Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Промышленная революция в Украине




 

Промышленная революция в Украине в составе Российской империи началась в 30–40-х и завершилась в 70–80-х годах XIX в. В первой трети XIX в. промышленность была представлена городскими и сельскими кустарными промыслами, мануфактурами, основанными на труде крепостных. Позднее начало промышленной революции и особенности ее протекания объясняются догоняющим характером экономического развития страны, сохранением элементов феодальных отношений, низкой покупательной способностью большинства населения - крестьян. Характерными особенностями догоняющей модели экономики были: внедрение в хозяйственную жизнь прогрессивных явлений и процессов не благодаря эволюции "снизу", а благодаря силовой модернизации – "революции сверху"; избирательное, а не системное заимствование и использование мировых достижений в области техники, технологии и организации производства; сохранение на продолжительное время многоукладности: параллельное существование нового уклада и предшествующих укладов, которые не достигли пика своего развития и полностью не исчерпали своих возможностей. Принципиальная особенность догоняющей модели - возрастание роли государства, которая проявляется в установлении государственного контроля за всеми сферами экономики, в активном вмешательстве государственных структур в ход реформ.

Относительно временных границ промышленной революции в Украине в историко-экономической литературе есть два основных подхода. Одни исследователи утверждают, что он состоялся до реформы 1861 г., другие связывают его завершение с 90-ми годами XIX в. [7]. Промышленная революция в Украине началась в пищевой промышленности. При производстве сахара начали применять машины для измельчения сахарной свеклы, гидравлические прессы, паровую технику выпаривания и сгущения свеклосахарного сока. Число сахароварен увеличилось до 222 в 1858 г., из них "паровых" было 90, или 60%. Сахарное производство как сфера дворянского предпринимательства основывалось на труде крепостных крестьян. Из других отраслей наиболее развитой отраслью была суконная. Господствующее положение занимали помещичьи предприятия, часть которых в общем объеме производства составляла 65,5%. Рост потребностей в машинах способствовал развитию машиностроительной промышленности, которая начала создаваться в Украине в конце XVIII в., ее представляли чугунолитейные и машиностроительные заводы. В конце 50-х годов XIX в. в Украине действовало 11 чугунолитейных и 32 железоплавильных завода. Параллельно с технической перестройкой и модернизацией металлургического производства шел процесс замены крепостного труда вольнонаемным. Важнейшую роль в осуществлении промышленной революции в Украине сыграли аграрные реформы 1847–1848 гг. на Правобережной Украине и реформа 1861 г. на территории Украины, входившей в состав Российской империи. Крестьяне, как и представители других социальных слоев, могли покупать движимое и недвижимое имущество, заниматься торговлей, открывать промышленные предприятия. Возникли условия для свободного найма рабочей силы.

В дореформенный период в Украине существовала и каменноугольная промышленность, но в шахтах использовалась отсталая техника и труд крепостных. Основным видом транспорта был гужевой. К 50-м годам XIX в. был разработан ряд проектов строительства железных дорог в Украине. Однако реализация их была приостановлена из-за Крымской войны (1853–1856). В Украине было лишь два стратегических шоссе — от Киева и от Харькова к Петербургу. В конце 50-х годов XIX в. произошли изменения в размещении промышленных предприятий в Украине. Если к середине 40-х годов ¾ предприятий, принадлежащих помещикам, были расположены в сельской местности, то в дальнейшем предприятия, в особенности фабрично-заводского типа, собственниками которых становились купцы, мещане и богатые крестьяне, строились в основном в городах. Ко времени проведения реформы 1861 г. капиталистические предприятия преобладали над помещичьими. На протяжении последних дореформенных десятилетий часть вольнонаемного труда в украинской промышленности возросла с 25% в 1825г. до 74% в 1861 г. С падением крепостного права ускорился процесс создания крупной машинной индустрии, промышленная революция вступила во второй этап, который длился на протяжении 70–80-х годов.

Ведущее место в структуре украинской промышленности заняло производство сахара, его доля во всероссийском объеме составила 87,8%. Значительное место в украинской экономике занимала водочная промышленность. В водочной промышленности использовалась новая техника, также как и в сахароварении происходила концентрация производства. Введение в июле 1861 г. нормы выхода спирта, за которую собственник завода должен был платить государству акциз независимо от производственных показателей деятельности предприятия, привело к тому, что ряд небольших винокурен прекратили свое существование. При этом объемы выпуска продукции не только не уменьшались, а, наоборот, возрастали. Основными районами производства спирта в Украине стали Киевская, Харьковская и Подольская губернии. Из других пищевых производств быстро развивалось масляное, в особенности высоких темпов развития эта отрасль достигла в середине 80-х годов. Паровые заводы вытесняли небольшие предприятия, отрасль ежегодно производила продукции на сумму 2602 тыс. руб.

