Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующих применения теоретических знаний на практике. Это положение учебно-практической деятельности отмечается и в публикациях ученых. Формирование способностей к профессиональной деятельности должно происходить вне и до включения обучаемого в эту деятельности должно происходить вне и до включения обучаемого в эту деятельность через обеспечение отношения имитации между учебной и профессиональной деятельностями. В.С. Леднев отмечает, что "учебная практика как практика в условиях учебного заведения является органической частью учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, обеспечивая соединение творческой подготовки с их педагогической практикой в учебно-воспитательных учреждениях". Л.А. Любушкина, исследуя трудности адаптации стажеров-учителей ФК к педагогической деятельности, приходит к выводу, что необходимо особое внимание уделять организации и проведению предпрактики и более совершенной методической подготовке студентов, в частности, по частным методикам спортивных дисциплин. " В учебном процессе профессионально-педагогическая подготовка, направленная на формирование педагогического мастерства будущих учителей, реализуется лишь частично, хотя резервов и путей ее совершенствования много", - отмечает В.С. Васильев,- необходимо на практических занятиях акцентировать составляющие педагогического мастерства с анализом деятельности проводящего; рамки учебной практике раздвигаются и охватывают все время конкретной дисциплины".
По мнению О.А.Абдуллиной комплексная организация деятельности студентов предполагает сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности. Учебно-практическая деятельность определяется как "процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующим применение теоретических знаний на практике" (1). Однако, как пишет Е.П. Белозерцев, подвергая анализу учебно-практическую деятельность будущих учителей, "в системе подготовки учителя ФК не выработалось четких представлений об оптимальном соотношении форм обучения студентов и времени, отводимом на каждую форму" (2, с.201). И далее: "изменение числа часов, отводимых на виды спорта профессионально-методического цикла, являющегося основным в методической подготовке будущих учителей ФК, не имеет четкой логики, научно не обосновано, не согласуется со школьной программой" (там же, с.202). Противоречивый характер положения дел в системе учебно-практической подготовки будущих учителей физической литературы описывается Е.П. Белозерцевым и далее, что совпадает и с результатами наших наблюдений в течение ряда последних лет. "Усиление практической подготовки будущих учителей физической культуры связано с увеличением объема педагогической практики по общей профессиональной подготовке, проводимой для всех педагогических специальностей и не отражающей специфику будущей профессии. Профессиональная подготовка учителя физической культуры (методика физического воспитания) не соотносится с содержанием школьной программы, на реализацию которой данная подготовка нацелена. Здесь также отсутствует логика в выделении учебных часов на каждый раздел школьной программы (6, с. 203); за анализируемый период работы факультетов физического воспитания (1963- 1985 гг.) не достигнуто четкого распределения учебных часов, так и учебных дисциплин по различным направлениям профессиональной подготовки. Об отсутствии четких критериев в оценке знаний студентов свидетельствует такой факт: в одном учебном плане по предмету предполагается экзамен, в другом по этой же дисциплине - зачет, в третьем - курсовая работа" (6, с.204).
Следующие специальные дисциплины специальности учителя физической культуры, профессионально значимые для работы в общеобразовательной школе: "Гимнастика и методика преподавания"; "Легкая атлетика и методика преподавания"; "Спортивные и подвижные игры и методика преподавания"; "Лыжный спорт и методика преподавания"; "Плавание и методика преподавания"; "Музыкально-ритмическое воспитание"; "Туризм и методика преподавания"; "Спортивная борьба и методика преподавания". Все перечисленные дисциплины включают учебную практику в качестве формы занятий. Содержание учебно-практической деятельности будущих учителей включает формирование и отработку следующих программных профессиональных элементов основных педагогических функций: подача отдельных строевых: команд, распоряжений; отдача рапорта; объяснение упражнений; объяснение игры; построение, перестроение, расположение группы; составление, подбор комплекса упражнений для: разминки (обще развивающие упражнения), вводно-подготовительные части, основной части (специальные упражнения) урока, игры; выбор места руководства обучением, игрой; показ: общеразвивающих упражнений, запланированных: преподавателем, самостоятельно, специальных упражнений; владение терминологией; организация группы; составление и разработка средств, методов и форм физического воспитания; провести: обще развивающее упражнение, специальное упражнение, подводящее имитационное и прикладное упражнение, разминку, зарядку, игру, часть урока, урок (занятие), тренировку; ошибки: определить основные, второстепенные, проанализировать их, указать пути их устранения; помощь и страховка; провести методический разбор (анализ) урока; обучить: видам: одному, нескольким, всем, игре; судейство: выполнить обязанности, обслужить соревнования, провести соревнования; инвентарь и оборудование: ремонтировать, обеспечить: занимающихся, занятие, игру, урок; место занятий, игры: подготовка, уход; работа с документами планирования: учебными, соревнования; анализ деятельности студентов; выполнение научно-методической и исследовательской работы; использование технических средств обучения; составлять конспект: части урока, занятия, упражнений; организовывать игру, занятие; вести учет, контроль результатов соревнования; изменять упражнения по возрастным и физиологическим особенностям; моделировать педагогические проблемные ситуации - всего около 60-ти единиц наименования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|