Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вера как особый способ познания истинной реальности

 

В Средневековье общепринятой считалась точка зрения, что познать явления окружающего мира можно двумя путями: разумом и верой. Необходимо выяснить, что же подразумевалось под верой как особой познавательной способностью.

С точки зрения цели познания вера и разум рассматривались как равноправные: и первая и второй стремятся узнать истину, то есть то, что существует в мире (и в материальном, и в духовном) на самом деле. Вера даёт человеку тот же результат, что и рациональное познание, но только значительно быстрее, сразу, без затрат времени на доказательства и размышления. Это необходимо, потому что верующему нет времени ждать: речь идёт о спасении, а срок Суда никому не известен – может, он настанет сегодня. И в этой скорости, разумеется, её преимущество «здесь и теперь».

Ведь мы же не стараемся рационально доказать себе, почему при нажатии второй сверху кнопки на видеомагнитофоне уменьшится контрастность изображения на экране – мы просто нажимаем на эту кнопку, когда хотим видоизменить цветовую гамму, потому что так написано в инструкции. И в этом отношении наши действия ничем не отличаются от действий того, кто понимает строение кинескопа и других хитроумных устройств. В данном случае мы достигаем одного и того же результата, двигаясь разными путями. Конечно, может возникнуть ситуация, когда моих знаний окажется недостаточно (например, при поломке прибора), но, во-первых, такая ситуация может и не возникнуть, во-вторых, меньше времени займёт вызвать специалиста, а не изучить строение всех устройств, обустраивающих мой быт.

Наверное, возникает вопрос, а правомерно ли проведение таких параллелей к тому содержанию, которое является содержанием веры. Всё-таки божественная реальность и реальность сложной бытовой техники – вещи разные даже для атеистического сознания. И вот тут мы-то и сказали ключевые слова. Пока мы будем рассматривать взгляды средневекового автора, исходя из наших представлений эпохи Постпросвещения, мы будем понимать только самих себя, но не исследуемого автора.

Дело в том, что для человека верующего в окружающем материальном мире нет границ между миром духовным и материальным. Во-первых, нет границ пространственных, так как духовные существа живут вокруг и могут появляться в любом месте, причём в видимой материальной форме: как знамение в небе над Москвой, осаждённой татарами, или как ангел, являющейся пастушке в Лурде. Возражение о том, что, может, на самом деле, ничего этого нет, и всё является плодом некоторых особых психологических процессов, не является опровержением, так как для сознания верующего эти явления обладают абсолютно такой же реальностью, как и наличие этого текста у нас перед глазами. В своё время на это обратил внимание ведущий философ-неотомист Этьен Жильсон, когда анализировал великолепную и единственную существенную работу по психологии религии «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джемса. Жильсон отмечал, что все факты описаны абсолютно правильно, но что для конкретного человека убеждённость в том, что Бог есть, и убеждённость в том, что Бог вполне может быть – абсолютно разное, потому что в результате поведение таких людей будет различным, не говоря уже о переживаниях.

Во-вторых, для верующего нет и временных границ между миром духовным и материальным. Духовное – это не то, что происходило с пророками в древности, а потом произойдёт с космонавтами при Апокалипсисе. Духовная реальность существует всегда и окружает меня так же, как и реальность материальная. Чудо (то есть то, что необъясняемо законами материального мира) может произойти всегда, если это будет необходимо, и я могу стать его свидетелем. Или даже уже стал, как уверено огромное число верующих, излечивающихся, например, после паломничества к мощам святого Пантелеимона или чудотворной иконе в Ченстохове. И это ещё раз укрепляет их в мысли, что написанное в книгах или передаваемое преданием является истинным. Прежний опыт ли влияет на восприятие настоящего или же настоящее преобразует видение прошлого, в данном случае для понимания принципа единства мира несущественно, так как конкретный результат всё равно приводит к признанию общности прошлого и настоящего, а, значит, и уверенности в прогнозировании будущего – не конкретных фактов будущей жизни, а общего представления о предсказуемости основных линий будущей жизни.

И, в-третьих, для верующего нет даже просто жизненных границ между материальным и духовным, ибо, с одной стороны, всё освящено, так как является творением, а с другой, всё материально в этом мире, так как опять-таки является творением. При этом материальное и духовное взаимопроникают друг в друга, и их взаимопревращение является одним из основных убеждений верующих христиан, так как все они ожидают «воскресения тела».

