Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.

Оформление инновационных проектов.

Каждый проект должен содержать обязательные элементы:

Четкое название;

Краткую аннотация;

Число исполнителей;

Сроки выполнения (год начала и год окончания);

Объем финансирования в расчете на год;

Важное значение имеет информация о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организация в которой выполняется работа.

В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указываются:

Фамилия, имя, отчество;

Дата рождения;

Ученая степень и год присуждения ученой степени;

Ученое звание и год присуждения ученого звания;

Полное и сокращенное название организации;

Должность;

Область научных интересов;

Общее число публикаций;

Адресные данные и др.

В проекте должны быть указаны полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (адресные данные, бюджетный счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.).

Если проект представляется на конкурс, оформляется соответствующая заявка. Условия конкурса публикуются в печати.

Любой инновационный проект нуждается в финансировании. Проекты могут финансироваться по линии Государственной научно-технической программы, путем получения грантов (от Российского фонда фундаментальных исследований; Российского гуманитарного научного фонда; Конкурсного центра по экономике Министерства общего и профессионального образования; по Российской программе экономических исследований и др.).

Проект должен включать обоснованную смету расходов на выполнение, т.е. общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:

· заработную плату (не более 50 % общего объема);

· начисления на заработную плату;

· расходы на приобретения оборудования и материалов;

· расходы на услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);

· командировочные расходы;

· экспедиционные расходы;

· накладные расходы (не более 20 % общего объема).

В общем виде смета расходов может быть оформлена с выделением прямых и накладных расходов по схеме 1.

Проведение работ по проекту осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием.

Обязательным элементом проекта является техническое задание.

В техническом задании указываются тема работы, название проекта, год, организация, в которой выполняется работа, исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты и их научно-техническая и практическая ценность, содержание работы (этапы), наименование этапов, сроки их выполнения, стоимость, результат и вид отчетности, перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.

Особое внимание следует обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать доступность результатов для экспертизы.

Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.).

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.

Схема 1.

Схема затрат на выполнение проекта

                  __________________________________________________

                                                    наименование проекта

                Сроки выполнения    __________                  ___________

                                                             начало                                               окончание

Статьи затрат

всего

В том числе на … год

В том числе по кварталам

1 2 3 4
Прямые расходы Заработная плата Начисления на з/п Материалы Спецоборудование для научных работ Научные командировки Услуги сторонних организаций Прочие Итого            
Накладные расходы в том числе з/п Всего расходов, в том числе з/п Итого По проекту            

 

Руководитель проекта

Главный бухгалтер

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудничества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно0-технической политике.

Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.

Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.

Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Государственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.

Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.

Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование, высококвалифицированные кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Следует отметить, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.

Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.

К началу 1996г. В России было свыше 60 Государственных научных центров.

Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.

Программы отбирают с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.

На 1996г. В России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди них можно выделить как особо важные: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса;  экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники финансируется целевым назначением Министерством науки и технологий РФ из средств Федерального бюджета.

Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.

Федеральная научно-техническая программа содержит связанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.

Цели федеральных научно-технических программ состоят в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.

Утвержденные федеральные научно-технические программы должны обладать:

· Существенной значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;

· Принципиальной новизной и взаимосвязанностью программных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.

Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:

· Соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;

· Значимость решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;

· Невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;

· Принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;

· Возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства; достаточность системы мероприятий для решения поставленных задач;

· Реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.

Управление проектом.

Управление проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подразделениями.

Между рабочей группой и всей организацией должна быть устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Например, введение дистанционной системы образования в вузе должно происходить в сотрудничестве с деканатами, кафедрами и другими подразделениями.

Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может быть выделен специальный руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложности проекта. Если это, например, модификация продукта, то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела.

Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический («рабочий») руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный («профессиональный») руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (заработная плата и т.п.).

Руководители образуют координатную группу, в задачи которой входит:

· Определение цели проекта;

· Назначение руководителей рабочих групп;

· Создание рабочих групп;

· Постановка задачи;

· Контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы);

· Принятие решения о продолжении работ по проекту;

· Роспуск рабочих групп;

Рабочие группы выполняют свою часть проекта; отвечают за планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации.

При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями:

· Компетентность и опыт;

· Наличие специальных знаний в проблемной области;

· Возможность привлечения к работе;

· Власть и авторитет в организации;

· Способность разрешать конфликтные ситуации;

· Отношению к делу;

· Личный интерес и мотивация.

Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.

В практике менеджмента применяются различные методики управления рабочей группой например, планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п. Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является и процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.

К специфическим инструментам управления проектом относятся:

1. Определение проблемы и постановка задачи.

2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы).

Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:

· Осмысления проекта и установления этапов выполнения;

· Выделения наиболее важных проблем;

· Создания модели обмена информацией;

· Определение ожидаемых результатов;

· Разработки рекомендаций после завершения работ.

В современном менеджменте действуют девизы:

Семь раз отмерь, один раз отрежь!

Подумай, прежде чем делать!

На этапах выполнения проекта принимаются решения о:

· Продолжении или корректировке задания;

· Уточнении последнего этапа;

· Форме завершения последнего этапа.

Разделения проектов на этапы позволяет контролировать ход его выполнения. Наглядно этапы прохождения проекта представлены на схеме 2.

Выделение этапов в проекте должно быть тщательно обдумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и несогласованность внутри рабочей группы, а также между группой и организацией.

Выводы:

·     В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

· Проекты могут финансироваться по линии государственной научно-технической программы, путем получения грантов.

· Каждый проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число исполнителей, сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на год, информация о руководителях и основных исполнителях.

· Приоритетные направления исследований и разработок реализуют в виде крупных межотраслевых проектов.

· Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственная технология, новые материалы и химические продукты, технология живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.

· Для управления проектом и реализации его создается рабочая группа.

 

Список использованной литературы

1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др., Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000

2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов./Под редакцией Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2001

3. Инновационный менеджмент. /Р.А. Фатхутдинов – 4-ое издание. – СПб: Питер: Питер принт, 2003

4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002

 

 

   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...