предложенная Н. И. Шевандриным. Она включает три группы методов: 1) концептуализации; 2) диагностики; 3) обработки и интерпретации [10]. Первая группа методов - концептуализации «позволяет произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация - путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями» [10]. Методы концептуализации позволяют редуцировать теоретические понятия в эмпирические индикаторы социально-психологических явлений. Эти эмпирические индикаторы и закладываются в рабочие полевые методики, с помощью которых осуществляется диагностирование. Если явление достаточно изучено и существуют стандартные методики его диагностирования, то можно переходить ко второму этапу диагностирования, а затем и к третьему -анализу и интерпретации полученной информации, т.е. к формулировке собственно диагноза. Но и в этом случае определенная работа по построению гипотетической описательной или объяснительной модели должна быть выполнена.
Анализ существующих социально-психологических методик [2] позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве они концентрируются на уровне социально-психологической диагностики личности, межличностных отношений и малых групп. Диагностика же больших социальных групп, массовых социально-психологических явлений пока не обеспечена апробированными надежными методиками. После того как разработаны методики диагностирования (или взяты готовые, стандартные методики), весьма желательна их апробация на небольшой выборке. Что же касается самостоятельно разработанных методик, то они, как правило, нуждаются в обязательной предварительной апробации, так как формулировка вопросов или веер готовых ответов, прелагаемых опрашиваемым (респондентам), всегда требует уточнений. Следующий этап организации социально-психологического диагностирования - подготовка к «полевой» стадии, т. е. к сбору информации по интересующей проблеме. На этом этапе размножаются уже скорректированные и, возможно, согласованные с заказчиком рабочие документы: вопросники анкет или интервью, бланки карточек наблюдения или контент-анализа документов, инструкции интервьюерам и т. п. Математики-программисты, вооружившись программой и рабочими методиками, могут начинать составлять программу математической обработки той первичной информации, которая будет собрана в ходе полевой стадии обследования. В это же время формируются и окончательно оформляются выборка и ее тип (естественно, если речь идет о выборочном обследовании). С учетом числа задействованных интервьюеров для каждого готовится бланк-задание, в котором общая выборка «раскладывается» на части, соответствующие числу интервьюеров. Если в исследовании задействованы интервьюеры-новички (а их состав должен периодически обновляться), то с ними необходимо провести не только инструктаж, что всегда делается перед выходом «в поле», но и одно-два практических занятия-тренинга, на которых отрабатываются наиболее типичные ситуации, встречающиеся в процессе сбора информации. Желательно, чтобы на эти тренировочные занятия были приглашены опытные интервьюеры, был показан видеофильм с наиболее типичными ошибками и «образцово-показательным» интервью. Следующий этап организации обследования - так называемая «полевая» стадия, этап сбора первичной эмпирической информации. Этот этап чрезвычайно ответствен, так как от него зависят качество и надежность полученных выводов и рекомендаций диагностирования.
В связи с этим важна четкая организация корпуса (группы) исполнителей (наблюдателей, интервьюеров, анкетеров или контент-аналитиков), осуществляемая руководителем «полевых» работ (супервайзером). В задачи последнего входит обеспечение исполнителей всеми рабочими документами для фиксации первичной информации, прием от них заполненных документов, контроль за качеством сбора информации. Все рабочие документы должны обязательно нумероваться и собираться в одном месте. Завершается данный этап контролем за качеством заполненных рабочих документов: вопросников анкет или интервью, карточек наблюдения или контент-анализа, бланков наблюдения и экспериментов. При этом отбраковываются документы, содержащие много ошибок, оказавшиеся пустыми или полупустыми. В ряде случаев такой брак может оказаться следствием недобросовестности исполнителей (от таких следует избавляться в ходе полевой стадии и не допускать их к последующим сборам информации) или рассеянности, утомления в конце рабочего дня. По возможности ошибки следует исправить, вернув документы исполнителям и осуществив повторный контакт с объектом социально-психологического диагностирования. После сбора первичной информации с помощью различных методов наступает этап обработки информации и ее анализа. Эта обработка может осуществляться вручную или с помощью ЭВМ. Все зависит от масштабов собранной информации и глубины ее анализа. Если этот массив небольшой и заказчика удовлетворит поверхностное, «линейное» описание интересующего его объекта, то не стоит тратить время и средства на математическую обработку данных с помощью ЭВМ. Если же массив весьма большой и требуется глубокий анализ, вытекающий из запросов заказчика, то обработка на ЭВМ оправдывает себя, несмотря на определенные временные и финансовые затраты. Результаты обработки оформляются в виде машинных табуляграмм, таблиц, графиков распределений изучаемых параметров объекта. Полученные цифры, протоколы экспериментов требуют осмысления, анализа и обобщения, что и осуществляется на последнем этапе организации диагностирования - этапе анализа и обобщения информации. Психолог-практик, руководствуясь программой обследования, доказывает или опровергает выдвинутые перед началом диагностирования гипотезы, осуществляя своего рода переход от абстрактных, разрозненных эмпирических данных к конкретному синтетическому знанию об объекте диагностирования, обогащенному анализом эмпирической информации. Обобщение представляет собой выявление общего, повторяющегося в совокупности фактов. По сути дела, это одна из наиболее важных сторон теоретической деятельности вообще. Обобщение осуществляется на основе абстрагирования от частностей, индивидуальных особенностей: деталей, единичных фактов и наблюдений. Согласно двум типам гипотез - описательных и объяснительных - выделяется два класса процедур анализа данных. К первому относят группировку, классификацию и типологизацию. Ко второму - различные аналитико-экспериментальные процедуры, назначением которых является установление связей, взаимодействия, причем осуществление второго класса процедур невозможно без процедур первого класса. С помощью группировки большой массив информации «уплотняется» до обозримого ряда признаков на основе классификации. При этом хорошая классификационная схема должна отвечать ряду требований, важнейшие из которых следующие: - соответствие задачам исследования, в рамках которого строится классификация; - компактность, т.