Воспитание в младенчестве и первые 18 месяцев
Воздействия окружающей среды в период эмбрионального развития могут решающим образом повлиять на физическое и психическое здоровье и интеллект ребенка. Его воспитание начинается с должной заботы матери о себе. С рождением младенца его выживание целиком зависит от родителей, которые должны регулярно его кормить, желательно материнским молоком, обеспечивать ребенку физическую безопасность, согревая его, охраняя от падения или соприкосновения с опасными предметами и очищая его тело от мочи и кала, чтобы предотвратить болезни и раздражение кожи. Составляя режим кормления, купания и сна, большинство родителей учитывает советы родственников и педиатров, а там, где родители умеют читать, они пользуются информацией из журналов и недорогих книг. В США матерями все чаще становятся одинокие несовершеннолетние девочки-подростки, которые выросли в нищете и неполных семьях и поэтому часто плохо представляют себе, как надо заботиться о ребенке. Вдобавок эпидемия пристрастия к табаку, алкоголю, кокаину и героину среди беднейших слоев населения привела к стремительному росту числа брошенных младенцев и случаев плохого с ними обращения. Этими проблемами занимаются юридические, медицинские и социальные службы. В 1972 службы охраны детства получили сообщения примерно о 600 тыс. случаев жестокого обращения с детьми в возрасте до 18 лет, а в 1989 число таких случаев превысило четыре миллиона – отчасти потому, что были введены строгие правила, заставляющие работников здравоохранения сообщать об этих случаях. До относительно недавнего времени ранняя детская смертность была высокой даже в зажиточных семьях; кроме того, в отсутствие эффективных противозачаточных средств нежеланных младенцев в сельской местности часто оставляли погибать, а в городах подбрасывали на ступени церквей или сиротских домов.
Помимо непосредственного физического ухода ребенок нуждается в психологической заботе. Современная когнитивная психология считает, что организмом человека движет прежде всего желание понять окружающий мир через его исследование и создание организованных ментальных структур, «схем» или «сценариев», а по мере того как на втором и третьем году жизни развивается язык – и через обозначение словами и синтаксическими структурами. По мнению психологов этого направления, на протяжении всей жизни индивида происходит внутренняя борьба между потребностью в любви и привязанности окружающих и стремлением к личной самостоятельности, независимости, индивидуальному совершенству или власти. Родители снова и снова видят, как у младенца, ребенка, младшего школьника или подростка сильнейшая потребность в близости, любви и одобрении семьи, ближайшего окружения или этнической группы сосуществует со стремлением к отстаиванию своей уникальности и независимости. Эти физические и психологические потребности отчетливо проявляются в начальные два года жизни ребенка. В первые три-шесть месяцев, хотя и преобладают потребности тела, у младенца должны возникнуть чувство доверия, опыт принадлежности, который родители формируют непрерывной заботой о физических нуждах ребенка, а также благодаря тому, что они ласкают ребенка, улыбаются ему, разговаривают и играют с ним. Младенец развивает познавательные способности и стремление к самостоятельности, играя в колыбельке с погремушкой, а по мере развития двигательных навыков – с простыми игрушками, которые обеспечивают разнообразие слуховых и тактильных ощущений. Между шестью неделями и тремя месяцами младенец начинает улыбаться, особенно после кормления, переодевания и в ответ на воркование взрослого. Когда взрослый и младенец оба улыбаются и смеются, у ребенка складывается прочное чувство привязанности и безопасности в присутствии надежного, предсказуемого и внимательного взрослого.
