Жестокое обращение с детьми
Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются "все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка". Причем, это явление характерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т.п. — все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Ведь понятие "жестокое обращение с детьми" включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Насилие имеет четыре основные формы: · физическое, · сексуальное, · психическое, · социальное. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или "медицинских" препаратов, вызывающих одурманивание. Сексуальное насилие — вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.
Психическое насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов. Социальное насилие — пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию. Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% — в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка. Серьезным преступлением считается "домашнее насилие". Сотрудники школ и медицинских учреждений обязаны сообщать в социальные службы о возможных случаях жестокого обращения с детьми. Даже если есть малейшее подозрение на случай "домашнего насилия" — врач (медсестра, учитель) обязан сообщить о своих подозрениях в социальную службу. Кроме того, существует развитая сеть некоммерческих общественных организаций, занятых проблемами детей, в том числе и отслеживанием подобных случаев. Есть два общих момента, которые позволяют наладить эффективную защиту детей от жестокого обращения. Во-первых, это система законов и положений об ответственности взрослых. Во-вторых — социальные службы, отвечающие за практическую реализацию соответствующего законодательства. В Российской Федерации контроль за детьми и семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Однако, по сравнению с западными образцами, российская система не до конца сформирована, а потому признана менее эффективной. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактической работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях — то это уже "лишение родительских прав", для чего нужны серьезные основания. Если это "жестокое обращение" персонала детских учреждений — учителя, воспитатели — как правило, такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими органами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовное преступление. Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме "дети и правосудие" прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей "школами преступности". Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 — начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей. В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, "Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. — До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские“ суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних“.
Права детей в России. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами: - Конституция Российской Федерации. - Семейный кодекс Российской Федерации. - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. - Федеральный закон об образовании. - Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. - Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых — создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа "Дети России", принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 в составе программы "Дети России" еще две ФЦП: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей". С 1999 — ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".
Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности. Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные — "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений — 173,4 тыс. человек. Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях. В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь. Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире. Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %. Качественно новое явление — так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого — безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав — на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. — не поддаются исчислению. Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:
- Создание на всех уровнях — федеральном, региональном, местном — действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав. - Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка. - Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации "семей риска". - Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды. В целом, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Прежде всего, большое развитие получили местные, региональные программы, действующие в рамках области или края. Следует учесть, что во многих регионах решение проблем практической защиты прав детей обеспечивается за счет сотрудничества соответствующих властных структур и общественных организаций. Тем более, что роль общественных организаций за указанный период в сфере помощи детям и семьям заметно выросла. Гражданский сектор в России в начале 21 века представляет собой довольно развитое сообщество, мощный ресурс для развития социального партнерства общественных организаций и государства. По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры. Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям. Вот только некоторые из направлений их деятельности: - предоставление непосредственной правовой защиты и работа по совершенствованию законодательства ("Право ребенка", "Соучастие в судьбе", комитет "За гражданские права"); - работа с детьми-инвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного образования ("Ковчег", "Родник", "Даун Синдром", "Такие же, как вы", "Дорога в мир"). Эти организации работают с детьми-инвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.; - работа с кризисными семьями, создание "социальных гостиниц"; Кризисные семьи — одна из самых сложных категорий. Именно в этих семьях частенько нарушаются элементарные права детей: на здоровое развитие, образование, нормальный уровень жизни и т.п. в России уже существуют общественные организации, которые создают центры помощи и поддержки не только для детей из таких семей, но и для всех членов семьи. Их работа направлена не только на оказание помощи ребенку (или семье) в кризисной ситуации, но и на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие этот кризис, восстановить нормальную жизнь семьи (а соответственно, и ребенка); - социальная адаптация детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах и т.п. В марте 2001 состоялась первая Всероссийская конференция, посвященная проблемам российских детей — "Гражданское общество — детям России". На конференции был принят проект Концепции первоочередных мер по защите прав ребенка в России. Тут же было принято решение о создании Союза общественных региональных организаций "Гражданское общество — детям России" — совместного инструмента в отстаивании детских интересов на всех уровнях государственной власти. Через год, в апреле 2002, около 500 общественных организаций, деятельность которых,так или иначе связана с детьми, собрались в Москве, на Координационный Совет "Гражданское общество — детям России", где утвердили Концепцию и выбрали региональных представителей. Председателем Союза стала Элла Памфилова. Согласно Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям: - поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации; - продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи; - поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи; - организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно-оздоровительных инициатив; - профилактика детской инвалидности; - реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития; - развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения; - социальная реинтеграция выпускников интернатов; - воссоздание в России системы ювенальной юстиции; - внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном уровнях — таких, как уполномоченные по правам детей, общественные инспекторы, и др.; - развитие сотрудничества с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей; - развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом; - продвижение законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив. Таким образом, российские НКО являются перспективным партнером для государства в развитии и совершенствовании механизмов защиты прав детей. Подводя итоги, можно отметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН. Правовое образование дошкольников. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить для детей: • ролевые, театрализованные и дидактические игры; • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Организовывать для них: • проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.); • продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация). • В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев. • Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы. • Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. Какие задачи ставят педагоги? • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. • Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. • Разъяснять общественные нормы и правила поведения. Для решения поставленных задач была организована работа в трех направлениях: педагогическими кадрами, родителями и детьми. Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ должно быть сделано следующее: • разработана система планирования; • обеспечено научно-методическое сопровождение этого направления; • подготовлены дидактические материалы; • определено содержание работы; • созданы формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса. Реализация положений Конвенции начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путём анкетирования, тестирования и др. Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов. Определены следующие формы их взаимодействия: • сюжетно-ролевые игры; • конкурсы; • инсценировки; • встречи с интересными людьми ("беседа у камина"); • дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка. Список использованной литературы 1. Азбука прав человека: Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей: Книга для чтения и обсуждения в младших классах общеобразовательной школы. - М., 1994. 2. Всеобщая декларация прав человека/Права ребенка: Основные международные документы. - М., 1992. 3. Декларация прав ребенка /Гуманитарная сфера и права человека: Сб.документов /составитель В.А.Корнилов и др. - М., 1992. 4. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / Авт.-сост. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М, М, АРКТИ, 2004. 5. Конвенция о правах ребенка /Советская педагогика. 1991. - №10. 6. Права человека: Основные международные документы. - М., 1992. 7. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. - М., 1995. Практическая часть Задание №1. 1. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка в 1959 году. 2. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка в 1989 году. 3. Основную ответственность за воспитание ребёнка несут родители. 4. Конвенция о правах ребёнка возлагает ответственность ухода за детьми без родителей на государство. 5. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая может мешать образованию и вредит здоровью. 6. ООН считает ребёнком человека от рождения до 18 лет.
Задание №2. На занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права. Игра «Мозговой штурм». Цели: - Проверить и закрепить знание детей в области правового воспитания. - Развивать чувство ответственности, справедливости. - Воспитывать любовь к самому себе и окружающим. Оборудование: карточки с заданиями, выставка книг с произведениями. Ход игры. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.) Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.) В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев») В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка») Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь) Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение) Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность) Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию) Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование) Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность) В ходе игры проводится коллективное обсуждение правильности выбранного ответа, приводятся доказательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|