е. сведение классифицируемых объектов к ограниченному, легко обозримому числу классов; - наличие достаточно уловимых различий между каждой парой классов объектов; - четкость (желательно однозначность) интерпретации получаемых классов, определенность их описаний, или «портретов». Однако группировки дают лишь «линейные» распределения интересующих диагноста объектов, позволяют дать лишь поверхностное описание явления. Для установления взаимосвязей, в том числе и причинно-следственных, применяются двух-, трехмерные аналитические таблицы, а также всевозможные расчеты коэффициентов корреляции (коэффициент ассоциации Юла для двух качественных переменных, коэффициент ранговой корреляции Спирмена для двух ранжированных рядов признаков, коэффициент парной и множественной корреляции), дисперсионный, регрессионный, факторный, кластерный анализ. Особое внимание следует уделять выводам о причинно-следственных связях между переменными, поскольку довольно часто высокое значение коэффициента корреляции отнюдь не свидетельствует о наличие между ними причинно-следственной связи. Завершается данный этап составлением отчета, который включает титульный лист с указанием названия прикладного исследования, авторов (или руководителя авторского коллектива), даты и места его проведения; введение, в котором в кратком виде излагаются проблемы, цель и задачи, гипотезы исследования; основную часть - изложение основных результатов диагностирования; заключение, в котором делаются основные выводы и даются возможные рекомендации, намечаются возможные пути дальнейшего изучения данного явления; наконец, приложение, в котором приводятся все полевые документы исследования (программа, методики, состав выборки, инструкции исполнителям и т.д.), всевозможные таблицы и графики, позволяющие обосновать те выводы, которые сделаны в основной части отчета. Надежность информации, получаемой в ходе социально-психологической диагностики, обеспечивается на всех ее этапах*. * Последняя часть параграфа написана с участием А.Н. Сухова.
На уровне диагностирования личности надежность получаемой информации достигается за счет стандартизации методик. На макроуровне - за счет репрезентативности данных. Разумеется, при выполнении всех методических требований к разработке программ таких обследований и грамотной организации их проведения. Большую роль в организации социально-психологической диагностики играет рабочее место психолога-практика [9]. Оно должно включать следующие компоненты: 1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов, т. е. регистрационных документов (протоколов, журналов и т. п.). 2. Материальную базу психодиагностики: - психодиагностические методики (тесты, анкеты, карты наблюдения и т.д.); - психодиагностические аппаратурные методики; - аудиотехнику с записями стимульного материала, специальные бланки, видеокамеру, видеомагнитофон, диктофон; - компьютерные методики диагностирования; - персональный компьютер, калькулятор и др. 3. Материальную базу для проведения консультирования, социально-психологического тренинга делового общения и групповой психотерапии: - видеокласс (специально оборудованное помещение для проведения тренингов и групповой психотерапии); - видеотехнику (видеокамеру, видеомагнитофон и видеокассеты); - аудиотехнику; - аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; - кресла; - проекционную аппаратуру; - проекционные материалы (слайды и т. д.); - специальную светотехническую систему и другие средства; - специальную мебель (кресла, столы и т.д.); - специальное освещение. 4. Материальную базу психологического просвещения и психологической подготовки: - учебно-методические материалы; - наглядные пособия. Большую роль в организации социально-психологической диагностики играет автоматическое рабочее место психолога (АРМПС), в котором содержится блок (пакет) социально-психологических методик диагностирования (в том числе Q-сортировка, «Социально-психологический климат организации», «Ваш характер», «Умение слушать» и т.п.) и предусматривается автоматическая обработка результатов диагностирования и выдачи диагноза на дисплей с возможной распечаткой на принтере. В настоящее время банк компьютерных методик, в том числе и социально-психологических, постоянно увеличивается. Диагностирование социально-психологических явлений на уровне личности, межличностных отношений и малых групп имеет следующие особенности. Программа диагностирования носит свернутый характер или вообще отсутствует (существует имплицитно в сознании диагноста в форме осознания проблемы, задач и гипотез о возможном диагнозе). Ведется журнал регистрации клиентов, в котором указываются фамилия, имя, отчество клиента, время обращения, а также субъективный локус проблемы (жалобы), с которой клиент обращается к психологу, заводится и заполняется персональная карта клиента. Пронумерованные карты хранятся в сейфе, а их содержимое составляет профессиональную тайну. Помимо фамилии, имени и отчества клиента в персональную карту заносятся подробные данные о его возрасте, профессии, образовании, а также и субъективный локус проблемы (жалобы), с которой он пришел к психологу. В специальном разделе карты фиксируются диагностические методики, использованные психологом, результаты диагностирования и предположительный диагноз, который может уточняться по мере дополнительных контактов, сеансов встречи психолога с клиентом. Результаты диагностирования оформляются на основе заполнения протокола. Иногда такое сотрудничество психолога с клиентом может длиться несколько лет. На уровне диагностирования организаций психолог-практик заполняет специальную карту социальной организации (или социальный паспорт). Этот социальный паспорт содержит результаты организационной диагностики, т. е. характеристики организации в целом. Литература
1. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1969. 2. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. - М., 1991. 3. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л., 1977. 4. Hepcecoвa E.X. Методические аспекты формирования выборки в социологических исследованиях // Вопросы методики и техники социологических исследований. - М., 1975. 5. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. - М., 1978. 6. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М., 1995. 7. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. - Л., 1967. 8. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - М., 1995. 9. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Деркача. - М., 1996. 10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М., 1995. 11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|