Работа семейной библиотеки
Работа с семьей может быть организована в условиях публичных библиотек любого типа. В последнее время обсуждается вопрос о необходимости создания специальных библиотек, обслуживающих информационные запросы семьи. Специализированные библиотеки, работающие с семьей, называемые библиотеками семейного чтения, библиотеками семейного досуга, создаются в населенных пунктах с хорошо развитой библиотечной сетью, как правило, в больших городах. Иногда выделить специализированный филиал семейного чтения удается и в рамках централизованной библиотечной системы сельского типа. Необходимость создания специализированных филиалов решается в каждом конкретном случае в зависимости от местных условий. Такой филиал получает приоритетное право на комплектование изданиями семейной тематики, по организации быта семьи, домоводству, приусадебному хозяйству, вопросам воспитания детей и другим аспектам семейной жизни. Такие филиалы обслуживают и взрослых и детей. Это требует особого режима их работы, гибкой расстановки книжного фонда, располагающего к отдыху и неформальному общению, интерьера библиотеки. Положение о библиотеке семейного чтения. 1. Общие положения. 1.1. Библиотека семейного чтения является культурно-просветительным учреждением, сочетающим в своей деятельности и структуре функции универсальной библиотеки и центра многоаспектной помощи семье. 1.2. Библиотека семейного чтения обеспечивает популяризацию книги и организацию досуга всех членов семьи. 1.3. Библиотека семейного чтения координирует работу с различными организациями, осуществляющими работу с семьей. 1.4. Библиотека семейного чтения привлекает к совместной работе педагогов, врачей, юристов.
1.5. Библиотека семейного чтения имеет право предоставлять платные услуги, связанные с организацией разнообразных форм досуга населения микрорайона. 2. Основные задачи. 2.1. Обслуживание книгой разновозрастного населения микрорайона: детей, подростков, юношества, взрослых. 2.2. Популяризация литературы в помощь воспитанию нравственности, культуры семейных отношений, развитию личности. 2.3. Воспитание культурного чтения и организация чтения семьи по семейным формулярам. 2.4. Выявление семейных увлечений и оказание помощи в организации семейного досуга. 2.5. Оказание консультационной помощи семье в разрешении семейных конфликтов. 2.6 Выявление многодетных семей, трудновоспитуемых детей и подростков и привлечение их в библиотеку. 2.7. Организация актива библиотеки и привлечение к совместной работе. 3. Содержание работы. 3.1. Работа с читателями: – формирование читательских групп и дифференцированное обслуживание; – привлечение к совместному чтению всех членов семьи и организация чтения по семейному формуляру; – изучение читательских интересов и удовлетворение читательских запросов; – использование фонда библиотеки и других библиотек по внутрисистемному книгообмену и МБА. 3.2. Работа с фондом: – комплектование фонда библиотеки с учетом разновозрастных групп читателей и интересов. Заказ литературы по тематическим планам. Организация подписки на периодику. Изыскание и использован и дополнительных источников комплектования; – изучение и использование фонда, выявление и отбор неиспользуемой многоэкземплярной литературы, очищение фонда от устаревших по содержанию и ветхих книг, систематический анализ отказов с целы доукомплектования; – обеспечение сохранности фонда. 3.3. Создание справочно-библиографического аппарата библиотеки. Ведение и редактирование каталогов и карточек. Организация справочного фонда. Пропаганда справочно-библиографического аппарата;
3.4. Осуществление справочно-библиографического информационного обслуживания читателей (библиографические справки рекомендательные списки литературы, ИРИ, картотеки и каталоги); 3.5.Использование рекламы, аудиовизуальных средств и средств массовой информации в целях пропаганды литературы. 3.6. Организация досуга и помощь в духовном упрочении семьи: – создание семейных клубов, кружков, любительских объединении лекториев, литературных и музыкальных вечеров; – консультативная помощь семье в разрешении семейных конфликтов воспитании детей, по вопросам семейного права и здорового образа жизни; 3.7. Создание актива библиотеки, включающего разновозрастных членов семьи, привлечение их к участию в досуговых мероприятиях и других работах библиотеки; 3.8. Осуществление координации: – по вопросам нравственного, эстетического воспитания учреждениями культуры, школами; – по вопросам межличностных отношений и культуры семейных отношений с ЗАГСом, общественными организациями, благотворительным обществами; – по вопросам семейного права с юридическими консультациями. 4. Управление библиотекой. 4.1. Библиотека семейного чтения является структурным подразделением ЦБС, работает под руководством центральной районной библиотеки и подчиняется директору ЦБС. 4.2. Деятельность библиотеки семейного чтения определяется законам РФ, приказами Министерства культуры, уставом ЦБС, планами работы, приказами и распоряжениями директора ЦБС, «Положением о библиотеке семейного чтения». 4.3. Библиотекой семейного чтения руководит заведующий библиотекой-филиалом, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности директором ЦБС. 4.4.Сотрудники библиотеки семейного чтения назначаются освобождаются от работы директором ЦБС по предложению заведующего библиотекой-филиалом.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка. М. 2005. 2. Работа с родителями в детской библиотеке: методико-библиографические рекомендации. – Киров: ОДБ им. А.С. Грина, 1989. 3. Себя, как в зеркале, я вижу… (Обзор материалов о проблемах школьных библиотек журнала «Библиотека» за 2000 г.) 4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Прилож. к журналу «Школьная библиотека». – М. 2005. – Вып. 8,9,10 (2005). 5. Соловьева Ю.И. Традиция семейного чтения, как фактор духовного развития ребенка. М. 2005. 6. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Прилож. к журналу «Школьная библиотека». – М. 2004. – Вып. 7–8 (2003).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|