Общие понятия предпринимательского риска
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ РИСКОМ 1.1 Общие понятия предпринимательского риска 1.2 Управление риском ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАДАЧА №1 ЗАДАЧА №2 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ
Независимо от причин возникновения экономического риска естественным является желание каждого субъекта уменьшить возможные потери, связанные с реализацией данного риска. Это осуществляется путем принятия управленческих решений, в ходе реализации которых и происходит управление риском, называемое также в контексте бизнеса риск-менеджментом. Управление риском (риск-менеджмент) - процесс принятия и выполнения управленческих решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию или лицо убытков, вызванных случайными событиями. Хотя управление риском базируется на общих принципах, этот процесс имеет свою специфику на каждом уровне. Ввиду возможности появления для отдельной производственно-хозяйственной единицы больших потерь, связанных с реализацией экономического риска, проблема управления рисками на уровне фирмы становится особенно актуальной. В мировой и отечественной специальной литературе понятие "управление рисками" (риск-менеджмент) используется в широком и узком смыслах. В широком смысле управление риском (риск-менеджмент) есть искусство и наука об обеспечении условий успешного функционирования любой производственно-хозяйственной единицы в условиях риска. В узком смысле управление риском (риск-менеджмент) представляет собой процесс разработки и внедрения программы уменьшения любых случайно возникающих убытков фирмы. Управление риском — достаточно сложный вид деятельности, это связано как с неоднозначностью самого понятия "риск", так и с многообразием проявления риска и возможностей преодоления его неблагоприятных последствий.
Поэтому, прежде чем рассматривать особенности процедур управления риском, следует проанализировать общие принципы, на которых они базируются [1]. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ РИСКОМ Общие понятия предпринимательского риска
Осуществление предпринимательской деятельности всегда связано с неопределенностью ситуации и изменчивости экономической среды, что, в свою очередь, влияет на получение ожидаемого конечного результата. Согласно основному принципу деятельности коммерческой организации (производственного предприятия, коммерческого банка, торговой фирмы и других) – стремление к получению как можно большей прибыли ограничивается возможностью понести убытки. Отсюда появляется понятие риска. Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть экономическим, или предпринимательским. Понятие «экономический риск» имеет абстрактную природу, поскольку он не существует в природе объективно, т.е. независимо от человеческого сознания, тем не менее, его суть интуитивно понятна каждому человеку, имеющему хоть какой-то опыт в экономической жизни общества. В частности, роль риска в экономической жизни общества определяется тем, что люди, имеющие негативный опыт хозяйственной деятельности в прошлом, стараются избегать подобных ситуаций в будущем. С развитием товарно-денежных отношений влияние риска распространилось и на финансовую сферу экономической жизни общества. Так, и вкладчики, потерявшие свои сбережения в связи с банкротством банка, и банкиры, имеющие неудачный опыт инвестирования своих ресурсов, предпринимают действия, направленные на снижение вероятности наступления потерь в будущем. Таким образом, риск имеет непосредственное отношение к экономической жизни общества, а, следовательно, имеются все основания утверждать, что риск – категория политэкономическая.
Специфика экономического аспекта риска связана с тем, что риск отождествляется с возможным материальным ущербом, связанным с реализацией выбранного хозяйственного, организационного, технического решения, с форс-мажорными обстоятельствами, обусловленными окружающей средой, с неблагоприятным изменением рыночных условий. По мере развития цивилизации, техники, технологий, с повышением роли человеческого фактора значение управления рисками значительно возрастает. Для предпринимателя в равной мере важно управлять политическими, финансовыми технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать противопожарную безопасность, действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др. Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления[2]. Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Управление риском становится актуальным после обнаружения риск-проблемы. При этом должны использоваться результаты анализа и моделирования риска. По отношению к риску, как вероятной неудаче, возможны следующие управляющие действия: предупреждение, снижение, компенсация ущерба, поглощение. Предупреждением (устранением) принято называть исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска также можно выделить два подхода: широкий и узкий. Снижением (контролем) риска называют снижение вероятности реализации источника риска в результате действия субъектов риска. Снижение рисков может осуществляться различными методами, в том числе посредством применения таких известных методов, как диверсификации, секьюритизации, лимитирования: диверсификация – распределение риска между несколькими, объектами, направлениями деятельности и др.;
секьюритизация – разделение операции кредитования на две части (разработки условий кредита и заключение договора; кредитование) с выполнением каждой из этих частей различными банками; лимитирование – установление предельных размеров инвестиций, партий закупаемых товаров, выдаваемых кредитов и др. Финансовым инжинирингом называют использование финансовых деривативов для управления рисками. Финансовые деривативы (производные инструменты) – это финансовые инструменты, в основе которых лежат другие, более простые финансовые инструменты[5]. За рубежом считается, что финансовый инжиниринг уже достаточно оформился как отдельная финансовая специальность. Вместе с тем, известные зарубежные исследования методов управления риском оставляют вне поля зрения такие важных направления, как использование специальных форм сделок (факторинг, аккредитив и др.), использование организационно-правовой формы для снижения риска субъекта рыночной деятельности и т.д. Это позволило выделить нефондовое страхование, включающее (в том числе) финансовый инжиниринг как самостоятельную научную и учебную дисциплину. При нефондовой форме страхования расходы на страхование включают в цену при первичном распределении цены. Нефондовое страхование – это замкнутые отношения между участниками коммерческой сделки или проекта по уменьшению возможного ущерба за счет снижения уязвимости объектов риска посредством специально разработанных финансовых инструментов, видов сделок, исполнения ролей и др. При этом представляется возможным считать, что если фондовое страхование – это порождение защитной функции риска, то нефондовое страхование – это порождение конструктивной стимулирующей функции риска. Фондовое страхование экономически более целесообразно, если меры по предупреждению и снижению риска недостаточно эффективны и(или) дороги. Страхованием (фондовым страхованием) называют перераспределительные замкнутые отношения участников договора страхования в денежной форме по поводу компенсации ущерба.
