Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбытовая политика (распределение товаров)

Состояние спроса и задачи маркетинга (типология)

Тип маркетинга Состояние спроса Задача маркетинга
Конверсионный Негативный (отрицательный) проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования
Стимулирующий Отсутствие (безразличие потребителя) отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека
Развивающий Формирующийся (скрытый) существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
Ремаркетинг Падающий Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации. Задача маркетинга- обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара
Синхромаркетинг Колеблющийся (нерегулярный) изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
Поддерживающий Полноценный (фирма удовлетворена своим торговым оборотом) поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
Демаркетинг Избыточный –уровень спроса выше. Чем возможность его удовлетворить. (интенсивность движения по мосту выше абсолютно безопасного уровня, а нац. парк переполнен в летнее время. изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. Цель демаркетинга - не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень
Противодействующий Нежелательный (иррациональный), т.е. спрос на вредные для здоровья товары и услуги (сигареты. алкогольные напитки, наркотики) убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.

Комплекс маркетинга

Комплекс маркетинга – набор поддающихся контролю переменных факторов, используемых фирмой для вызова необходимой ответной реакции со стороны рынка.

Совокупность элементов комплекса маркетинга, или маркетинговую смесь (маркетинг-микс) чаще называют «четырьмя пи»: product (товар), price (цена), place of sale (место продажи и методы распространения), promotion (продвижение товара на рынке).

 

Окружающая среда фирмы

Окружающая среда фирмы
Внутренняя среда фирмы Внешняя среда фирмы
Микросреда Макросреда
1. Высшее руководство фирмы 1. Поставщики 1. Демографические факторы
2. Отделы, службы и управления 2. Посредники 2. Экономические факторы
3. Служба управления маркетингом 3. Клиенты 3. Политико-правовая среда
  4. Конкуренты 4. Научно-техническая среда
  5. Контактные аудитории 5. Природные факторы
    6. Развитие культуры

 

Внутренняя среда фирмы – набор факторов, контролируемых и определяемых фирмой.

Внешняя среда – набор факторов, не поддающихся контролю со стороны фирмы, но учитываемых в её деятельности.

Поставщики – это фирмы и отдельные лица, обеспечивающие не только само предприятие, но и его конкурентов материальными и иными (например, информационными, трудовыми) ресурсами, запасными частями и пр.

Маркетинговые посредники – это фирмы, занимающиеся продвижением и распространением товаров компании на различных рынках. Посреднические фирмы могут заниматься торговлей и/или поиском новых клиентов, хранить или перемещать грузы, оказывать рекламные услуги. Ключевой «игрок» на поле микросреды – кредитно-финансовые учреждения (банки, инвестиционные и страховые компании), помогающие фирме в решении ее проблем

Торговые посредники подыскивают клиентов и непосредственно продают товар фирмы. Для фирмы более разумно использовать посредника с развитой сетью торговли, чем создать аналогичную сеть для своей фирмы.

Фирмы - специалисты по организации товародвижения помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения.

Склады - это предприятия, обеспечивающие накопление и сохранность товаров на пути к их очередному месту назначения. Железные дороги, организации автотранспортных перевозок, авиалинии, грузовой, водный транспорт и другие грузообработчики, перемещающие товары из одного места в другое.

Агентства по оказанию маркетинговых услуг - это фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают фирме точнее нацеливать и продвигать товары на подходящие рынки.

Кредитно-финансовые учреждения - банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки и страховать себя от риска.

Клиентура – отдельные лица, организации и домохозяйства, приобретающие товары и услуги фирмы. Основными типами клиентурных рынков выступают: потребители (приобретают товары и услуги для личных целей), производители (используют их в дальнейшем производстве), продавцы-посредники (перепродают товары и услуги), государственные учреждения и международный рынок.

Конкуренты – фирмы, производящие аналогичные товары или услуги, а также близкие к ним по количественно-качественным характеристикам. Они могут представлять реальную или потенциальную угрозу, поскольку способны удовлетворять потребности клиентов наряду с имеющимися на рынке производителями (продавцами).

Контактная аудитория – любая группа, имеющая определенный интерес к фирме или ее продукции и способная влиять на ее поведение. Финансовые круги, СМИ, государственные и общественные организации, неформальные объединения граждан, широкая публика, а также сотрудники самой организации, отстаивающие собственные или корпоративные интересы.