Концепция прочной привязанности в первые два-три года жизни ребенка стала предметом многочисленных исследований. Связь ребенка с родителями можно оценить, наблюдая его поведение в возрасте до двух лет, когда мать или другой «главный» взрослый уходит из поля зрения младенца либо оставляет его с кем-то незнакомым. Избыточно привязанные дети не переносят ухода матери; они настолько сильно от нее зависят, что не могут приспособиться к незнакомцу. У детей со слабой привязанностью не сформировалось чувство близости или постоянного взаимодействия со взрослым. Ребенок с прочной привязанностью в достаточной мере зависит от матери, но в то же время чувство безопасности и доверия позволяет ему спокойно ожидать ее возвращения. Благодаря почти ежедневным легко наблюдаемым изменениям в выражении чувств и навыках движения и речи у подрастающего ребенка родительские обязанности в первые два-три года его жизни доставляют много радости. Однако не у всех детей те или иные навыки развиваются с одинаковой скоростью, и дети различаются по эмоциональному и социальному поведению. Проведенные психиатрами, психологами и педиатрами исследования обнаружили у младенцев поразительные различия в темпераменте, которые сохраняются в течение первых семи лет жизни, а затем могут постепенно сглаживаться под воздействием жизненного опыта. Пугливость небольшого числа детей, по-видимому обусловленная генетически, наблюдается сразу же после рождения и сохраняется много лет. Родители должны понимать, что «покладистость» детей, которых легко покормить и уложить спать, или «трудность» детей, склонных нервничать и плакать, – это стили поведения, а не проявление упрямства или злой воли и даже не свидетельство плохого воспитания. Для воспитания младенца важно уметь почувствовать его индивидуальные особенности и, если нужно, приложить дополнительные усилия, чтобы улыбнуться ребенку, развлечь его или предвидеть нежелательную реакцию пугливого или плаксивого малыша.
В эти первые полтора года для ухода за ребенком необходимо: 1. Соблюдать режим, обеспечивающий потребности ребенка в еде, уходе, чистоте и физической безопасности. 2. Постоянно находиться в эмоциональном контакте с ребенком, избегая появления у него избытка отрицательных эмоций; улыбаться, смеяться, ворковать и обнимать ребенка; предупреждать возможные осложнения, например тревогу ребенка, когда ему приходится спать в незнакомой колыбельке; справляться с неизбежными периодами детского плача, сдерживая свое раздражение, отвлекать ребенка, качая его колыбельку, укачивая ребенка на руках или с помощью других ритмичных движений, и, наконец, мириться с тем, что ребенок может долго плакать, даже когда он накормлен, перепеленут и его не раздражают посторонние предметы в колыбельке. 3. Способствовать формированию у ребенка звуков и речи, постоянно разговаривая с ним, а когда он становится постарше, читать ему; указывать и называть людей и предметы; повторять фразы, детские стишки и прибаутки, петь простые песенки. 4. Прививать двигательные навыки, давая ребенку достаточно места для безопасного ползания и толкания игрушек; поддерживать малыша при первых попытках ходьбы; играть с ним в такие игры, где предмет постоянно передается из рук в руки; хлопать в ладоши. 5. Развивать любопытство и исследовательское поведение с помощью красочных игрушек с подвижными частями, погремушек и разборных игрушек; выводить ребенка на прогулку, сначала в коляске, затем держа за руку; ползать с малышом по полу, позволяя ему залезать на взрослого, трогать его лицо и волосы и т.п. Нет различия между взрослым мужского и женского пола (разумеется, за исключением кормления грудью), потому что, как показали исследования, в этот период ребенку все равно, кто из родителей за ним ухаживает. Мужчины могут быть такими же любящими, заботливыми и нежными родителями, как и женщины. На втором году жизни ребенок может чаще стремиться к матери, когда голоден или испуган, а к отцу, чтобы поиграть, но эти различия возникают скорее всего из-за позиции родителей, отражающей традиционные ролевые ожидания, связанные с полом.
