Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Условия и факторы, влияющие на качество принимаемых решений в легкой промышленности

2.1. Характеристика деятельности ОАО "Ильдан"

 

Открытое акционерное общество фирма "Ильдан" образовано в 1990 году и является одним из ведущих предприятий отрасли в Татарстане.

"Слава отечества" — так перево­дится с татарского название фирмы "Ильдан". Это многоотраслевое предприятие с высокоорганизован­ным производством по выпуску верх­ней одежды для всех слоев населения из меха, драпа, кожи, а также голо­вных уборов и легкого платья, в том числе по индивидуальным заказам. За 10 лет своего существования "Ильдан" выпустил более 500 тыс. изделий в ассортименте. Изделия фирмы пользуются повышенным покупа­тельским спросом, и марку предпри­ятия хорошо знают не только в рес­публике, но и далеко за ее пределами. Ежегодно на фирме создаются уникальные коллекции моделей одежды, они получают высокую оценку признанных кутюрье страны, что подтверждается Почетными Дипломами и призами республикан­ских и Всероссийских выставок и конкурсов. [6, с. 270]

В большое плавание в "океане" потребительских услуг лучшие образцы уходят с подмостков собст­венного первоклассного рекламного подразделения фирмы — Театра мо­ды "Ильдан -Лик".

 

2.2. Влияние факторов на деятельность ОАО "Ильдан" и процесс принятия руководителем качественных решений

 

Еще вчера казалось, что свобода предпринимательс­кой деятельности расправит крылья конкуренции и легкая промышленность выйдет на мировой уровень. Однако расхожее мнение, что рынок все урегулирует, обернулось очередным заблуждением. На деле оказалось, что для экономики любой страны планирование рынка, как это ни парадоксально звучит, столь же необхо­димо, как и охрана ее государственных границ. Легкая промышленность из Китая и Юго-Восточной Азии захватили солидную часть отечественного рынка. Теперь же отечественным предпринимателям предстоит упорная борьба за потребителя.

Что же мы имеем сегодня? С одной стороны - базары, заполнены дешевым ширпотребом вьетнамского и китайского производ­ства, огромное количество фирменных магазинов и бути­ков, продвигающих на отечественный рынок иностранный товар (кстати, ни в первом, ни во втором случаях качество не гарантировано), с другой стороны - упадок российской легкой промышленности, отсутствие спроса на наши това­ры, закрытие ателье и фабрик. Ну как тут не воскликнуть в соответствии с голливудскими «правилами трагедии»: «Мы ее теряем!». [5, с.8]

Реанимация легкой промышленности в Татарстане на­чалась, и теперь ее дальнейшая судьба будет зависеть толь­ко от успешного проведения «лечебных процедур». О том, какие именно меры предпринимаются рассмотрим на примере ОАО фирмы «Ильдан», деятельность которого направлена на выпуск верхней одежды.

ОАО «Ильдан» стремиться развивать свой ассортимент, чтобы завоевать свою позицию на рынке. Но для успешного расширения сталкивается с рядом факторов и условий, как со стороны внутренней, так и внешней среды. Генеральный директор ОАО «Ильдан» Сабиров Ильфар Каримович столкнулся с этими факторами и условиями, и дальнейшая деятельность предприятия зависело от качества принятого управленческого решения. [4, с.8]

Любому бизнесу, независимо от его уровня, требуется поддержка. Безусловно, крупные предприятия более ус­тойчивы, они обладают большими возможностями. Напри­мер, напрямую работают с банками, в состоянии решить многие проблемы самостоятельно. Для этого у них есть и управляющие структуры, и бизнес-центры. Малый и сред­ний бизнес таких возможностей не имеет. Но проблем достаточно и у тех, и у других. И здесь важна роль государства, которое, не вмешиваясь, должно создавать благоприятные экономические условия для их развития. Сегодня можно рефинансировать 50 процентов ставки Центробанка РФ, так как она еще достаточно высока. Это и есть конк­ретная помощь, которую в настоящее время может оказать государство. Кстати, она была предусмотрена законом в бюджете прошлого года, заложена она и в бюджет нового, 2006 года. Для оказания материальной помощи малому биз­несу есть и дополнительные средства - через бизнес-проекты. Серьезную роль в этом должно сыграть ООО «Фирма «Сезон» как своеобразный промышленно-технический центр малого бизнеса. [4, с.8]

Техническое переоснащение - вопрос очень слож­ный. Даже для крупных предприятий лизинг не всегда доступен, не говоря уже о малых предприятиях.

Лизинг для малых предприятий предполагается не в «классическом варианте». Им будет предложена единая аренда с последующим выкупом оборудования. То, что этот проект должен реализовываться совместно с банком «Спурт», и то, что он будет связывать ООО «Сезон» и пред­приятия, - надежная гарантия того, что это не будет «мертворожденное дитя».