 

 

Подходы к организации службы маркетинга: функциональная организация, товарная, рыночная, товарно-рыночная.Наиболее распространенной является функциональная организация службы маркетинга, которая строится по принципу ответственности отдельного лица или группы лиц за выполнение отдельной функциональной задачи службы маркетинга. Эффективна для небольших фирм с узкой номенклатурой товаров. Товарная организация – управление по отдельным товарным группам, т.е. по каждому товару имеется свой начальник и штат сотрудников, которые выполняют все функциональные задачи по данному товару. Эффективна для фирм с широким ассортиментом товаров, когда объем сбыта по каждому товару достаточно большой. Чаще используют товарно-функциональную организацию. Рыночная организация – это разделение обязанностей сотрудников отдела маркетинга по отдельным рынкам, например, географическим. Эффективна, если фирма производит ограниченный ассортимент товаров, но реализует их на большом количестве рынков. В чистом виде используется редко, чаще применяют рыночно-функциональный подход.Крупные предприятия используют также товарно-рыночную организацию службы маркетинга – это сочетание товарного и рыночного подходов с использованием принципа матрицы: управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продаж по своим товарам, а управляющие по рынкам отвечают за те же показатели по отдельным сегментам рынка.

 

 

Маркетинговое исследование – это процесс сбора, обработки (систематизации), анализа данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства.

Основные этапы маркетингового исследования:

Методы Формы
1. Полевое исследование Сбор данных в момент их возникновения (первичная информация)
1.1. Наблюдение Личное, с участием наблюдающего или без него, видеонаблюдение, спецтехника
1.2. Опрос Письменный, устный, телефонный, свободный, стандартизированный, спорадический, панельный
1.3. Эксперимент Отдельные величины варьируются исследованием, исследователь сам определяет соответствующие данные, проверяет причинно-следственные связи
1.4 Имитация Построение и анализ модели
2. Кабинетное исследование Обработка имеющихся данных (вторичная информация)

 

Покупательское поведение

Развернутая модель покупательского поведения представлена в обобщенном виде на рисунке.

 

 

Товарная политика

Товар можно рассматривать с позиции трех уровней:
1.Товар по замыслу.
2.Товар в реальном исполнении.
3.Товар с подкреплением.

Товарный ассортимент - 1) виды товаров, перечень видов товаров, представленных в магазине, на рынке, в торговой сети; 2) группа однородных товаров, предназначенных для определенного круга покупателей, удовлетворяющих сходные потребности.

Товарная номенклатура – это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Характеризуется широтой (численностью разных ассортиментных групп, выпускаемых фирмой), насыщенностью (общим количеством видов товаров), глубиной (количеством вариантов товаров в рамках одной ассортиментной группы), гармоничностью (степенью близости товаров разных ассортиментных групп).

 

Конкурентоспособность - это совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара, а также деловая репутация поставщика, определяющие успех на рынке, т.е. преимущество именно данного товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

Конкурентоспособность – понятие, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи, которое можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой

 

Основные элементы фирменного стиля:

• товарный знак;

• логотип;

• фирменный блок;

• фирменный цвет (или набор цветов);

• фирменные константы

 

Товарный знак - это любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы и отличающие их от товаров конкурентов.

В качестве товарных знаков обычно используются следующие обозначения:

• словесное - в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер. К таким знакам относятся рекламные лозунги, фамилии, различные естественные и искусственно образованные слова, не являющиеся описательными по отношению к товару;

• изобразительные - в виде композиций линий, пятен, фигур любых форм на плоскости. Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, людей, растений, небесных тел и их возможные комбинации, а также другие подобные изображения;

• объемные - в виде фигур (линий) или их композиций, изображаемых в трехмерном пространстве. Таким изображением может быть оригинальная форма изделия или его упаковка. Последняя используется наиболее часто;

• комбинированные, представляющие собой комбинацию элементов разного характера изобразительных, словесных, объемных и т.д. Чаще всего это словесно-изобразительные композиции;

• другие обозначения, например, звуковые, световые и т.д.

 

Жизненный цикл товара – динамика изменения объема продаж и прибыли в зависимости от времени нахождения товара на рынке.

Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные ответные реакции производителей.

  Этап выведения на рынок Этап роста Этап зрелости Этап спада
Характеристика
Сбыт Слабый Быстрорастущий Медленнорастущий Падающий
Прибыль Ничтожная Максимальная Падающая Низкая (0)
Потребители Любители нового Массовый рынок Массовый рынок Отстающие
Число конкурентов Небольшое Постоянно растущее Большое Убывающее
Ответная реакция производителей
Основные стратегические усилия Расширение рынка Проникновение вглубь рынка Отстаивание своей доли рынка Повышение рентабельности производства
Затраты на маркетинг Высокие Высокие, но несколько ниже в процентном отношении Сокращающиеся Низкие
Основные усилия маркетинга Создание осведомленности о товаре Создание предпочтения к марке Создание приверженности к марке Селективное воздействие
Распределение товара Неравномерное Интенсивное Интенсивное Селективное
Цена Высокая Несколько ниже Самая низкая Возрастающая
Товар Основной вариант Усовершенствованный Дифференцированный Повышенной рентабельности

 

Стратегии ценообразования

Стратегия ценообразования в первую очередь зависит от тех рыночных целей, которые ваше предприятие ставит перед собой. Это может быть:

  1. Максимизация доли товара на рынке (используется ценообразование, способствующее максимальному сбыту);
  2. Максимизация прибыли (делается акцент на ценности товара);
  3. Безубыточное существование в условиях острой конкуренции.

