Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психосоциальные проблемы: попытка определения

Введение

 

Если представители социологии при изучении причин возникновения проблемной ситуации, прежде всего, рассматривают факторы социальной среды, то в психологии особое внимание уделяется взаимодействию факторов социальной среды и внутренних качеств человека.

Сарасон, Джонсон и Сигель (2010) обращают внимание на то, что отсутствие успешности в развитии может вызвать психологический стресс, который не позволит человеку достичь благополучия. С этой точки зрения проблемная ситуация не рассматривается как результат объективно тяжелого положения личности, даже если существуют факторы риска, связанные большей частью со сложной ситуацией в сети отношений субъекта.

Хирото и Селигман, а затем и Коен (2009) понимают проблему как результат чувства бессилия, возникшего на фоне невозможности адаптироваться к ситуациям, в которые ставит нас жизнь. Бандура (2009) отмечает тесную связь проблемы с низкой «самоэффективностью».

Таким образом, психосоциальная проблема представляет собой состояние субъективного переживания при отсутствии каких-либо психопатологических особенностей.

 


 

Профориентация и профессиональное обучение как профилактика проблем

 

Понятие «психосоциальный» относится, с одной стороны, к вероятным причинам, которые необходимо отмечать в контексте отношений личности, а с другой, - к последствиям, которые можно отнести именно к психологическим качествам субъекта. Исходя из этого, обратимся к состоянию переживания субъекта, которое, как правило, системным образом связанно с факторами среды и внутренними качествами человека, и которое ему не так легко преодолеть.

Здесь стоит обратить внимание на «проблемные состояния», под которыми мы понимаем состояния, часто возникающие в переходные моменты на протяжении всей жизни человека, к ним относятся также период обучения в школе и переход в сферу профессиональной деятельности (начало трудовой деятельности). Личность испытывает затруднения настолько, насколько тяжелым и неизбежным она сама воспринимает свое состояние и ощущает нехватку ресурсов для его преодоления (Гено, 2010).

Решение проблемы первоначально виделось в устранении условий окружающей среды, которые связаны с ней тем или иным образом. Так как речь здесь идет о психологических условиях, то подход такого рода часто оказывался неэффективным. Действительно, нельзя предположить, что возможно контролировать все факторы, которые субъективно могут быть связаны с переживаемой проблемной ситуацией.

Альтернативным решением стала попытка прибегнуть к терапии «плохой жизни», которая может быть либо психологической, либо фармакологической.

Интенсивное использование психотропных средств для лечения стрессов при психосоциальной адаптации в некоторых странах имеет тенденцию к самому настоящему злоупотреблению ими. Другая крайняя ситуация - это развитие представления о благополучии и хорошем самочувствии как об удовольствии, согласно гедонистическому подходу, выделенному Райаном и Дечи (2009).

Однако нам хотелось бы представить подход, ориентированный на усиление имеющихся ресурсов, то есть такой подход, который был бы нацелен на предотвращение возникновения трудностей посредством актуализации потенциала, имеющегося в распоряжении человека, и на положительное развитие самого себя. Существует очень интересный «эвдемонистический» подход, согласно которому «благополучие» рассматривается как плод полной самореализации личности.

Как уже было сказано, психосоциальная проблема отражает неэффективность, бесполезность, безответственность, бессилие, которые блокируют процесс эволюции личности в разрушительный момент ее жизни. Поэтому в данном контексте возможность восстановить представление о самом себе может быть обусловлена приобретением профессии, наличием поля деятельности.

Сакирелли (2009) отмечает, что в процессе становления специалиста в определенной области присутствуют парадигмы становления взрослости, что посредством трудовой деятельности человек может влиять на реальность, приобретать социальный статус, проверять собственные знания, таким образом, работа позволяет стать взрослым, дает возможность создавать что-то. Противостояние трудностям, способствуя развитию благополучия человека в сфере его профессиональной деятельности, означает, прежде всего, развитие его созидательной способности.

В этом смысле профориентация и профобучение представляют собой колоссальный инструмент помощи человеку в условиях появления у него психосоциальных проблем.

 

Психосоциальные проблемы: попытка определения

Нет более парадоксального феномена, чем человек: с одной стороны, он всегда одинаков, а с другой - постоянно меняется. Некоторые из этих изменений воспринимаются как что-то бесконечное, поэтому их невозможно заметить за короткий период времени, а другие представляют собой нечто неоднородное и прерывистое как в количественном, так и в качественном отношениях. Гушар и Хито (2011) называют изменениями переломные моменты в жизни человека, такие, например, когда он испытывает собственную несостоятельность в период адаптации к работе, что может ввести в состояние стресса.

