Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научное исследование. Виды научного исследования




Методология и метод. Уровни методологии.

Часто методологию понимают, как науку о методе. Существует широкое и узкое понимание метода. Широкий смысл:

Метод- путь познания, опирающийся на совокупность уже известных знаний

Узкий смысл:

Метод- способ или прием научного познания или практической деят-ти.

В этом случае метод- это целая группа методик исследования или практической д-ти, имеющих общие значимые признаки. Широкое и узкое понимание метода задает различные трактовки понятия методология: либо как философско-мировоззренческую основу познания, либо как совокупность приемов, средств и процедур исследования. Крайности этих 2-х трактовок могут быть сняты в следующем определении (МВ Мостепаненко) Метод- это путь познания в основе которого находятся общие принципы и знания, имеющиеся на данный момент науки. Из этого следует Методология- это учение о методах и принципах познания. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, то методология делится на 2 части:

учение об исходных основах и принципах познания

учение о способах и приемах исследования, опирающиеся на эти основы

В первой части анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Эта часть методологии непосредственно связана с философией и мировоззрением.

Во второй части рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющие общую методику исследования.

Трехуровневая модель методологического знания Ядов и Андреева выделили 3 ур методологического знания:

всеобщая или философская методология(всеобщий философский подход, общий способ познания. На этом уровне представлены наиболее общие понятия, законы, принципы, кот направляют дея-ть человека в определенное русло)

общенаучная методология(представляет совокупность методологический принципов, применяемых в разных науках. Понятия и законы этого уровня являются эффективными в различных областях знаний)

конкретнонаучный (совокупность методологических принципов в конкретной области знаний. Частная методология -это реализация философских принципов, применительно к специфическому объекту исследования)

Четырехуровневая модель Юдина, Зинченко и др.

Ур философской методологии (философские знания, полученные при помощи метода философии. Методологическое значение философии выражается в следующем:

- осуществляется оценка условий и границ применения научного знания.

- проводится анализ адекватности методолог фундамента и общих тенденций развития научного знания

- философия представляет мировоззренческую интерпретацию результатов науки

2. Ур общенаучной методологии. К нему относятся:

- содержание научной концепции

- универсальные концептуальные системы

- современные общенаучные методологичсекие подходы

- собственно методологические концепции

Концепции этого уровня направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах.

3.Ур конкретнонаучной методологии

Ур. применяется к конкретной науке и специфич для нее познавательным задачам

4. Ур процедуры и техники исследования

Этот ур связан с исследов практикой, представляет собой нормы и требования ведения исследования и практической деятельности. В психологии к ним относятся нормы проведения эксперимента, психол исследов и классификац в-в эксперимента. Сюда относят и требования к разработке психодиагностических методов и их классификации.

По Дружинину след ур методологического знания:

Ур методики

Ур методического приема(проективные м-ки)

Ур организации исследования (близнецовый м-д)

Ур методологического подхода (генетический м-д, психофизиологический м-д)

Т.к знания в каждой конкретной ситуации характеризуются не одним признаком, а всем их набором сразу, то появилось основание, чтобы определить через них следующие уровни методологического знания:

1. Концептуальный(критерий истинности является импликативность-выводимость, доказуемость промежуточных и итоговых знаний)

2. Метасистемный (критерий истинности является когерентность- внутр непротиворечивость, совместимость, взаимосогласованность высказываний)

3. Общесистемный (критерий истинности является референтность- проекция высказываний на действительность, представленной в ней их содержания)

4. Теоретический (критерий истинности явл кореспондентность- соответствие высказываний действительности, адекватность их содержания отражаемой реальности)

5. Эмпирический (критерий истинности явл верифицируемость- подтверждаемость содержания высказываний результатами измерений, оценок, т.е. результатом непосредственного контакта с отображаемой действительностью)

6.Методический (критерий истинности явл эффективность- наличие в содержании высказываний, прямых указаний на способ достижения желаемого результата)

7. Практический (критерий истинности явл релевантность- полезность, целесообразность высказываний целям и задачам субъекта познания)

Научное исследование. Виды научного исследования

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.

Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Различают:

1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.

2. Теоретическое исследование:некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.

По характеру исследование различают:

Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.

Междисциплинарное - проводят в рамках нескольких наук.

Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.

Комплексное - ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.

По цели проведения:

Поисковые - проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.

Критические - проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Уточняющие - направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.

Воспроизводящие - основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.

Еще выделяют:

Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.

Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.

Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.

Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное (опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное (сбор, анализ+ объяснение).

Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.

Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...