Самострахование – принятие риска на себя, создание субъектом риска специального фонда для возмещения вероятного убытка. Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования. Необходимо делать принципиальное отличие между самострахованием и отказом от страхования без принятия, каких бы то ни было мер (поглощением риска). Часто на поглощение риска идут, если крупное государственное или муниципальное предприятие имеет возможность включить большую часть убытков в текущие расходы. Указанные обстоятельства делают для предпринимателей управление риском особенно актуальным и должно рассматриваться на иерархических уровнях: государства и его подсистем (политической, социальной, региональной, отраслевой), финансово-промышленных групп и холдингов, предприятий, семьи и гражданина. Процесс управления рисками включает целеполагание, маркетинг, менеджмент. Риск-целеполагания при управлении рисками – процесс и результат выбора наилучшей цели в управлении риском с учетов располагаемых ресурсов и ограничений текущей социально-экономической, рыночной ситуации, Риск-маркетинг – выбор методов и инструментов управления рисками при определенных целях управления, с учетом реально существующих ограничений на использование конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов доступных для субъекта риска в конкретной ситуации. Риск-менеджмент – поддержание баланса между ресурсами, людьми, целями в процессе достижения определенных риск-целей с использованием, найденных в процессе риск-маркетинга конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов. Риск-менеджмент, как и любой менеджмент, должен включать планирование, мотивацию, организацию и контроль. Важно помнить, что управление рисками одновременно является как наукой, так и искусством. Чем более оригинальным является проект, тем выше роль искусства в управлении рисками. Поэтому эффективность управления рисками может быть повышена не только за счет применения научных методов, но и творческих удач субъекта риска[2].
Управление риском
Управление риском является сложным процессом, что обосновано сложностью самой системы управления, которая состоит из двух связанных между собой подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема представляет собой объект управления (риск, рисковые вложения капитала, отношения, которые возникают в процессе реализации риска и т.п.), а управляющая — субъект управления, т.е. специальную группу людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет функционирование хозяйственного субъекта в условиях риска[4].
Уровень риска зависит от специфических особенностей, как самого предприятия, так и предпринимательского направления, в котором оно участвует. Это означает, что для разных направлений бизнеса характерны некоторые особенности, обусловленные уровнем конкуренции, эффективной организацией управления, ресурсными ограничениями и т.п. Риски, в зависимости от специфики деятельности фирмы, могут иметь некоторые особенности, обусловленные: - отраслевой принадлежностью фирмы; - размером фирмы; - формой собственности фирмы; - принадлежностью капитала; - правовым статусом фирмы; - технологической целостностью и степенью подчиненности. Специфика отраслевого риска основывается на динамике процессов, проходящих внутри отрасли. Чем более динамична отрасль (например, отрасли, связанные с производством высокотехнологических продуктов), тем выше степень риска для хозяйственного субъекта, принадлежащего к ней. Факторы, которые оказывают влияние на уровень отраслевого риска в наиболее общем виде, могут быть представлены как: - группа факторов, в основе происхождения которых лежит деятельность фирм альтернативных отраслей; - группа факторов, имеющих в своей основе внутриотраслевую конкуренцию. В зависимости от размеров предприятия классифицируются на малые, средние и крупные. При этом основным классификационным признаком может быть либо объем выпускаемой продукции, либо стоимость основных производственных фондов, либо численность персонала и т.п. Мелкие и средние предприятия, с точки зрения теории рисков, имеют некоторые преимущества по сравнению с крупными. К числу основных преимуществ может быть отнесена их большая гибкость в сравнении с крупными в реагировании на изменения, происходящие на рынке. Их организационно-управленческая структура более простая, что дает им возможность в более короткие сроки менять направления своей деловой активности, при этом получение результатов происходит быстрее. Однако мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный капитал, что снижает их привлекательность с точки зрения устойчивости в случае реализации рисков. Крупные предприятия имеют достаточно большой собственный капитал, а как следствие этого — реализация определенного вида риска будет означать для них относительно меньшую величину потерь по сравнению со средними и