В этом случае профориентация представляет собой в каком-то роде компас, который помогает сориентироваться в особо значимые переходные моменты, в период обучения в школе, а также при переходе из школьной жизни в сферу профессиональной деятельности.

Хотелось бы коротко остановиться на эволюции концепции профориентации и ее применении на практике.

В литературе выделяют некоторые «фазы» этой эволюции, даже если, как отмечает Ди Фабио, отсутствует однозначная исходная теоретическая и практическая классификация.

Здесь мы хотели бы предложить классификацию, основанную на различных критериях, выделяя, однако, из них три основных, используемых в практике профориентации.

Первый критерий - ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ, согласно которому профориентация рассматривается в основном как процесс выявления личностных характеристик и качеств, облегчающих процесс адаптации в школе и на работе и ведущих к более эффективным результатам.

Этот подход возник в начале XX века в период появления психометрических представлений об измерении способностей, включая ту, что по чертам лица определяет склонности человека.

Второй критерий - ПСИХОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, в соответствии с которым профориентация понимается в более широком контексте, в ракурсе общего развития личности. Этот критерий включает в процесс профориентации учет эволюционной фазы, в рамках которой личность, путем гипотез и предположений пытается определить собственное призвание.

И наконец третий - ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ критерий, который принимает во внимание не просто отдельную личность, но рассматривает систему отношений между человеком и средой, если подразумевать под «средой» факторы, влияющие на развитие личности. Здесь важным является процесс профессиональной социализации, который в большей степени, как отмечают Новара и Сарчиелли, относится к периоду, предшествующему прямому профессиональному опыту.

Необходимо отметить, что эти критерии, направленные на совершенно разные составляющие, часто применяются в практике профориентации с позиций синергетики.

Помимо знания теоретических основ процесса мы считаем важным умение строить отношения между двумя субъектами - ориентатором и оптантом, которые вместе создают новое представление оптанта о себе, как о специалисте и начина т развивать знания и навыки, необходимые для воплощения этого представления в жизнь.

психосоциальный потенциал личность профориентация

Этапы рабочего процесса

 

Мы выделили следующие рабочие стадии этого процесса.

1. Начальной стадией мы считаем фазу открытия, нацеленную, прежде всего, на определение психологического соглашения между ориентатором и оптантом, в котором устанавливаются правила игры (система взаимных ожиданий, взаимные роли) и в котором начинает постепенно определяться ход процесса.

2. Затем следует вторая стадия, ИНФОРМАТИВНАЯ, цель которой, главным образом, - сбор информации. Если профориентация проходит как КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, то цель этой стадии - формулировка наиболее значимых характеристик оптанта в контексте профессиональной терминологии. В связи с этим важно получить данные о его социальных условиях, об истории жизни, об ожиданиях и стремлениях оптанта. Необходимо отметить также, что если процесс ориентации проходит перед началом профессиональной деятельности, то эта стадия необходима для того, чтобы оптимально отрегулировать сам процесс адаптации уже на работе. Информационная стадия, в конечном итоге, подразумевает два направления: от оптанта к ориентатору и от ориентатора к оптанту. Происходит обмен информацией, который позволяет перейти на следующую стадию.

3. На третьей стадии начинается процесс создания нового представления о себе в новых профессиональных условиях. Маркус и Нуриус говорят о создании рабочей внутренней модели, которая позволяет успешно адаптироваться к разнообразным новым условиям. Различные авторы современного течения позитивной психологии, к которому принадлежит Селигман, рассматривают, как это представление реализуется в выявлении новых положительных оттенков, необходимых для того, чтобы успешно идти по жизни.

4. Сразу после этого начинается стадия РЕСУРСОВ, направленная на выявление сильных сторон, которые могут позволить человеку самореализоваться в жизни, а также на выявление проблем, способных препятствовать этой самореализации. Ресурсы могут быть внутренними и внешними. Первые должны быть выявлены и усилены, а вторые должны быть приобретены.

5. Необходимо отметить, что фазы ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ и РЕСУРСЫ не всегда идут в обозначенной последовательности. В диагностическом подходе, упомянутом ранее, например, процесс оценки имеющихся у субъекта ресурсов, включающих способности, склонности, интересы, ценности, личностные характеристики, предшествует процессу формирования нового представления о себе. И, наоборот, при осуществлении ВОСПИТАТЕЛЬНОГО подхода процесс осознания самого себя предшествует процессу оценки сильных и слабых сторон субъекта.