Дошкольный период Уход за детьми в возрасте от двух до шести лет включает много новых элементов. К двум-трем годам дети научаются говорить и понимать речь других. Для развития этих навыков крайне важна помощь родителей. Они должны говорить с детьми медленно, много раз повторяя слова и фразы, поощрять кивком и улыбкой овладение ребенком новыми словами и фразами. Не следует дразнить ребенка или резко поправлять, если он иногда ошибается в произношении или грамматике. Родители должны также проследить за тем, чтобы старшие братья и сестры не дразнили и не унижали младших и разговаривали с ними помедленнее. Очень важно, о чем говорят родители с ребенком. Некоторые склонны ограничивать общение с детьми в возрасте от года до начала школьного обучения преимущественно короткими командами вроде «Пора есть», «Оставь мальчика в покое» или сентенциями типа «Это плохо», «Ты такая грязнуля». Другие родители тратят больше времени на то, чтобы стать посредниками между детьми и огромным миром, сложным и порой сбивающим с толку. Они указывают на людей, животных и предметы, называют их, рассказывают о них. Такое посредничество взрослого способствует развитию речи и понимания у ребенка. Период от двух до шести лет можно также назвать возрастом игры. Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896–1980) обратил внимание на то, что первые детские игры включают чувственно-двигательное удовольствие и исследовательскую деятельность. Удовольствие нетрудно заметить, когда ребенок играет с мягкими предметами, бегает и прыгает, повторяет одну и ту же игру типа «ладушек» или вместе с родителями произносит смешные звуки и стишки. Затем наступает важный период игры воображения, или «символической игры», как ее называет Пиаже. Немного позже приходят «игры по правилам», начиная с пряток и кончая азартными играми в «фантики» на улице или настольными играми вроде шахмат или «монополии» дома. Для развития способности воображать себя в разных ролях и сопереживать другому, для расширения словаря ребенка и умения рассказывать крайне важен также период ролевой игры. По-видимому, благодаря ролевой игре ребенок скорее начинает понимать, что другие могут думать иначе, чем он. Там, где родители поощряют ролевые игры, раньше формируются способности к игре, требующей воображения. В последние полвека к задачам охраны детства прибавился и контроль за тем, что дети смотрят по телевизору. Всепроникающее телевидение, образы которого непонятны дошкольнику, но привлекают его цветом, звуками и музыкой, может оказывать значительное воздействие на ребенка. Как показали исследования, у детей, часами сидящих перед телевизором, медленнее формируются способность думать и воображение. Постоянный просмотр передач, содержащих сцены насилия, а также быстро разворачивающееся действие и перерывы на рекламу делают детей пугливее, беспокойнее или агрессивнее. Родителям следует ограничивать время, которое дошкольник проводит перед экраном, и выбирать соответствующие его возрасту программы.
Заключение
Воспитание детей – особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей, а также их социализацию от младенчества до юности. По мнению большинства ученых, термин родитель относится к любому взрослому, ухаживающему за ребенком, независимо от степени родства. Мы привыкли думать о воспитании детей как о процессе внутри «ядерной» семьи, состоящей из биологических родителей и их потомства, иногда с добавлением дедушек и бабушек, дядей и тетей. Однако такая структура семьи не является универсальной (она редка и у животных). Разумеется, забота о ребенке – дело прежде всего биологических родителей, но многие воспитательные функции выполняют также люди, не связанные с ребенком биологическим родством, в том числе и педагоги в садике, школе и пр. Тем не менее, кто бы ни занимался воспитанием ребенка, данный процесс имеет свои закономерности, которые и были рассмотрены в данной работе. Список использованной литературы
1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 1969. – 365 с. 2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М. ИЦ, 1999. 3. Гессен С.И. Основы педагогики. - М.: ПРИОР, 1995. 4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с. 5. Зимняя И.А. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990. 6. Психология и педагогика. Учебное пособие. /под ред. Радугина А.А.- М.: Изд-во Центр, 1997. 7. Психология и педагогика. Учебное пособие. / Под ред. К.А. Абульхановой и др. - М.: Знание, 1998. 8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред С.А. Смирного. - М.: "Академия", 1998. 9. Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. 10.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: ТДК «Москва», 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|