Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.
Оформление инновационных проектов. Каждый проект должен содержать обязательные элементы: Четкое название; Краткую аннотация; Число исполнителей; Сроки выполнения (год начала и год окончания); Объем финансирования в расчете на год; Важное значение имеет информация о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организация в которой выполняется работа. В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указываются: Фамилия, имя, отчество; Дата рождения; Ученая степень и год присуждения ученой степени; Ученое звание и год присуждения ученого звания; Полное и сокращенное название организации; Должность; Область научных интересов; Общее число публикаций; Адресные данные и др. В проекте должны быть указаны полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (адресные данные, бюджетный счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.). Если проект представляется на конкурс, оформляется соответствующая заявка. Условия конкурса публикуются в печати. Любой инновационный проект нуждается в финансировании. Проекты могут финансироваться по линии Государственной научно-технической программы, путем получения грантов (от Российского фонда фундаментальных исследований; Российского гуманитарного научного фонда; Конкурсного центра по экономике Министерства общего и профессионального образования; по Российской программе экономических исследований и др.). Проект должен включать обоснованную смету расходов на выполнение, т.е. общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:
· заработную плату (не более 50 % общего объема); · начисления на заработную плату; · расходы на приобретения оборудования и материалов; · расходы на услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту); · командировочные расходы; · экспедиционные расходы; · накладные расходы (не более 20 % общего объема). В общем виде смета расходов может быть оформлена с выделением прямых и накладных расходов по схеме 1. Проведение работ по проекту осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием. Обязательным элементом проекта является техническое задание. В техническом задании указываются тема работы, название проекта, год, организация, в которой выполняется работа, исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты и их научно-техническая и практическая ценность, содержание работы (этапы), наименование этапов, сроки их выполнения, стоимость, результат и вид отчетности, перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов. Особое внимание следует обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать доступность результатов для экспертизы. Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.). Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта. Схема 1. Схема затрат на выполнение проекта __________________________________________________ наименование проекта
Сроки выполнения __________ ___________ начало окончание
Руководитель проекта Главный бухгалтер Выбор приоритетных направлений исследований и разработок. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудничества. Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно0-технической политике. Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.
Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов. Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Государственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем. Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы. Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование, высококвалифицированные кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Следует отметить, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы. Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.
К началу 1996г. В России было свыше 60 Государственных научных центров. Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы отбирают с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств. На 1996г. В России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди них можно выделить как особо важные: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники финансируется целевым назначением Министерством науки и технологий РФ из средств Федерального бюджета. Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа. Федеральная научно-техническая программа содержит связанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению. Цели федеральных научно-технических программ состоят в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России. Утвержденные федеральные научно-технические программы должны обладать: · Существенной значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада; · Принципиальной новизной и взаимосвязанностью программных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений. В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ. Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия: · Соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий; · Значимость решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники; · Невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки; · Принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов; · Возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства; достаточность системы мероприятий для решения поставленных задач; · Реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов. Управление проектом. Управление проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подразделениями. Между рабочей группой и всей организацией должна быть устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Например, введение дистанционной системы образования в вузе должно происходить в сотрудничестве с деканатами, кафедрами и другими подразделениями. Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может быть выделен специальный руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложности проекта. Если это, например, модификация продукта, то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела. Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический («рабочий») руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный («профессиональный») руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (заработная плата и т.п.). Руководители образуют координатную группу, в задачи которой входит: · Определение цели проекта; · Назначение руководителей рабочих групп; · Создание рабочих групп; · Постановка задачи; · Контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы); · Принятие решения о продолжении работ по проекту; · Роспуск рабочих групп; Рабочие группы выполняют свою часть проекта; отвечают за планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации. При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями: · Компетентность и опыт; · Наличие специальных знаний в проблемной области; · Возможность привлечения к работе; · Власть и авторитет в организации; · Способность разрешать конфликтные ситуации; · Отношению к делу; · Личный интерес и мотивация. Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений. В практике менеджмента применяются различные методики управления рабочей группой например, планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п. Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является и процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п. К специфическим инструментам управления проектом относятся: 1. Определение проблемы и постановка задачи. 2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы). Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для: · Осмысления проекта и установления этапов выполнения; · Выделения наиболее важных проблем; · Создания модели обмена информацией; · Определение ожидаемых результатов; · Разработки рекомендаций после завершения работ. В современном менеджменте действуют девизы: Семь раз отмерь, один раз отрежь! Подумай, прежде чем делать! На этапах выполнения проекта принимаются решения о: · Продолжении или корректировке задания; · Уточнении последнего этапа; · Форме завершения последнего этапа. Разделения проектов на этапы позволяет контролировать ход его выполнения. Наглядно этапы прохождения проекта представлены на схеме 2. Выделение этапов в проекте должно быть тщательно обдумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и несогласованность внутри рабочей группы, а также между группой и организацией. Выводы: · В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения. · Проекты могут финансироваться по линии государственной научно-технической программы, путем получения грантов. · Каждый проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число исполнителей, сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на год, информация о руководителях и основных исполнителях. · Приоритетные направления исследований и разработок реализуют в виде крупных межотраслевых проектов. · Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственная технология, новые материалы и химические продукты, технология живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование. · Для управления проектом и реализации его создается рабочая группа.
Список использованной литературы 1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др., Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000 2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов./Под редакцией Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2001 3. Инновационный менеджмент. /Р.А. Фатхутдинов – 4-ое издание. – СПб: Питер: Питер принт, 2003 4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|