малыми предприятиями. Инертность, присущая крупным предприятиям, делает их более уязвимыми в случае возникновения необходимости идти на какие-либо изменения, вследствие метаморфоз, происходящих на рынке[3]. Выбор размера предприятия, с точки зрения теории рисков, должен осуществляться исходя из таких положений, как: - возможности предпринимателя с точки зрения ресурсных ограничений; - стратегические цели, ставящиеся перед предприятием; - ситуация, сложившаяся на рынке. Это означает, что перед принятием решения о размере создаваемого предприятия должна быть тщательно проанализирована "размерная" структура фирм, работающих на данном рынке, с точки зрения выявления ниши для нового предприятия. Учет этих параметров позволит сделать наиболее рациональный выбор размера предприятия, а, следовательно, и упредить возникновение целого ряда рисков, которые в большинстве случаев являются несистемными и их принятие может означать снижение эффективности работы новой фирмы. В зависимости от вида собственности, принадлежности капитала, правового статуса, а также технологической целостности и степени подчиненности предприятий, различные риски приобретают большую или меньшую значимость в процессе их деятельности, что обусловлено специфическими особенностями создания, функционирования и ликвидации этих предприятий. Так, например, очевидно, что риск, связанный с необходимостью увеличения уровня дивидендов, будет актуален для акционерного общества и вообще не будет присутствовать в том случае, если речь идет о государственном не акционированном предприятии; риск полного слияния с материнской компанией имеет смысл для дочерней фирмы и отсутствует для головной; риск увеличения арендной платы имеет разную значимость для непосредственно арендного предприятия и предприятия, которое арендует незначительную часть своих производственных фондов (например, складские помещения или транспортный парк) и т.п. Необходимо отметить, что при разработке системы управления риском следует учитывать (вне зависимости от специфики фирмы) существование различных групп и слоев населения, остро реагирующих на те или иные рискосодержащие проекты и программы: например, тех, кто непосредственно подвержен риску в силу специфики профессии (представители научной общественности, транспортники и т.п.) или места проживания. Эффективное управление предприятием невозможно без учета рисков, возникающих во время его функционирования и выработки стратегии снижения их уровня. В наиболее общем виде практическое использование в ситуациях риска основных элементов системы управления может быть сведено к выделению следующих элементов: - выявление в альтернативах риска допущения его только в пределах социально приемлемого уровня; - разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска; - создание специальных планов, позволяющих оптимальным образом действовать в критических ситуациях людям, реализующим решения с риском или контролирующим этот процесс; - подготовка и принятие нормативных актов, помогающих претворить в жизнь выбранную альтернативу; - учет психологического восприятия рискованных решений и программ, анализ общественного мнения при подготовке и выборе подобных проектов. Существуют два основных пути защиты предприятия от риска, которые можно классифицировать по активности действий на: - пассивного вмешательства; - активного реагирования. Пассивное вмешательство представляет собой использование стратегии страхования возможных рисков (хеджирование). Этот путь не предусматривает со стороны фирмы активных действий, направленных на снижение степени риска, а вынуждает ее находиться в роли стороннего наблюдателя, констатирующего факт реализации или нереализации застрахованных рисков. Во многих случаях такая позиция оправдана как наличием целого ряда ограничений на использование диверсификации (как одной из стратегий деятельности), так и системным характером некоторых рисков (что не дает возможности их снижения и позволяет только лишь хеджировать их). Активное реагирование представляет собой использование предприятием стратегии диверсификации своей деятельности с целью снижения степени риска. Процесс диверсификации понимается в двух аспектах: в широком и узком. Под диверсификацией в широком смысле понимается расширение сферы деятельности любой организации несмотря на то, к какой сфере экономики она относится и по какому направлению проходит. Применительно к различным отраслям и сферам предпринимательской деятельности существует узкое понимание термина и, в частности, под диверсификацией производства следует понимать процесс проникновения специализированных предприятий в новые для себя отрасли материального и нематериального производства с целью обеспечения стабильных условий функционирования, а следовательно, и снижения уровня потерь в случае реализации определенных рисков. Предпринимательская