И поэтому для верующего мир абсолютно един, и с помощью своих органов чувств, разума, переживаний он познаёт любую реальность: функционирование радиоприёмника, появление плода на дереве, строение атома и бытие ангелов.

Вера – это познание истины сразу и целостно, в отличие от разума, который познаёт мир постепенно, длительно и согласно некоторой системе правил. Поэтому с помощью и веры и разума человек может познавать одну и ту же (любую) реальность, и результат (если, конечно, его удастся добиться, потому что если мы можем познавать, то никто не даёт гарантии, что обязательно познаем) будет одинаков – истина при продуктивном исходе, ложь – при ошибке.

 

Вера – это жизнь человека

 

125 лет назад Екатерининская церковь была освящена и стала принимать первых прихожан. История этого храма — совокупность различных данных, сохранившихся до наших дней. Как рассказывает отец Андрей, разные источники предоставляют разную информацию, поэтому с уверенностью сказать, что какой-то из фактов является истинным, сложно.

О чем можно говорить с уверенностью, это о замечательной русской традиции, существовавшей двумя веками ранее,— по-Божьему относиться к людям и возводить в их честь памятные знаки, таким образом, заботясь об их душе. Так и церковь святой великомученицы Екатерины, или, как ее уже 125 лет зовут петрозаводчане, Екатерининка, — это память: храм возведен в основном благодаря купцу Софушкину в честь покинувшей его дочери.

«Знаете, тогда не было такого редкого беспамятства, как сейчас, когда люди считают, что вот сегодня заработаю все деньги, а завтра будь что будет, - касается ли это себя самого, родителей или детей. Какое-то бы сказал, первобытное отношение. А тогда все-таки это было действительно по-Божьему», - говорит настоятель Екатерининки.

Екатерининская церковь на своем веку пережила много печалей, людского непонимания и бездушия. Это один из двух храмов Петрозаводска, которому удалось остаться после разрушительных событий начала XX века и Великой Отечественной войны. Ведь тогда, помимо кафедрального собора, который являлся центром духовной и социальной жизни Петрозаводска, были разрушены 300 малых памятников — городских часовен, но Екатерининка уцелела.

«Самое тяжелое, что это делали люди. И отговорки, что кто-то направлял или заставлял так поступать, неуместны. Ведь мы либо грешим, либо творим добрые дела, но сами. Поэтому и судит нас Господь по нашим делам, а тех, кто нас научает или подуськивает, Господь тоже будет судить. Наше же право и наша воля пойти на поводу или быть благоразумными».

Нынешний настоятель Екатерининской церкви убежден, что храм остался целым и по сей день оказывает нуждающимся духовную помощь, поддерживает людей на сложном пути исключительно милостью Божьей. Ведь пережила церковь не только человеческое бездушие, но и жесточайший контроль советского государства, когда несколько служителей храма были казнены в период репрессий 1937-1939 годов, а позднее у входа в храм дежурили государственные чиновники и внимательно следили, а не решил ли помолиться Господу кто-нибудь, носящий в кармане пиджака партийный билет.

Сейчас в Екатерининке служат по большей части молодые священники. Это несколько противоречит представлениям большинства обывателей, привыкших считать, что батюшка должен быть в летах. Но отец Андрей утверждает, что в нынешнее время это совершенно нормальное явление — сейчас повсеместно по всей России 70% священников молодые. И здесь тоже играет роль история нашей страны — постреволюционное время было кошмарным для российского Православия. Только сейчас все начинает меняться.

«Нас ведь не удивляет, что люди, когда рождаются, совсем маленькие. Почему же священник обязательно должен быть стареньким? Он тоже должен пройти какой-то период обучения, и чем раньше батюшка это начнет делать, тем лучше. Как раз когда он станет стареньким и с большой бородой, он будет очень мудрым батюшкой. А если в зрелом возрасте только начинать свое служение, то это ни в коей мере не означает, что батюшка такой богоносный сразу — борода не признак благодати».

Впрочем, помолодели не только священники. Если прийти на причастие, то можно увидеть сначала череду младенцев, затем — детей чуть постарше, потом еще чуть старше, далее юношей и девушек и только в окончании этой длинной вереницы идут взрослые.

«Прихожан стало больше со времен перестройки, потому что церковь все-таки стала посвободнее для людей — не стоял у дверей уполномоченный. Раньше во время Пасхи и Рождества всегда было очень много зевак, которые приходили с магнитофонами на плечах и через 15-20 минут растворялись. К концу службы галерка в храме была пустой. Сейчас же люди приходят на Пасху в храм и стоят до конца службы, то есть идут уже не ради любопытства».