В тяжелой промышленности достижения технического прогресса внедрялись медленнее, чем в пищевой и легкой. Переход от мануфактуры к фабрике в металлургии был связан с преодолением сложностей, прежде всего технического характера. Он стал возможен лишь на основе принципиально новых технологических процессов и соответствующих механизмов. Неудачными оказались попытки царского правительства организовать на базе южных казенных заводов-мануфактур образцовое металлургическое производство фабрично-заводского типа. И к концу 60-х–в начале 70-х годов правительство отказалось от казенного строительства в металлургической промышленности. Начало поощряться развитие в ней частного предпринимательства (в форме предоставления долгосрочных кредитов, выплаты премий за готовую продукцию, безвозмездного предоставления земель под заводы, шахты и т.п.). Результатом такой экономической политики стало возникновение на юге Украины первых металлургических предприятий типа фабрики: Новороссийский (Юзовский) завод Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства (1871 г., Екатеринославская губерния) и Сулинский завод (1872 г., Область Войска Донского). Технологический процесс на обоих предприятиях основывался на использовании минерального топлива. Производство чугуна в Украине возросло в 1870–1880 гг. в 4 раза, а проката – в 7,7 раз. Украинская металлургическая промышленность в те годы развивалась быстрее, чем в целом по Российской империи. Доля Украины в производстве чугуна и проката в Российской империи возросла в 3 раза.

Быстрое развитие заводской промышленности, транспорта, а также уничтожение лесов, повысило спрос на минеральное топливо, что в свою очередь стало фактором подъема угледобычи в Донецком бассейне. В конце 60-х и в начале 70-х годов здесь наблюдался предпринимательский бум. Быстро переоборудовались и увеличивали добычу угля шахты, возникали новые каменноугольные предприятия, акционерные общества с участием иностранного капитала. Несмотря на то, что в пореформенные десятилетия важнейшие отрасли тяжелой индустрии развивались ускоренными темпами, машиностроение значительно отставало. Исключение составляло сельскохозяйственное машиностроение, что объясняется возросшим спросом на сельскохозяйственную технику. Если в начале 60-х годов в Украине существовало не более 20 машиностроительных заводов, то в 1884 г. действовало 75 заводов. В Харькове, например, действовали заводы Гельферих-Саде (основанный в 1878 г.) и Мильгозе (1873 г.). С развитием машиностроительной промышленности возрастала ее энерговооруженность. В середине 80-х годов в Украине более 79 % предприятий машиностроения использовали паровую энергию. Они выпускали 96 % продукции этой отрасли. Непосредственное влияние на развитие производительных сил Украины имел транспорт, в особенности железнодорожный. Железнодорожное строительство в Украине развернулось сразу после крестьянской реформы. В 1863 г. началось сооружение первой железнодорожной линии от Балты к Одессе протяженностью 196 верст. 1 сентября 1866 г. здесь началось уже регулярное движение. В 1869 г. закончена линия Балта – Крючьев (через Елизаветград) с ветвью от станции Раздельная к Тирасполю. Первая железная дорога на Левобережье появилась в 1868 г. Она пролегала от Курска на Ворожбу, и дальше к Броварам. В 1870 г. эта железная дорога была соединена с Киевом. В 1869 г. завершено строительство еще одной важной линии: Курск — Харьков — Таганрог — Ростов-на-Дону. Она соединила Слободскую Украину (через Донбасс) с Таганрогом и Ростовом-на-Дону на юге, а также с Москвой на севере. Главной водной артерией был Днепр с его притоками. Немало грузов перевозилось Днестром, Южным Бугом. В подвижном составе речного флота возрастала часть пароходных речных судов. Если по Днепру выше порогов в 1859 г. курсировало 17 пароходов, то в 1884 г.– уже 74 [7, с. 305–306].

Промышленная революция в Украине имела свою специфику. Если в России она сначала охватила хлопчатобумажное производство, то в Украине паровая техника начала применяться, прежде всего, в таких отраслях, как сахароваренная и водочная. Во-вторых, в Украине промышленная революция охватила, сначала купеческую мануфактуру, а не помещичью. В-третьих, из-за того, что промышленная революция началась в сахароваренной и водочной промышленности, и машины стали применяться в сельском хозяйстве, украинское машиностроение в основном было направлено на обеспечение техникой этих отраслей. В-четвертых, наряду с большими фабриками, заводами, приисками существовали небольшие мануфактуры, в частности в пищевой и обрабатывающей промышленности.