деятельность не ограничивается только лишь сферой промышленного производства, и поэтому мы будем рассматривать диверсификацию как процесс, начинающийся на промышленном предприятии, но не остающийся в границах только промышленного производства, а дадим анализ всей совокупности возможных направлений ее развития. По уровню прохождения диверсификационные процессы могут быть классифицированы на: - фирменные; - межфирменные; - отраслевые; - межотраслевые; - государственные; - межгосударственные. По масштабам охвата рыночного (экономического) пространства различают диверсификацию: - одного рынка; - совокупности рынков. Диверсификационные процессы имеют объективный характер. С одной стороны, они являются реакцией определенного экономического организма на изменяющиеся условия внешней среды, а с другой — это катализатор, стимулирующий непосредственно внешние изменения. Как реакцию на изменение внешней среды диверсификацию можно рассматривать в контексте адаптационной стратегии предприятий и, в частности, стратегии эффективного управления рисками, а как стимулятор внешних изменений — в аспекте рыночных изменений[3;6]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знать о существовании риска предпринимателю необходимо, но далеко недостаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковы последствия данного влияния. Причем сначала следует оценить вероятность того, что некое событие действительно произойдет, а затем, как оно повлияет на экономическое положение фирмы. В процессе управления риском для предпринимателя весьма важно решить вопрос: входить или не входить в рисковую ситуацию? Различное поведение предпринимателей, принимающих аналогичное решение в одной и той же ситуации, объясняется их индивидуальными склонностями к риску, уровнем притязаний на извлечение прибыли (дохода). В зависимости оттого, к какой категории относится предприниматель — к людям с повышенной степенью готовности идти на рисковое предприятие или же к людям с более осторожным подходом к риску, — он может решать, идти ему на выполнение очень рискованных проектов или иметь дело с бизнесом с небольшой степенью риска, поскольку, если предприниматель осторожно относится к риску, ему труднее рационально определить шансы на успех проекта с высокой степенью риска и наоборот. Следует отметить, что наибольших успехов достигает тот предприниматель, который может одновременно просчитать или же интуитивно определить степень риска и несмотря на возможность неудачи рискнуть. Оценивая риск, который в состоянии принять на себя фирма, предприниматель прежде всего исходит из профиля ее деятельности, наличия необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели фирмы. ЗАДАЧА № 1
Провести сравнительный анализ уровня рисков проектов А и Б.
Решение 1. Дадим оценку риска проекту А. 1.1 Определим математическое ожидание по формуле:
М (х) = (1000*0,2)+(900*0,4)+(400*0,4) = 200+360+160 = 720 тыс. грн.
1.2 Найдем дисперсию:
D = (1000-720) *0,2+(900-720) *0,4+(400-720) *0,4 = 15680+12960+ 40960 = 69600 тыс. грн.
1.3 Определим среднее квадратическое отклонение по формуле:
= 263.82 тыс. грн.
2. Дадим оценку проекту Б. 2.1 Определим математическое ожидание по формуле:
М(х) = (850*0,3)+(600+0,5)+(400*0,2) = 255+300+80 = 635 тыс. грн.
2.2 Найдем дисперсию:
D = (850-635) *0,3+(600-635) *0,5+(400-635) *0,2 = 13867,5+612+ 11045 = 25526
2.3 Определим среднее квадратическое отклонение по формуле:
тыс. грн.
3. Определим коэффициент вариации:
Кв =
3.1 Для проекта А:
Кв = % - риск высокий
3.2 Для проекта Б:
Кв = % - риск средний 4. Определим правые и левые границы графика 4.1 Для проекта А:
Левая граница = М-3 = 720-3*263,82 = -71,46 Правая граница = М+3 = 720+3*263,82 = 1511,46
4.2 Для проекта Б:
Левая граница = М-3 = 635-3*159,76 = 155,72 Правая граница = М+3 = 635+3*159,76 = 1114,28
5. Определим высоту графика:
h =
5.1 Для проекта А:
h = = 0.001
5.2 Для проекта Б:
h = = 0.002
6. Построим график для обоих проектов С вероятностью 98% прибыль от проекта А будет находится в интервале [-71.46; 1511.46], Проект Б [155.72; 1114.28]. Проект Б является более привлекательным, чем проект А, т.к. он менее рискованный (риск средний) и безубыточный, хотя максимальная прибыль меньше чем у проекта А. ЗАДАЧА №2
Определить ожидаемую доходность i-й ценной бумаги и премию за риск при заданных: коэффициенте чувствительности, средней доходности ценных бумаг на рынке и доходности государственных облигаций. Построить модель равновесия рынка капитала. Определим ожидаемую доходность акции:
Rожид = Rбр + (Rc – Rбр)* = 10 + (22-10)*1.5 = 28 грн. Премия за высокий риск составляет: Rв-Rбр = 28,5-10 = 18,5% Премия за средний риск: Rcp – Rбр = 22 – 10 = 12%
Вывод: При высоком уровне риска, инвестор получит премию в размере 18,5%, а при среднем 12% от i – ой акции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|