Анализ понятий «индивид» и «ситуация»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 Анализ понятий «индивид» и «ситуация» 2 Влияние внутренних и внешних факторов на результат взаимодействия индивида с ситуацией 3 Особенности взаимодействия с точки зрения психоанализа ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь современного общества полна различных факторов, влияющих как на поведение всего общества в целом, так и на поведение отдельной личности. В наш век информационных технологий, век великих открытий и достижений во всех областях науки, образ жизни современной личности, на мой взгляд, отличается особой динамичностью и изменчивостью. Научные дисциплины, центрированные на человеке, испокон века старались понять его основу, раскрыть закономерности его развития и поведения. Исследователи поведенческого аспекта личности до сих пор дискутируют по многим вопросам данной проблематики. Что лежит в основе поведения индивида, чем вызваны те или иные поведенческие особенности, от чего зависит выбор индивида в определенный момент конкретной модели поведения, что определяет поступки человека в определенной жизненной ситуации, насколько возможна их обусловленность и предсказуемость? Необходимо отметить, что в процессе исследования поведенческих особенностей личности, в современной психологической науке уже сложилось определенное количество научно обоснованных теорий и школ. Каждая теория по своему объясняет причины поведения личности в процессе ее жизнедеятельности, каждая школа видит в основе мотивации личности свои составляющие, причем точка зрения на то, что эти причины обусловлены заранее некоторыми факторами, не вызывает сомнения. А вот какими именно факторами обусловлено поведение индивида в той или иной ситуации как раз и вызывает споры и различие мнений.
В данной работе мы рассмотрим точки зрения некоторых теорий, объясняющих зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различных факторов. Основная цель работы: найти ответ – что же является определяющим поведение индивида в различных жизненных ситуациях, каковы особенности взаимодействия индивида с ситуацией. Анализ понятий «индивид» и «ситуация» Для более глубокого понимания рассматриваемой темы дадим определение основным понятиям. Понятие «индивид» (от лат. individum - неделимый) включает в себя прежде всего описание и отображение разнообразных ипостасей бытия личности. Данное понятие (впервые было введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом») сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. В психологии индивид трактуется как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, собственной мерой активности и гибкости в реализации этих свойств в повседневной жизни [6, с.117]. Что же такое ситуация? «Словарь русского языка» С.И. Ожегова предлагает такую интерпретацию понятия: «Ситуация – это совокупность обстоятельств, положение, обстановка». Где под обстоятельством понимаются «условия, определяющие положение, существование чего-нибудь» [2, с.387]. Необходимо отметить, что ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как к существующей независимо от ее участника или участников.
Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида. Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема. Некоторое время пользовалась популярностью теория свойств, которая пыталась свести причины поведения исключительно к личности (точнее, к ее диспозициям). Вместе с тем сторонниками этой теории было упущено из виду иное влияние на человеческое поведение, а именно – давление со стороны ситуации [5, с.63]. Действительно, разве люди изначально делятся на честных и бесчестных? Разве не в определенных ситуациях они становятся таковыми? Отметим, что подобная локализация причинности имеет под собой ряд оснований: совершенно очевидно, что нельзя свести все к объяснению человеческого поведения, основанному на наивном внешнем наблюдении (когда наблюдатель при объяснении руководствуется эпизодическими свидетельствами и примерами отклонения в поступках); очевидная неоднородность поведения по отношению к ситуациям (например, в схожих ситуациях поведение одного человека не так уж однотипно, как можно было ожидать при предположении, что действие целиком основывается на имеющихся диспозициях); невозможность исключения влияния на поведение человека особенностей ситуации (в частности, в самом субъекте имеют место изменяющиеся и обусловливающие поведение состояния и процессы). Они вызываются ситуацией и часто обозначаются как мотивации. К примеру, так называемые «динамические» теории поведения – психоанализ Фрейда и теория поля Левина – первоначально в своей проблематике исходили из этой позиции [5, с.74].
Таким образом, ясно, что в исследовании ситуационных причин действия интерес направлен на выявление причин, обусловливающих изменение поведения во времени: приспособление живого существа к меняющимся ситуационным условиям. К этому сводится все научение, равно как и идивидуальное развитие в ранние, пластичные, периоды жизни. Причем индивидуальные различия остаются вне сферы внимания. Как бы они ни возникали (например, как различные исходные предпосылки, предшествующие фазе научения), их элиминируют или контролируют. Действие в целом оказывается при этом в значительной степени обусловлено ситуацией, и во времени оно изменяется вследствие накопления опыта [3, с.217]. В следующем пункте работы более пристальное внимание уделим ответу на следующий вопрос: чем обусловлено взаимодействие индивида с ситуацией, определяется ли поведение индивида исключительно ситуацией, либо на конечный вариант поведения все же оказывают влияние и внутренние факторы развития личности. Так что же виляет на поведение индивида в каждой отдельной жизненной ситуации?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|