Учение Аристотеля о государстве
Учение Платона о бытии § Платон является создателем первой последовательной системы объективного идеализма, учения, утверждающего, что первичным является духовное начало, существующее независимо от нашего сознания. § Истинное, подлинное бытие не содержит никакой примеси не6ытия. Оно вечно, неизменно, неуничтожимо. Таким бытием Платон объявляет нематериальные идеи (эйдосы). Мир идей статичен. § Мир идей помещается Платоном за небесным сводом. Мир идей устроен иерархически: частные идеи подчиняются более общим. Высшей идеей Платон называет идею блага. § Материальный мир производен от идей, вторичен, зависим от них. Всё материальное является синтезом бытия и небытия, благодаря чему вещи всегда изменчивы, возникают и уничтожаются. § Сущность материальной вещи определяется её причастностью к той или иной идее. § Мир был создан неким Творцом (Демиургом), устроившим его наилучшим образом, сообразно математическим пропорциям Устройство мироздания Царство идей (подлинное бытие)
Мир вещей (иллюзорное бытие)
Материя (небытие) Учение Платона о душе § Человек состоит из двух начал: материального тела и души, являющейся представителем мира идей. Подобно всем материальным вещам тело рождается, развивается и разрушается. Душа же как идеальное начало вечна, бессмертна. § Тело и душа противопоставляются Платоном. Тело является для души темницей, из которой она пытается освободиться. Душа желает смерти тела и занятия философией - подготовка к смерти, поскольку они отвлекают душу от всего телесного. § Платон верил в теорию метемпсихоза (переселения душ). После смерти тела душа возносится в мир идей, а затем вселяется в новое тело.
§ Платон впервые выделяет три части души 1. Вожделеющая - отвечающая за питание и продолжение рода. Она пребывает в брюшной полости. 2. Страстная - порождающая эмоции: страх, гнев, любовь и др. Она находится в грудной клетке. 3. Разумная, размещающаяся в голове. Преимущество должно быть у разумной части души. Учение об идеях § Идея (эйдос) – это внутренний принцип, суть вещи § Идеи вечны, неделимы, неуничтожимы – они всегда ЕСТЬ Учение о познании § Душа – идея человека; тело – его материя § Тело рождается и умирает, душа – нет § До рождения душа находится в царстве идей и созерцает вечные истины § Поэтому всякое познание – лишь припоминание того, что ты всегда уже знал Учение Платона о государстве § Общество и государство имеют не божественное, а земное происхождение. Люди, испытывая во многом нужду и недостаток, стремятся селиться вместе и путём обмена продуктами труда удовлетворять потребности друг друга. § Изучая реально существовавшие в Греции формы государственного устройства, Платон выделил аристократию (власть родовитых), тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть богатых), демократию (власть народа), тиранию. Эти формы правления циклически сменяют одна другую в данной последовательности. Лучшей формой правления Платон считал аристократию, худшей - тиранию. Демократия также резко критикуется Платоном. § В трактатах «Государство» и «Законы» Платон создаёт проект идеального государства. Всё население делится на три группы: правители, воины, крестьяне и ремесленники - в соответствии с преобладающей частью души. Правителями в государстве должны стать философы. Они правят и издают законы, воины охраняют государство, а работники в награду за это обеспечивают их плодами своего труда. В идеальном государстве нет рабов.
§ У правителей и воинов (в отличие от работников) нет частной собственности, они проводят время в совместных занятиях науками и физическими упражнениями.
§ Общество находится под жёстким контролем государства, жизнь всех людей подчинена интересам целого. В целях надлежащего воспитания молодёжи допускаются лишь «правильные», одобренные правителями мифы. Государство Платона - первый проект тоталитарного общества. Медицинские идеи Платона § Многие места из диалогов Платона посвящены попыткам объяснения явлений, физиологии, ботаники, зоологии и анатомии человека. § В диалоге «Законы» содержатся размышления Платона о медицине. Существует два вида медицины: для рабов и для свободных. Они различаются отношением врача к пациенту. Врач, лечащий рабов, не должен осведомлять их о болезни, а только заставлять их принимать лекарства. Врач же, лечащий свободных, должен беседовать с больным и его друзьями, убеждая их в пользе лечения. Только после этого они вправе с согласия больного начать лечение.
Аристотель Учение Аристотеля о душе § Основоположник психологии как научной дисциплины, автор первого психологического трактата «О душе», содержащего обзор мнений и критику представлений своих предшественников о душе а также попытки решения многих психологических проблем. § Душа неразрывно связана с телом, хотя и не является сама телом. Здоровье тела обусловливает и нормальное функционирование души. § Душа не может существовать вне тела, поэтому отвергается учение о посмертном бытии души и теория переселения душ. После смерти тела душа исчезает. § Различал три вида душ 1. Растительная, отвечающая за питание, рост и размножение... (есть у всех одушевлённых существ) 2. Животная, придающая телу активность; основным критерием наличия животной души является осязание (есть у животных и людей) и 3. Разумная, способная к рассуждению и размышлению (есть только у человека). § Сборник работ Аристотеля, посвящённых гносеологии и логике, получил название «Органон». § Стремление к знанию - врождённое свойство людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление. § Все науки делятся на теоретические и практические. Теоретические (первая философия, математика, физика) существуют ради чистого познания; практические же (этика, политика) - ради последующего применения в жизни. Теоретические науки выше практических, так как в практических знания существуют как средство, а в теоретических являются целью.