В зависимости от этих целей ваше предприятие может выбрать одну из следующих ценовых стратегий:

  • «Внедрение на рынок». Необходимым условием для реализации данной стратегии является низкая себестоимость товара, которая обуславливает возможность назначения низкой цены, что, в свою очередь, дает возможность завоевать большую долю рынка.
  • «Снятие сливок». Условием применения данной стратегии является высокое качество продукции или ее эксклюзивность, что дает возможность запросить максимальную цену и получить максимальную прибыль.
  • «Специализация на конкретном сегменте» характерна для небольших фирм (которые не могут бороться с крупными предприятиями в открытую). Цель стратегии — добиться безубыточного существования. Для этого фирмы выбирают определенный участок рынка и назначают цену на среднем либо выше среднего уровне.

 

Сбытовая политика (распределение товаров)

 

Распределение товаров - установление определенной совокупности мероприятий, в результате выполнения которых обеспечивается перемещение необходимых товаров в пространстве и времени от производителя к месту продажи и потребления.

Различают три вида интенсивности распределения:

  • интенсивное,
  • селективное (избирательное),
  • эксклюзивное.

Канал распределения – совокупность фирм, а также отдельных людей, принимающих на себя право собственности или способствующих его передаче другим по пути движения товара от производителя к потребителю.

Уровень канала распределения определяется числом посредников.

Прямой канал — продажа товаров производителя напрямую от производителя к потребителю, минуя посредников.

Косвенный канал — канал распределения товаров от производителя к потребителю с участием посредников.

виды достоинства недостатки
прямой канал сбыта    
· заказы по почте; · продажи по телефону; · продажи по каталогу; · личные продажи; · собственная розничная сеть. · простая структура распределения, обеспечивающая контроль над каналами сбыта; · отсутствие необходимости делиться прибылью; · возможность непосредственного общения с потребителями и получения сведений об их реакции на товар «из первых рук» · сложность организации (включая организационную, финансовую и управленческую стороны вопроса).
косвенный канал сбыта    
· короткий канал, если имеется только одно звено между производителем и потребителем — розничный продавец; · длинный канал, если наряду с розничным торговцем в цепочке появляется оптовик. · обеспечение широты охвата аудитории (это сложно сделать с помощью прямого канала); · увеличение скорости оборота и валового дохода; · специализация: каждый участник канала товародвижения выполняет свою функцию. · отсуствие контроля за каналом распределения, слабая возможность контролировать цены и условия продаж, зависимость от посредников; · отсуствие возможности прямого общения с покупателями.

 

Политика продвижения

Основные инструменты:

Реклама - это любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком; различают печатную рекламу, рекламу в прессе, аудиовизуальную рекламу, радио- и телерекламу, компьютерную рекламу.

Стимулирование сбыта– это краткосрочные побудительные средства, направленные на ускорение или увеличение продажи отдельных продуктов.

Способы стимулирования потребителей:

  • Пробные образцы (раздача бесплатных образцов продукции).
  • Купоны (распространяемые агентами по сбыту, по почте, через газеты и журналы).
  • Подарки покупателям.
  • Сувениры с напоминанием о товаре. В качестве таких сувениров могут выступать календари, майки, ручки с названием фирмы.
  • Внутренние витрины и полки. Удачная выкладка способна значительно увеличить число посетителей и покупателей магазина.
  • Денежные компенсации (ценовые скидки, реализуемые после совершения покупки). Другая разновидность метода — скидки, действительные в течение определенного времени.
  • Товар по льготной цене (20% бесплатно, три по цене двух и т.д.)
  • Призы (конкурсы, лотереи, игры).

Личные продажи – это устное представление товара клиентам с целью его продажи.

Связи с общественностью (формирование общественного мнения) PR (public relations) – организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования фирмы и повышения ее репутации.

Основные методы формирования общественного мнения:

  • Новости или пресс-релизы.
  • Спонсорская поддержка.
  • Статьи.

Мерчандайзинг — подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...