Мотивация, личность и эмоция
Потребительская мотивация — движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения. Личность отражает общие реакции (поступки) человека в ответ на происходящие ситуации. Эмоции — это сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на наше поведение. Эти три фактора тесно взаимосвязаны и часто трудно разделимы. Например, самоуверенные потребители (личностная характеристика) имеют потребность в самоутверждении (характеристика мотивации) и ищут ситуации, позволяющие им чувствовать себя могущественными (эмоциональная характеристика). Самоконцепция — это восприятие себя и чувства в отношении к себе. Самоконцепция — значимый фактор мотивации, личности и эмоций. Мотивация (motivation) связана с концепцией движения (motion). Мотив — это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и вынуждающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для этой реакции. Мотив невидим, вывод о существовании мотивов можно сделать, например, исходя из поведения индивидуумов. На рис. 1 показана модель процесса мотивации, основными элементами которой являются: активация потребности, состояние побуждения, целенаправленное поведение, стимульные объекты и аффект. [3, стр. 108] Мотивация начинается с присутствия стимула, обрабатываемого индивидуумом. Стимул может иметь внешнее происхождение, например, в результате наблюдения, слушания, обоняния продукта индивидуумом. Если стимул вызывает расхождение реального состояния индивидуума и его желаемого состояния, появляется потребность. Потребности появляются, когда существует воспринимаемое несоответствие между реальным и желаемым состоянием действительности.
Рис. 1. Модель мотивации
Таблица 1.
Для того чтобы управлять поведением потребителей конкретного продукта, нужно знать весь спектр мотивов, актуальных для целевого сегмента рынка. Спектр возможных мотивов, используемых в маркетинге, представляют различные теории мотивации. Так, например, пирамида, или иерархия мотивов Маслоу (Maslow), включает потребности, используемые для стимулирования покупки определенных товаров (табл.1). [3, стр. 108] Мотивы пирамиды Маслоу, используемые в маркетинге продуктов Теория мотивации МакКлеланда (McClelland) основывается на том, что поведение людей мотивируется тремя базовыми потребностями: в достижении, в принадлежности и во власти. Психологические мотивы МакГира (McGuire), наиболее относимые к маркетингу, включают потребности: в последовательности и согласованности составляющих личности; в определении причинности атрибутов (событий); категоризовать объекты и события; в сигналах; в независимости; в новизне; в самовыражении; в эгозащите; в самоутверждении; в подкреплении; в присоединении; в моделировании. Потребности могут быть явными или скрытыми. Задачей маркетолога является идентификация потребностей и их состояния, а также использование мотивов, в том числе конкурирующих, в маркетинговых решениях. [3, стр. 109] Личностные характеристики потребителей: настойчивость, целеустремленность, пунктуальность, обязательность, склонность к доминированию или подчинению — используются для сегментации рынка рабочих мест, одежды, парфюмерии, персональных услуг. Персонализация работы с клиентами адвокатов, психологов, консультантов, преподавателей, врачей предполагает учет личностных характеристик потребителей. При этом важны различия между действительной и желаемой самоконцепцией потребителя. Эмоции — составляющая многих продуктов: развлечений, путешествий, театральных спектаклей, концертов звезд шоу-бизнеса, детективов, любовных романов и мыльных опер. Эмоции используются и в маркетинговых решениях, например в рекламе и личных продажах. Маркетолог должен знать, какие эмоции (радость, удивление, страх) должен вызывать продукт, чтобы быть привлекательным для целевого рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении добавлю обобщающее определение маркетинга. Маркетингом называется социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные люди и группы людей приобретают то, что они хотят или то, в чем нуждаются. Следует вывод из выше изложенной научной основы о сущности теории человеческих потребностей и их значение для маркетинга. Таким образом, разработка маркетинговой политики, ее исследование неразрывно связано с изучением человеческих потребностей. Потребности человека – составная часть маркетинга. Основной идеей, на которой выстроено все здание маркетинга, является концепция человеческих потребностей. Потребность возникает тогда, когда есть "состояние