Человек общается с Богом через таинства — где нет таинств, там нет церкви. Поэтому, по мнению настоятеля Екатерининской церкви, молитвенный дом, где говорят, что мы веруем в Бога и читаем Евангелие, — это еще не церковь. Это дом, где люди собираются побеседовать, может быть, на основании общих интересов. Точно так же можно вместе изучать, например, Большую советскую энциклопедию. А там, где есть таинства, через которые человек общается с Богом, там и есть церковь.

«Православие — это образ жизни; идти за Христом, жить по-евангельски, то есть так, как Богом заповедано. Это непросто, и. на этом пути часто падают. Именно из-за этого нужно идти через храм, потому что в храме мы имеем возможность покаяния, имеем возможность встать и начать новую жизнь, когда совсем уже упали. Миллион раз не прав человек, который говорит, что я в душе верую и мне этого достаточно. Потому мы и говорим: Милости Божьей, радости Богообщения. Милости просим».

Вера в себя

 

Что такое "Вера", уверенность в себе? Вера в варианте сознания и подсознания? Вера в варианте религии?

Трижды знать... Трижды открыть веру в себя и запечатлеть эту "скорость" развития в своем уме, опережая Время "сна" на несколько столетий. Это принцип Бессмертия. Это принцип развития ума...

Вера - это Нематериальное Начало жизни, где присутствует только "плюс" как открытый "звук" настоящего "Времени"...

В руках сознания вера - это только мысль, и в ней преобладают звуки импульсов Будущего...

Вера в варианте подсознания - это чистое поле Абсолют; это идеальный вариант для жизни Нематериального...

Человек может чувствовать от 10 до 100 вариантов веры одновременно, но при этом присутствует чистое Безмолвие подсознания: это указывает на Цель, в которой есть смысл жизни "Времени"...

Вера абсолютно связывает человека во всех состояниях времени, и на 100% он неосознанно чувствует чистую Веру в самого себя, так как это Главный Единый "свет" всего настоящего...

Вера - это "жизнь", в которой присутствует Время "Выдоха" и "Вдоха". Каждый человек имеет веру в себя: это значительная скорость переключения поля внимания на "Время"...

Вера имеет более 1.000 значений, но главным остается ее "Выдох" и "Вдох" в самом человеке, и на 50 % она реализуется в жизни "Времени", получая от этого прогрессию совершенства "звука", где есть свой календарный счет как практика, где звучит "Слово"...

Вера в настоящем - это сила тока "сна"; вера в будущем - это энергия мысли; вера в прошлом - это энергия знаний...

О чем говорит вера в варианте религии? - О выборе "Времени"... Как это понять? - Человек сам выбирает то "Время", которое показывает на мысль в будущем проявлении "света", но это касается только его подсознания, так как в этом смысле действует закон Космоса, по которому идет человек. Это используется для того, чтобы знать "Время" извне и видеть всю структуру Будущего, не приземляя жизнь...

Сколько б раз мы не напоминали себе о Бессмертии, есть вариант уйти от него, если нет веры в себя... А если она есть, то она открывает все границы жизни, отпуская человека в Свободу своей мысли...

Вера в себя - это использование всех возможностей жизни.

 


Заключение

 

«У каждого из нас можно отнять все — имущество, семью — и хотя это крайне тяжело, но человек выдержит и останется человеком до той поры, пока у него не отнимут веру». В данной работе была предпринята попытка изучения понятия веры. Для этого были рассмотрены проблемы веры, доверия, уверенности, а также веры в себя и символов веры.

Вера играет огромную роль в нашей повседневной жизни. Человек не может без нее существовать. Она является основой, стержнем человека.

В результате анализа имеющейся по данной теме литературы можно прийти к выводу, что изучаемый мною вопрос охватывает множество взаимосвязанных проблем, не имеющих однозначного определения, поэтому в данной работе приводятся различные, часто даже противоречащие друг другу точки зрения.

 


Список использованной литературы

1. Полани М. Личностное знание. М., 1985

2. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986

3. Райков В.Л. Направленное воспроизведение психического состояния творчества с помощью гипноза / Человек — творчество — компьютер. М., 1987

6. Басин Е.Я. "Двуликий Янус" (о природе творческой личности). М., 1996

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...