Почему ни одна лизинговая компания, созданная в Российской Федерации, не работает так, как надо? Причина мне видится, прежде всего, в том, что у них нет финансовых ком­паньонов, которые позво­лили бы развивать структуру. А брать кредиты в банках под существующие проценты удовольствие слишком дорогое. Предпочтение было отдано фирме «Сезон», потому что она может предоставлять в лизинг, во-первых, оборудование для малого и среднего бизне­са, а во-вторых - товарный кредит на ткани, фурнитуру. У фирмы налажены деловые контакты не только с российскими поставщиками, но и с оптовиками из других стран. Налицо схема прямых поставок, а это всегда выгодно. При разработке бизнес-проекта было предусмотрено все. Малое предприятие может воспользоваться лизингом на оборудование, кредитом на ткани и фурнитуру с отсрочкой платежа, а затем появится возможность реализовывать свой товар и через сеть мага­зинов «Сезон». Безусловно, для отрасли это небольшой вопрос, и он требует тщательной проработки. Иначе мало­му и среднему бизнесу не встать на ноги. Здесь очень важ­ны детали.

Следующий фактор, который коснулся руководителя ОАО фирмы «Ильдан» - это вопрос о том, что для повышения конкурентоспособности в республи­ке должны выпускаться только эксклюзивные товары. Руководитель предприятия сделал на его взгляд правильное решение и обосновал свой выбор следующим образом: [4, с.9]

–С экономической точки зрения это совершенно безграмотный подход. За этим мнением пытаются скрыть се­рьезные проблемы, стоящие перед отраслью, увести в сто­рону от реальных дел. Да, эксклюзивный товар должен быть. Пусть им занимаются известные дизайнеры-модельеры, дома мод. Но давайте честно ответим на вопрос: широк ли спрос на эксклюзив? Ответ очевиден. Кроме того он рассчитан на людей состоятельных. Но, как показывает практика, далеко не каждый из них может позволить себе эпатаж. Предпочтения отдаются классическим моделям известных мировых марок. Кстати, сегодня на рынке вообще создалась двойственная ситуация, приобретая «фирменные» вещи за хорошие деньги, покупатели все чаще сталкиваются с их низким качеством, чего не скажешь об отечественных товарах, которые зачастую превосходят зарубежные аналоги именно по качеству.

Не маловажную роль играет фактор, когда красивые магазины, бутики под видом фирменного товара реализуют нечто, что никакого отношения к известным товарным маркам не имеющее. Они продают заведомо ложную информацию и поддельный товар. Нет ничего постыдней и позорней по отношению к потребителям и фирмам, чье имя страдает от контрафакта. Конечно, еще больше подделок среди недорогого ширпотреба. Статистика печальная. Сегодня около 40 процентов товаров легкой промышленности поступает к нам из-за рубежа, минуя таможенный контроль и они не имеют сертификатов. О какой законности и соблюдении санитарно-гигиенических норм может идти речь? Доля нелегального импорта и «цехового» производства в России составляет более 60 процентов.

 На вопрос как быть с «подпольщиками», руководитель ОАО «Ильдан» прокомментировал так:

 - Никакого различия на «своих» и «чужих» среди «теневиков» не будет. Как бы не было сложно работать в наших налоговых условиях, но если уж мы решили развивать бизнес в своем Отечестве, то надо жить по российским законам. Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А что касается людей, работающих в подпольных цехах, то как ни страшно это звучит, но их превратили в рабочих где мизерная оплата труда, никаких социальных гарантий, отсутствие пенсионных отчислений. Что может быть хуже от таких работодателей необходимо избавляться, и чем быстрее тем лучше. Для тех же, кто хочет работать честно, рынок республики открыт.

Сегодня все жалуются на систему налогообложения. В течение двух лет, 2001 и 2002 года предприятиям легкой промышленности республики предоставлены большие льготы. Они полностью освобождались от налоговых платежей в местный бюджет. [4, с.9]

Результатом можно считать прирост промышленной продукции на 38 процентов, хотя надеялись и на больший результат. Наверное, здесь свою негативную роль сыграли разобщенность предприятий, их неумение, вернее, нежелание работать сообща. Каждый, сам по себе, боясь объединиться, выйти на новый рынок, даже российский. Сегодня очевидная необходимость объединиться в отраслевую ассоциацию или союз. Эта идея не нашла поддержки. В настоящее время в Государственной думе РФ находится проект закона о саморегулирующихся организациях. Может быть, это заставит задуматься наших промышленников.

В конкурентоспособности товаров не последнюю роль играет вопрос цены. Существует проблема высокой себестоимости продукции легкой промышленности. Энергоносители в республике на 20 процентов дороже, чем в среднем по России, высоки и коммунальные платежи. К перечисленному стоит добавить, что практически все сырье завозное. Руководители фирмы «Ильдан» постоянно работают над снижением себестои­мости, привлекая в республику оптовиков на различные тек­стильные ярмарки, но процесс этот длительный.