лишенности". Существует масса "комплексных" потребностей. Среди них "базовая" физическая потребность в пище, одежде, тепле, крыше над головой и безопасности; социальная потребность принадлежать (к какому-то сообществу) и испытывать привязанность; а также индивидуальные потребности в знании и самовыражении. Эти потребности - неотъемлемая часть человеческой личности. Если потребность не удовлетворяется, человек сделает одну из двух вещей - либо начнет искать тот объект, который сможет удовлетворить его потребности, либо попытается снизить эти потребности. Человек, живущий в так называемом "индустриальном", то есть развитом обществе, скорее всего попытается найти или создать объект, который будут удовлетворять его потребности. Люди в менее развитых обществах вероятнее всего постараются снизить порог своих потребностей и удовлетворить их тем, что имеется в наличии. Вторым основным понятием в маркетинге является понятие человеческих желаний - то есть той формы, в которую облекаются человеческие потребности в зависимости от культуры и личности человека. Голодному жителю острова Бали захочется получить манго, молочного поросенка и бобов. Голодный человек в Соединенных Штатах может захотеть гамбургер, жареную картошку и кока-колу. Желания воплощаются в объектах, способных удовлетворить потребности. По мере того, как общество меняется, желания его членов возрастают. Люди испытывают воздействие все большего числа объектов, которые вызывают их интерес и тем самым желания, и производители стараются поставлять все больше продуктов и услуг, способных удовлетворять желания.
Многие продавцы путают потребности с желаниями. Производитель сверл, возможно, думает, что клиенту нужно сверло, но на самом деле клиенту нужна дырка в стене. Такие продавцы могут стать жертвами "рыночной близорукости". Они так увлечены своими продуктами, что видят только уже существующие желания и теряют из виду основополагающие потребности клиента. Они забывают, что сам по себе продукт является только средством для решения проблем клиента. Таким продавцам приходится нелегко, когда на рынке появляется новый продукт, способный удовлетворить ту же потребность лучше или дешевле. Клиент наверняка предпочтет этот новый продукт. У людей почти неограниченные желания, но ограниченные возможности. Поэтому они выбирают те продукты, которые за те же деньги максимально удовлетворяют их потребности. Когда желание подкреплено покупательной способностью, оно становится спросом. Клиенты рассматривают продукты как некие наборы плюсов и выгод и выбирают те продукты, которые за те же деньги дают самый большой пакет. Учитывая свои желания и возможности, люди выбирают продукт с пакетом плюсов, которые в сумме дают наибольшее удовлетворение. Человеческие потребности, желания и спрос предполагают наличие продуктов, способных их удовлетворить. Продуктом является все, что может быть предложено на рынок для внимания, приобретения, использования или потребления и способно удовлетворить потребность или желание. Предположим, что человек испытывает потребность быть более привлекательным. Назовем продукт, способный удовлетворить эту потребность, "дежурным набором". В него может войти комплект новой одежды, престижный автомобиль или какие-либо ювелирные изделия. Эти продукты не являются одинаково желательными. Вещи, более доступные и менее дорогие, например, одежда, скорее всего будут куплены в первую очередь. Более того, чем ближе продукт подходит к удовлетворению желаний клиента, тем большим успехом он будет пользоваться. Таким образом, производитель должен знать, чего хочет потребитель, и поставлять продукты, которые как можно ближе подходят к удовлетворению этих желаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азоев Г. Л., Михайлова Е. А.Маркетинговые исследования: Уч. Пособие для вузов. М.: Финстатинформ, 1999. - 124 с. 2. Азоев Г. Л., Чвленков А. П.Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография-Новости», 2000. - 254 с. 3. Алешина И. В. Маркетинг для менеджеров. Учебное пособие - М.: Фаир-Пресс, 2003. - 456 с. 4. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М: Тандем; Гном-Пресс, 1997. 256 с. 5. Алешина И. В. Поведение потребителей. М.: Фаир-Пресс, 2000.-384с. 6. Армстронг Г., Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: ИД Вильяме, 2000. - 638 с. 7. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. СПб.: Питер, 2000. 944 с. 8. Маркетинг. Словарь / Г. Л. Азоев, А. Г. Поршнев и др. М.: Экономика, 2000. - 362 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|