Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Химический состав сырого кофе и его изменение при обжарке, формирование качества и ассортимента





Кофе - вкусовой продукт, приготовляемый из семян вечнозеленого кофейного дерева, произрастающего в тропических странах. Родиной кофейного дерева является юго-западная часть Эфиопии - провинция Кэффа, откуда и произошло название напитка. Кофейное дерево рода Coffеа насчитывает до 50 ботанических видов, но только три из них культивируются в промышленных масштабах. Это кофе аравийский (arabika), либерийский (liberika) и робуста (robusta).

Более 70% мировой продукции кофе составляет вид арабика, зерна которого имеют, как правило, однородный красивый зеленый цвет с синеватым или сероватым оттенком и дают напиток нежного приятного вкуса с тонким кофейным ароматом.

Каждому виду кофе присущи свои специфические особенности, которые принимаются во внимание при определении его качества. К показателям качества сырого кофе относятся: внешний вид зерен (цвет и форма); вес и количество зерен в 1 дцл (размер зерен); запах зерен (нормальный, не допускается плесневелый, гнилостный, лекарственный, несвойственные данному сорту посторонние запахи); наличие недоброкачественных зерен (дефекты). Определяются также содержание минеральных и органических примесей, характерные особенности обжаренных зерен.

При приемке качество сырого кофе устанавливается путем технической разборки пробы стандартной массы, для чего существуют специальные шкалы (бразильская, нью-йоркская и т.д.), по которым ведут подсчет дефектных зерен и определяют качество кофе. [4]

После очистки, сортировки, полировки и калибровки полученный сырой кофе направляют на хранение в течение 3-7 лет (в зависимости от сорта), но не менее года и не более 10 лет. Сырой кофе хранят при температуре около 10 °С и влажности воздуха на уровне 70%. В процессе хранения сырого кофе происходит ферментативное дозревание зерен, приводящее к исчезновению травянистого вкуса, повышению экстрактивности готового напитка, усилению кофейного аромата и улучшению других потребительских свойств. При более длительном хранении качество кофе ухудшается.



Потребительские свойства кофе зависят от вида кофейного дерева, места произрастания, способа и качества первичной обработки. Поступающие на мировой рынок сорта сырого кофе подразделяют на три группы: американские, азиатские и африканские. Высушенное зерно кофе содержит 9-13% воды, 9-11% азотистых веществ, 0,7-2,5% кофеина, 10-13% жира, 22% клетчатки, 3-5% минеральных веществ.

Кофейное сырье, поступающее на аукционы, различается большим разнообразием как по внешним критериям, так и по вкусовым качествам и недостаткам, присущим каждому конкретному сорту, что вызывает необходимость формирования Коммерческих сортов. Коммерческие сорта кофе, как правило, Формируются на аукционах и крупных оптовых предприятиях дегустаторами путем смешивания (купажирования) кофе разных сортов и качества для получения стандартного продукта с предсказуемым вкусом при фиксированной цене. Сырой кофе, поступающий на обжарочно-перерабатывающие предприятия и в розничную торговлю, всегда представляет собой смеси различных сортов, составление которых является важным этапом кофейного производства, так как каждая из них должна обеспечить определенный стандартный вкус, аромат, тонизирующие и другие свойства. При смешивании ботанических сортов добиваются того, чтобы зерна арабики придавали напитку вкус и аромат, а робусты - крепость. Для желательного вкусового оттенка (горечи, кислоты и др.), ароматичности применяются комбинации географических сортов. Так, стандартная смесь "мокко" включает в свой состав эфиопские "ходейда" (50%), "харрар" (25%), бразильский "сантос" (25%). [4]

Сырой кофе не имеет аромата, обладает сильно вяжущим вкусом, зерна трудно измельчаются, плохо набухают в воде и для приготовления напитков непригодны. Для придания необходимых вкусовых и ароматических свойств сырой кофе обжаривают при температуре около 200 °С до получения легко размалывающихся зерен коричневого цвета с выраженным кофейным ароматом. Обжарка является основной операцией, формирующей вкусовые и ароматические свойства кофе. Очень важно, чтобы она была равномерной, а окраска зерен имела одинаковый оттенок. Интенсивность окраски определяется вкусами потребителей.

При обжаривании кофе в зернах образуется комплекс ароматических и вкусовых веществ (кофеоль), в состав которого входит более 400 соединений (альдегиды, кетоны, спирты, кислоты, фенолы и др.). Продукты карамелизации Сахаров придают настою коричневый цвет. В образовании цвета и аромата напитка участвуют также меланоидины. Горечь кофе определяется в основном содержанием фенольных веществ (на 90% - хлорогеновой кислоты).

Основным компонентом жареного кофе является алкалоид кофеин, содержание которого составляет 0,8-2% (в среднем 1%). При высокой температуре обжарки происходит его незначительная сублимация, однако процентное содержание в жареных зернах может быть даже выше, чем в сырых, из-за снижения влажности и увеличения доли сухих веществ. В низкосортном кофе кофеина, как правило, больше, чем в высокосортном.

При обжарке могут образовываться и вредные, токсичные вещества (бензопирен, метиленхлорид и т.д.), содержание которых в готовом продукте должно контролироваться.

 

Задача

 

В адрес облпотребсоюза поступило 190 коробок пряников. Для оценки качества требуется отобрать пробу для анализа. Укажите объем выборки. Чему равно приемочное число? Чему равно браковочное число?

Решение:

Выборка - регламентированное стандартом количество товарных единиц продукции, отобранное из товарной партии. В выборку не включают нарушенные товарные единицы. [4]

Приемочное число - максимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединенной пробы, позволяющее принять решение о приемке товарной партии по качеству.

Браковочное число - минимально допустимое количество забракованных единиц объединенной пробы, являющееся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.

Объем выборки составляет 3% *190 коробок и составляет 6 коробок.

Таким образом, при выборке, равной 6, приемочное число равно - 1, браковочное - 2 [3]


Список литературы

 

1. Колесник А.Л., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения потребительских товаров. Учебник. - М.: Экономика, 2004г. - 286 с.

2. Микулович Л.С. и др. Товароведение продовольственных товаров. Учебник. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 614 с.

3. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник. - М.: Издательство Норма, 2003. - 283с.

4. Справочник товароведа продовольственных товаров. - М.: Экономика, 1987.

5. Фуре И.Н. Товароведение зерномучных товаров: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2001.342 с.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.