В этом году цены на хлопок побили все рекорды. И без того самая высокая за последние шесть лет цена - 2000 долларов за тонну - в конце ноября подскочила еще на 10,5 процента. Специалисты считают, что рост мировых цен приведет к подорожанию текстиля на 20 и более процентов. Это мо­жет полностью уничтожить одно из главных преиму­ществ отечественных изделий - относительно не­ высокую стоимость. [4, с.10]

Меры для спасения легкой промышленности предпринимаются следующие: Правительством Российской Федерации на последнем совещании у заместителя председателя Правительства Б. Алешина по вопросу о ходе выполнения решений по раз­витию легкой промышленности было дано задание Мин­экономразвития и Минпромнауки России проработать с участием заинтересованных организаций вопрос о поставках на предприятия текстильной промышленности в рамках торгово-экономического сотрудничества с Республикой Узбекистан хлопкового волокна на долгосрочной основе и на взаимовыгодных условиях.

Решение данного вопроса позволит обеспечить сырьем ОАО «Ильдан» страны по стабильным ценам.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Процесс принятия решения подвержен влиянию факторов, отражающих особенности руководителя, принимающего реше­ния, особенности внешней среды, в том числе условия определен­ности, риска или неопределенности, а также связанные с ними негативные последствия, информационные ограничения, взаимо­зависимость и взаимосвязность принимаемых решений и другие факторы.

Личностные оценки руководителя могут содержать субъек­тивное ранжирование важности, качества или блага в силу того, что все управленческие решения (а не только связанные с вопро­сами социальной ответственности и этики) построены на фунда­менте чьей-либо системы ценностей.

Многие факторы, затрудняю­щие межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие управленческих решений. То есть в зависимости от способа обмена информа­цией руководителя с подчиненными в значительной степени за­висит поведение подчиненных. Может иметь место точка зрения, что «проблема — это плохо», так как гораздо важнее «хорошо выглядеть». Руководитель может отвергнуть ту или иную альтер­нативу в силу пристрастий, симпатий или антипатий по отноше­нию к кому-либо и т. д.

При принятии управленческих ре­шений всегда важно учитывать риск, относящийся к уровню оп­ределенности, с которой можно прогнозировать результаты, так как руководитель должен прогнозировать результаты в разных обстоятельствах и условиях. Эти обстоятельства традиционно классифицируется как условия определенности, риска или неоп­ределенности, в том числе негативные последствия.

Принятие управленческих ре­шений во многих отношениях является искусством нахождения эффективных компромиссов, когда выигрыш в одних послед­ствия приводит к проигрышу в других. Проблема процесса при­нятия решения в условиях возможных негативных последствий состоит в сопоставлении минусов конкретного решения с его плю­сами в целях получения наибольшего общего выигрыша. Когда выбираются критерии для принятия решения, негативные пос­ледствия следует трактовать и использовать как ограничения. [1, с.168]

В организации все решения взаимосвязаны. Крупные решения имеют последствия для орга­низации в целом, а не только для конкретного сегмента (вида дея­тельности). Способность видеть, как выстраиваются и взаимодей­ствуют решения в системе управления, становится все более важ­ной по мере продвижения руководителя по иерархии власти.

На протяжении последних лет легкая промышленность, а в общем объеме промышленного производства республики составляет 0,9 процента. Что же может вывести ее из состояния стагнации? Здесь много составляющих. Это и бизнес-проекти­рование, и подготовка профессиональных кадров, и созда­ние таких условий, при которых наши банки захотели бы работать с предприятиями легкой промышленности. Понятно, что для отрасли, как воздух, необходимы инвестиции.
На иностранцев надежды нет. Они постоянно проявля­ют интерес к нашей легкой промышленности, но их отпуги­вает объем налогов. Вот почему за все это время ни один иностранный инвестор так и не решился вложить свой капитал в нашу легкую промышленность. Поэтому надеяться можно лишь на своих и прежде всего на банки. Но обоюд­ного интереса пока нет. Зачем им легкая промышленность - это слишком «длинные» деньги, да и маржа не более 20 процентов. В то время как на нефти и нефтехимии оборот
денег значительно короче, и прибыль - 200 - 300 процентов. Но ведь не нефтью единой должна жить наша эконо­мика. Если бы правительство повернуло банки к нам ли­цом, то я думаю, многое изменилось бы в нашей нелегкой легкой промышленности, а потребитель смог бы получать доброкачественные отечественные товары.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие, – Мн.: Мисанта, 2003. - 624 стр.

2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник – 2-е изд. – М.: Дело, 2001 – 392 стр.

3. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. - 283 стр.

4. Степанова Е. Модно, стильно доступно: Деятельность руководителя ОАО «Фирма «Ильдан» //Лидер Татарстана – 2005. - №1. – С.8-11

5. Федорова Т. Проблемы легкой промышленности в Республике Татарстан //Время и деньги. – 2005. - №10. – С.8

6. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. В 2. Т.2 – Казань, Яналиф, 2001. – 288 стр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...