Промышленная революция привела к росту экономической роли городов. Если в 1825 г. в городах Украины насчитывалось 528 промышленных предприятий, то через 22 года в 1847 г. их было уже 718. Социально-экономические изменения в украинской промышленности обусловили увеличение численности городского населения. Если в 1811–1858 гг. городское население всей Украины возросло почти в 3 раза, то на Левобережной Украине – в 2, на Правобережное – в 2,7, на Юге – в 64,5 раза. Удельный вес городского населения Украины на протяжении 1811–1858 гг. возрос с 5 до 11% [7, с.306]. Промышленная революция создала материально-технические и социальные предпосылки для дальнейшего развития экономики. В конце XIX в. в Украине, несмотря на остатки крепостничества, началась индустриализация. Среднегодовые темпы роста промышленности Украины, как и всей Русской империи, достигли высочайшего уровня. Можно отметить следующие изменения, произошедшие в украинской экономике после промышленной революции. Вследствие превращения земли в товар во второй половине XIX в. во-первых, сформировался высокий уровень концентрации земли. В начале XX в. собственниками 68 % всей дворянской земли были около 3 тыс. собственников. Во-вторых, состоялось перераспределение земельной собственности, которое шло по линии перехода от сословности к бессословности, активного вытеснения дворянского землевладения буржуазным. В 1877–1905 гг. помещики украинских губерний продали лицам недворянского происхождения треть общей площади дворянского землевладения (6 млн. десятин), кроме того, зажиточные крестьяне выкупили в свою собственность у дворян, почти 4,5 млн. десятин земли. Поэтому частный земельный фонд увеличился в 4 раза. В-третьих, значительно увеличилось арендное землепользование. Отработочная форма аренды отживала, рост товарности хозяйств оказывал содействие распространению денежной, предпринимательской аренды.

Украинская промышленность, развиваясь в русле общероссийских экономических тенденций, вместе с тем имела следующие особенности:

– юг Украины стал основной топливно-металлургической базой Российской империи. С1861 г. добыча каменного угля в Украине возросла более чем в 115 раз и составила в 1900 г. 691,5 млн. пудов (почти 70 % всей добычи Российской империи); железной руды – в 158 раз (210 млн. пудов – больше половины общеимперской добычи), тогда как на Урале лишь в 4 раза. Энерговооруженность заводов Юга Украины была в 42 раза выше, чем на Урале, это содействовало более высокой производительности труда;

– более высокие, чем по стране в целом, темпы развития индустрии. Например, производство чугуна в Украине на протяжении 1870–1880 гг. увеличилось в 4 разы, проката – в 7,7 раза, тогда как в России – соответственно на 25 и 139%. Высокий уровень концентрации производства. В 1892 г. восемь крупнейших шахт Донбасса выдавали на-гора более трети годовой добычи угля и антрацита края. В 60—90-х годах при уменьшении числа сахарных заводов в Украине (с 247 до 153) производство сахара возросло в 14 раз;

– значительное влияние иностранного капитала. В Екатеринославской и Херсонской губерниях в конце XIX в. возникло 17 новых металлургических заводов. Большинство из них было построено на средства иностранных капиталистов: английских – завод Джона Юза с рабочим поселком Юзовка (Донецк); бельгийских – Днепровский завод в поселке Камянское (Днепродзержинск); французских – Гданцевский завод возле Кривого Рога. Русские капиталисты стали собственниками заводов: Брянского – около Екатеринослава, Дружковского и Донецко-Юрьевского – в Донбассе. Французские, бельгийский, английский и немецкий капиталы заняли ведущие позиции в каменноугольной, железорудной и металлургической отраслях промышленности Украины. На этих заводах использовалась новейшая техника и передовые технологии, здесь применяли апробированные в передовых странах формы организации труда, вели подготовку квалифицированного персонала. На многих заводах административно-управленческий персонал, инженерно-технические работники, мастера и часть квалифицированных рабочих были иностранцами;

– создание структурных и территориальных диспропорций. При поддержке государства приоритетным было развитие тяжелой индустрии, которая развивалась темпами вдвое выше по сравнению с отраслями легкой промышленности. Такой подход привел к серьезным деформациям структуры экономики Украины – к гипертрофированному наращиванию производства средств производства за счет сужения производства предметов потребления. Эта тенденция в экономике Украины сохранилась и в XX в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...