§ Утверждал познаваемость объективно существующего мира. § Ступени познания, выделяемые Аристотелем: 1. Чувственное восприятие, 2. Опыт (1 и 2 ступени имеют дело с единичным, изучаемым чувствами), 3. Искусство (технэ), 4. Наука (на 3 и 4 ступенях постигается общее). «Платон мне друг, но истина дороже» § Не существует «царства идей» – идеи заложены в самих вещах § Не бывает врожденных знаний – всякое познание начинается с чувственного опыта Учение Аристотеля о государстве § Основное произведение по социальной философии - «Политика». Вместе с помощниками составил описания государственного устройства 158 греческих полисов. Из них сохранилась лишь «Афинская полития». § Человек определяется как «политическое животное», стремящееся жить в разумном общении с себе подобными. Вне общества может жить лишь бог или зверь. § Государство возникло из семьи, государственная власть - из власти отца. Этапы эволюции общества: 1. Семья, 2. Поселение, 3. Государство. § Выделил 6 типов политического устройства. Правильные - монархия, аристократия, полития (демократия). Неправильные - тирания, олигархия, охлократия. Идеальное государственное устройство должно сочетать элементы монархии, аристократии и демократии. § Выступал против предложенного Платоном проекта государства. § Выступал с оправданием рабства, считая его обоснованным и полезным для самих рабов. Эллины по своей природе господа и должны заниматься умственным трудом, а «варвар и раб по природе одно и то же» и способны лишь к физическому труду, находясь в подчинении у эллинов. Эллинской - римская философия § В IV веке до н.э. в греческом мире происходят важные политические и экономические события. Среди них можно назвать Пелопонесскую войну – войну Афин со Спартой, которая привела к поражению и ослаблению Афин; возникновение империи Александра Македонского, которая после его смерти распадается на ряд государств. В дальнейшем возникает Римская республика, которая превращается в Римскую империю.
§ Все эти сдвиги в бытии античного мира приводят к тому, что Греция теряет самостоятельное положение, она перестает быть культурным центром, превращается в провинцию античного мира. § В то же время ее образованность и культура из национальных стали всемирными. Греческое культурное наследие стало господствующей силой в Римской империи. Все пошло вширь, зато снизился общий уровень философствования. Эта эпоха стала позднее называться эллинизмом, что буквально означало “подражание грекам”. § Первая состоит в том, что от философии отделяются и становятся самостоятельными конкретные науки § Ранее философы были одновременно и учеными, они описывали также природу внешнюю и человеческую. Писали работы о сущности государства, по теории познания, логике, этике, эстетике, психологии, физике. Такими были Аристотель, Платон, Демокрит, Фалес, Парменид. § Теперь же появляются люди, профессионально занимающиеся исключительно определенной наукой: Гиппократ, Архимед, Эвклид и др. § Вторая тенденция состоит в том, что сама философия меняет свою направленность. Меняется стиль философствования. § Раньше считалось, что философия - самая прекрасная наука, потому что она самая бесполезная, существует для самой себя (Аристотель). § Теперь же, в новую эпоху, возникает гигантское государство, необозримое для каждого отдельного человека, действующее по своим собственным законам. § отдельный человек превращается в ничто. § От философии ожидают практической пользы, что она будет руководством к житейской мудрости. § Этика Эпикура § Этика есть путь к счастливой жизни. А счастье состоит в удовлетворении желаний. Сами же желания можно подразделить на естественные и надуманные, или вздорные. Идеал состоит в удовлетворении естественных желаний, среди которых нужно удовлетворять в первую очередь самые необходимые. Удовлетворение желаний приводит к удовольствию, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий.
§ Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной личной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости. § Цель мудрости – исцелять от душевных страданий. Важное условие счастья и безмятежности – не жить на виду у других. Жизнь философа – это жизнь скрывающегося. Правило философа – живи незаметно
Философия стоиков. Основоположник - Зенон Китионский, самые знаменитые представители - Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий § Мир для стоиков предстает как единое мировое государство. Поэтому они считали себя гражданами мира, т.е. космополитами. В случае необходимости нужно принести государству в жертву даже свою жизнь. Поэтому многие стоики шли на государственную службу, рассматривая ее как свою судьбу. § Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году декретом императора Юстина была закрыта платоновская Академия в Афинах. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век, т.е. около 1000 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|