6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ стадия завершает весь процесс, позволяя человеку активно реализовывать свои планы в жизни. Данная фаза представляется центральной в отношении успешного опыта, который облегчает принятие оптантом проекта, созданного совместно с ориентатором.

Описанный таким образом процесс профориентации является результатом построения отношений, направленных на облегчение трудностей, появляющихся в переходные моменты жизни, и, следовательно, на снижение стресса, который, как правило, возникает в подобных ситуациях, а также на снижение риска оказаться в трудной ситуации. Этот переход осуществляется посредством сложного процесса познания действительности, который помогает личности полностью проникнуть в новые жизненные условия. Самым важным способом облегчения такого познания является профессиональное обучение. Профориентация, профобучение и Етролуегтеш. (самоусиление)

Мы предлагаем рассмотреть два определения понятия «профобучение» из множества существующих. Куалиньо определяет «профобучение» как образовательную деятельность, направленную на приобретение субъектом обучения знания, которое может способствовать организационному изменению, но только при определенных условиях.

Согласно Брускальони, «обучать профессии» - значит осуществлять организованное и целенаправленное вмешательство в профессиональную культуру индивидуумов и групп посредством методики осознанного обучения.

Оба автора делают акцент на обучении, и, несмотря на то что они делают это по-разному, и тот и другой обращает внимание на условия, в которых происходит обучение, то есть на организацию работы.

Согласно другому недавно возникшему направлению, «профобучение» представляет собой процесс, позволяющий открывать новые возможности индивидуума, группы, коллектива. Таким образом, высвечивается перспектива такого понятия, как «самоусиление», т.е. «етролуегтеш» (эмпауэрмент).

По Куалиньо это процесс развития, который направлен на человека и выводит его на более высокий уровень личностных и интеллектуальных способностей, усиливая его способность к самоопределению и самоконтролю, параллельно развивая чувство самооценки и самоэффективности.

Брускальони, в свою очередь, определяет «етролуегтепг» как открытие новых возможностей для субъекта и описывает его как оперативный процесс.

Он последовательно влияет на процесс обучения. Изначально мы видим человека, помещенного в определенные условия, в которых возникают некие потребности, для удовлетворения которых необходимо действовать более активно. Возникновение потребностей, однако, не является достаточным для того, чтобы начать направлять действия человека; должно родиться желание, которое может стать реальной возможностью для самой личности. В процессе этого перехода субъект должен создать положительное представление о себе в условиях реализуемого желания, только при этом условии будет возможно запустить те ресурсы, как внутренние, так и внешние, которые позволят воплотить это представление. Посредством пробных действий личность сможет наконец-то реализовать задуманную возможность.

Этот процесс становится центральным в развитии личности, если мы поймем, что уверенность в существовании в распоряжении субъекта новой возможности делает его более сильным, более могущественным (отсюда появился термин «етролуегтеш», что значит «увеличение ощущения силы»).

Профобучение как инструмент профилактики психосоциальных проблем сконцентрировано на актуализации потенциала личности, оно дает возможность применять функционально-методологический подход в отношении этого потенциала.


Заключение

 

В заключение отметим, что с точки зрения вышеобозначенной перспективы процессы профориентации и профобучения имеют тенденцию к интеграции, что позволяет личности:

· выявлять, признавать свое желание;

· развивать положительное и осознанное представление о себе в соответствии со своим желанием; развивать знания, которые позволили бы воплотить это желание в жизнь. На основании нашего опыта можно утверждать, что этот процесс представляется основным ресурсом профилактики психосоциальных проблем.

Существует множество авторов, которые рассматривают мотивацию, механизм саморегуляции и самоопределения, т.е. все факторы, связанные как основные механизмы защиты от риска возникновения психосоциальной проблемы.

 


 

Список литературы

1. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С.Пряжников. - М.: МОДЭК, 2009.

2. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознания / Е.И.Исаев, С.Г.Косарецкий, В.И.Слободчиков // Вопросы психологии. - 2009. - № 3.

.   Леонтьев, АЛ. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского / А.Л.Леонтьев // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1.

.   Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие: под ред. Л.М. Митиной. - М.: ФЛИНТА, 2009.

.   Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М., 2007. - Вып.7.

6. Леонтьев, А.А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2009.

7. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А. Леонтьев. - М.: Изд-во Московскогоуниверситета, 2008.

.   Луньков, А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома / А.И. Луньков. - М.: А.П.О., 2009.

9. Малюков, А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н. Малюков. - Дубна: Издательский центр «Феникс», 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...