Социально-психологическая диагностика социальных организаций
Социальная организация состоит из официальной и неофициальной (неформальной) структуры. Официальная организация - это система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, штатным расписанием. Она включает: 1) распределение функций; 2) субординацию должностей; 3) систему коммуникаций (передача распоряжений, отчеты, консультации, совещания и т.п.). Все функции объединяет руководство, т.е. организация процесса управления, обеспечивающая принятие решения и его реализацию. Неформальная организация существует по неписаным законам и представляет собой совокупность индивидов, малых групп и общение между ними. Социально-психологической диагностике подлежит множество вопросов, связанных с функционированием социальных организаций, в частности: а) оценка состояния и развития потенциала социальной организации в целом; б) оценка отдельных сотрудников и профессиональных групп. При этом первостепенное значение имеет диагностика социально-психологических характеристик таких параметров организации, как: 1) профессиональный подбор кадров; 2) оценка персонала; 3) эффективность управления (менеджмента) - личность руководителя, стиль руководства и пр.; 4) оценка официальной коммуникации (информационных потоков); 5) состояние организационной культуры (образ организации, нормы, ценности, правила, социально-психологический климат). Для диагностики организации используют методику Р. Лайкерта «Профиль организационных характеристик» и «Шкалу организационных парадигм» Л. Константина. Опросник Р. Лайкерта включает 6 блоков: лидерство, мотивацию, коммуникацию, принятие решений, цели и контроль.
Полный вариант опросника содержит 51 пункт, а короткий -18, в частности, такие вопросы, как: «Каков уровень доверительности в отношениях между руководителем и подчиненными?» (блок «Лидерство»), «Насколько хорошо руководители знают проблемы, с которыми сталкиваются подчиненные?» (блок «Коммуникация»). Члены организации отвечают на вопросы блоков, делая отметки на шкале, разделенной на четыре части, каждая из которых содержит 5 градаций. Л. Константин разработал специальный инструмент, в полном варианте включающий 25 пунктов, за каждым из которых следуют четыре различные фразы, позволяющие завершить его, например: «Руководство... а) определяет лидеров и возможные направления развития; б) дает людям возможность делать вещи так, как они считают нужными; в) действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества; г) задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство». Исходным этапом профессионального отбора кадров является изучение конкретных видов профессиональной деятельности и выявление их требований к специалисту. Иначе говоря, профотбор нужно начинать с анализа деятельности, цель которого - определение требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к характеристикам человека, т. е. профессионально важным качествам специалиста в той или иной области. Требования оформляются в виде документа - профессиограммы или психограммы. При осуществлении профессионального отбора, как правило, учитываются следующие показатели: - физическое развитие; - медицинские противопоказания (соматическое состояние); - психиатрические показатели (отклонение от психической нормы); - психические признаки развития личности. При этом обследование кандидата соответствующими специалистами проводится разрозненно: отдельно оценивается физическое, соматическое состояние и т.д.
В единый документ результаты не сводятся. Такое допустимо при «отбраковке», когда специалист профессионально не пригоден по каким-либо показателям. Степень профессиональной пригодности колеблется от пригодности в первую очередь до условного зачисления кандидата. Для определения этой степени необходимы комплексные данные, в том числе и прогностического характера. При профотборе целесообразно учитывать следующие аспекты личности: - психофизиологический (сенсорика, моторика, познавательные явления, психические состояния); - индивидуально-психологический; - социально-психологические (коммуникативные способности и пр.); - социально-нравственные (нормативная сторона). Только такой подход может провести грань между профанацией и настоящим профотбором. В целях профориентации подростков и взрослых можно применять методику Е. А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) и методику «Карта интересов» [17]. Для выявления психофизиологических, индивидуально-психологических и социально-психологических свойств и состояний личности используется чрезвычайно широкий спектр методик. При профотборе часто используют тест Кэттела (16F-oпpocник), опросник Мини-Мульт (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня), проективные, рисуночные техники, методики по диагностике интеллекта (тест Амтхауэра, КОТ и Др.), обучаемости, креативности. Для более глубокого изучения личностных качеств кандидатов может быть использован многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермя-ниным. Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: - достоверность (Д); - адаптивные способности (АС); - нервно-психическая устойчивость (НПУ); - моральная нормативность (МН). На каждое утверждение кандидат на замещение на должность должен ответить «да» или «нет» [21]. Мировая практика найма на работу строится на учете такого документа, как резюме, который включает основные факты автобиографического характера. Необходимой составной частью кадровой политики любой организации является оценка персонала. Она подразделяется: 1) на текущую - инструмент работы руководителя с подчиненными;
2) аттестацию - инструмент управления персоналом. Текущая оценка сотрудников осуществляется через контроль за исполнительской дисциплиной. Аттестационная комиссия анализирует и сопоставляет информацию, полученную с помощью различных методик, принимает решение о результатах аттестации персонала [9]. Эффективность управления социальной организацией зависит от личностных особенностей руководителя и стиля руководства. Для оценки личности руководителя используется популярный тест «Какой Вы руководитель!», а стиля руководства - методика В. П. Захарова [21]. Методики по этой тематике в наиболее полном объеме представлены в сборнике «Психологические тесты» (для деловых людей) (М., 1994). Функционирование социальной организации зависит от информационных потоков, официальной коммуникации, делового общения. Для оценки стиля работы с деловыми бумагами используется тест с аналогичным названием. Основан он на самооценке руководителем стиля работы с деловыми бумагами по 12 суждениям, объединенным в 4 группы (по 3 суждения в каждой) [29]. Диагностика организационной культуры включает в себя, в частности, изучение социально-психологического климата социальной организации. Методика по изучению социально-психологического климата позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в организации. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне удовлетворенности «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, имеется в виду критерий «желание - нежелание работать», «желание - нежелание общаться с членами организации в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей членов организации» [17].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|