Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы свободы и социального выравнивания А. Мюллера-Армака

Теории Фрайбургской школы: В. Ойкен, В. Репке, А. Мюллер-Армак.

Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассицизм и традиционного либерализма.

Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.

С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических, а не микроэкономических позиций. Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектом этого вмешательства ордолибералы, в отличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.

Теория экономических порядков В. Ойкена: основные положения и выводы.

По мнению немецкого экономиста Вальтера Ойкена (1891–1950), в основе многообразия экономических систем лежит ограниченное количество «чистых форм». Все системы относятся либо к свободному рыночному хозяйству, либо к центрально-управляемому хозяйству. Отличие между ними состоит в методах согласования хозяйственных планов и решений.

«Чистых форм» в природе нет. Но каждая экономическая система имеет свои отличия и особенности, свои формы экономических порядков, т.е. формы организации и разделения труда, кредитных отношений, заработной платы, ценообразования и т.д. Экономические порядки не создаются по установленному сверху плану; это противоречит нормальному развитию экономики. В то же время государство принимает определенное участие в формировании экономических порядков.

Наиболее рационален конкурентный порядок; он не изобретается, а формируется под влиянием внутренних потенций. Искусство экономической политики состоит в том, чтобы способствовать развитию наиболее рациональных, соответствующих конкретным условиям порядков.

В. Ойкен различает две сферы экономической политики (рис.)

Первая сфера – создание и совершенствование экономического порядка, тех реальных форм, в которых протекает деятельность фирм, организаций, частных лиц. Вторая сфера – собственно политика воздействия на процесс экономического развития и роста.

В работе «Основные принципы экономической политики» В. Ойкен пишет: «Политика конкурентного порядка ограничивает экономическую власть путем разграничений, в частности, сферы повседневного хозяйствования и политико-государственной деятельности. Кроме того, разграничение заключается в том, что в рамках экономической сферы с развертыванием конкуренции происходит деконцентрация, способствующая тому, чтобы сохранились или вновь воз­никли позиции, дающие власть».

По Ойкену, основным правилом искусства экономической политики должна стать подготовка и оформление общехозяйственных условий применительно к экономике в целом.

Теория экономических порядков В. Ойкена явилась методологической основной «социального рыночного хозяйства», установленного в Германии в послевоенный период. Разработанные германским экономистом положения и подходы полезно учитывать при разработке экономической политики государства.

Например, в настоящее время в Германии официально формулируются следующие цели социальной политики: обеспечение социальной справедливости; справедливое распределение произведенных благ среди всех членов общества; социальная защита, предохраняющая население от социальных рисков, таких как безработица, болезни, несчастные случаи; достижение согласия всех социальных групп в целом с существующим порядком вещей (социальный мир).

В. Рёпке

Вильгельм Репке (1899 – 1966) – швейцарский экономист, автор более 20 книг, включая «Экономика свободного общества», «Моральные основы гражданского общества» или «Социальный кризис наших времен». Он является не только великолепных экономистом, но и моралистом, который обратил особое внимание на моральный аспект системы принятия экономических решений. Он описывает не только работу рыночных механизмов, но и проявления морали и философии в человеческом поведении. Он пишет, что «нельзя отделять экономические принципы от человеческого поведения».

В конце 1930-х перешёл на позиции неолиберализма, внёс важный вклад в теорию социальной рыночной экономики.

Разочаровавшись в возможностях капитализма и выступая против тоталитаризма в национал-социалистическом или коммунистическом обличье, в книге «Общественный кризис современности» (1942) сформулировал положение о «третьем пути» социально-экономического развития, критикуя как капитализм, так и социализм. Отстаивая идею конкурентного хозяйственного порядка, Рёпке выступал против не только монополизации, но и крупных предприятий как таковых, отрицал целесообразность любых коллективистских форм в экономике. Стержнем его воззрений, подкрепляемым не только научными аргументами, но и религиозно-философскими убеждениями, стал приоритет индивида над коллективом и государством.

На протяжении двух послевоенных десятилетий критиковал «фискальный социализм» кейнсианства, подчёркивая, что использование кейнсианских методов чревато безудержной инфляцией и кризисом государственных финансов.

Важную роль сыграл доклад, подготовленный в 1950 году по поручению К. Аденауэра, желавшего получить экспертное заключение относительно выбранного экономического курса, в котором Рёпке дал позитивную оценку проводимой министром экономики Л. Эрхардом политики.

По характеристике В.Репке «социальное рыночное хозяйство» — это путь к «экономическому гуманизму». В своей книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти — свободу, централизму — децентрализм, организации — самопроизвольность и т.д.

Принципы свободы и социального выравнивания А. Мюллера-Армака

Труды В. Ойкена и Ф. Бёма во многом способствовали формированию теории социального рыночного хозяйства как самостоятельного научного направления.

Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые обосновал и ввел в обращение в 1946 году Альфред Мюллер-Армак, профессор экономики, с 1958 по 1977 год член управленческого совета Европейского инвестиционного банка, ближайший сподвижник Людвига Эрхарда, творца германского «экономического чуда». Он отмечал, что данная формулировка изначально вызвала удивление, так как 1946 год характеризовался экономическим контролем сферы социального обеспечения, и странно было видеть в рыночной экономике формирование лучшего порядка для широких масс населения. В связи с этим было особо отмечено, что «социальное рыночное хозяйство представляет собой социально-экономический порядок», при котором «целенаправленно организованная экономика свободного рынка, сохраняемая посредством регулирующей систему конкуренции, дает более надежную гарантию социального прогресса - особенно потому, что социальный прогресс на базе свободной системы, посредством сознательной выработки мер, соответствующих принципам свободного рынка, и перераспределения доходов через государственный бюджет, когда развитие конкуренции формирует экономическую базу для социальных мер, может быть организован более эффективно».

Мюллер-Армак утверждал, что существующие экономические системы с элементами государственного регулирования неизбежно ведут к сокращению экономической свободы отдельно взятого человека и нарушают рыночный механизм формирования цен. Лишь в социальной рыночной экономике он видел обеспеченность экономической свободы по отношению к государству, предпринимателям и работникам наемного труда. Только социальная рыночная экономика, в основе которой лежит принцип социальной справедливости, в состоянии гарантировать осуществление наилучших возможностей для всестороннего экономического роста.

Среди условий создания социальной рыночной экономики он особо выделял:

· Создание центральных административно-правовых органов, которые под собственную ответственность будут осуществлять экономическую и финансовую политику;

· Проведение налоговой реформы посредством снижения налогового бремени до уровня, стимулирующего личную экономическую заинтересованность в расширении производства;

· Проведение реформы финансовой системы путем радикального снижения затрат и обеспечения бюджетного равновесия в целях предотвращения задолженностей;

· Проведение антимонопольной политики для преодоления возможных злоупотреблений властью в экономике;

· Замену разрушающейся тотально регулируемой экономики социальной рыночной экономикой.

Альфред Мюллер-Армак рассматривал социальное рыночное хозяйство как определяющую основу экономической и социальной политики. Он характеризовал исследуемую категорию как порядок, который впитывает ценности, но не устанавливает их сам, называя это стремлением к определенному способу решения социальных проблем. Сущность социального рыночного хозяйства он полагал в том, чтобы «вместо проведения политики, сохраняющей прошлое, или экономического контроля, тормозящего свободную инициативу в обществе, или неконтролируемого рыночного механизма – дать социальное решение, объединяющее все цели в работающей, реалистической гармонии». При этом ценность данной формулировки он объяснял принципиальной возможностью практической реализации указанного курса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...