Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование законодательной базы, стандартов, норм и правил




Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду.

Современное законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов достаточно развито и представлено значительным массивом нормативных правовых актов, среди которых центральное место занимают законы: "Об охране окружающей среды" (в редакции от 17 июля 2002 г.), "О государственной экологической экспертизе" (в редакции от 14 июля 2000 г.), "Об охране и использовании животного мира (1996 г.), "Об охране атмосферного воздуха" (1997 г.), "О радиационной безопасности" (1998 г.), "О питьевом водоснабжении" (1999 г.), "Об охране озонового слоя" (2001 г.), "О растительном мире" (2003 г.). Важную роль в сфере регулирования природопользования играют кодексы Республики Беларусь: "О недрах" (1997 г.), Лесной (ред. от 27.02.2004 г.), Водный (1998 г.).

Республики Беларусь ведет активную работа по ратификации международных договоров в области окружающей среды и выполнению принятых на себя обязательств. Нормы международных правовых актов в сфере охраны окружающей среды находят отражение в республиканском законодательстве.

Ряд нормативных правовых актов в этот период был принят в целях совершенствования системы государственного контроля в области охраны окружающей среды. Так, была образована Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Основными задачами инспекции являются: осуществление контроля за охраной и использованием древесно-кустарниковой растительности и других дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях; принятие мер по обеспечению воспроизводства диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, их рацио­нального использования, сохранения биологического разнообразия.

Особое внимание среди актуальных экологических проблем уделено совершенствованию системы обращения с отходами. В частности, Совет Министров Республики Беларусь обязал субъектов хозяйственной деятельности вносить плату за организацию переработки отходов пластмасс, создавать собственные системы сбора (заготовки) и переработки отходов пластмасс. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды утвердило Инструкцию сбора (заготовки) и переработки отходов пластмасс.

Таким образом, законодательство по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов Республики Беларусь динамично развивается. В тоже время в целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, выполнения международных договоров Республики Беларусь в области окружающей среды необходимо урегулировать отношения в области сбора и предоставления экологической информации, организации общественной экологической экспертизы, экологического аудита, экологического страхования. Еще одно направление работы — унификация стандартов в области охраны окружающей среды с международными экологическими стандартами.

Для осуществления государственной политики в области охраны окружающей среды разрабатываются краткосрочные и долгосрочные программы и планы. В республике действуют государственная научно-техническая программа "Экологическая безопасность", программы по обращению с отходами, энергосбережению, сохранению биоразнообразия и др.

Мониторинг загрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов

Организация и ведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды является неотъемлемой частью и одним из основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС) включает одиннадцать организационно самостоятельных, функционирующих на общих принципах и взаимодействующих видов мониторинга, обеспечивающих наблюдения, оценку и прогноз состояния всех компонентов окружающей среды, основных природных ресурсов и факторов воздействия на них. Целью НСМОС является обеспечение государственных органов, юридических лиц и граждан на основе полученных данных полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Проведение видов мониторинга осуществляется на основе следующих принципов:

- согласованность нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения наблюдений;

- совместимость технического и программного обеспечения;

- достоверность и сопоставимость данных мониторинга;

- согласованность размещения пунктов наблюдений для получения комплексной информации о состоянии экологических систем;

- обязательность ведения наблюдений на пунктах, включенных в Государственный реестр пунктов наблюдений;

- комплексность обработки информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов.

В ходе реализации Государственной программы НСМОС разработана нормативно-правовая база, определяющая порядок функционирования и организационную структуру НСМОС, проведены мероприятия по внедрению в практику мониторинга окружающей среды современной методической и приборно-аналитической базы, развитию информационной системы. Было обеспечено проведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды на сети, включающей 2600 пунктов.

Сбор, обработка, анализ и представление данных мониторинга осуществляются в рамках информационной системы НСМОС, объединяющей информационные ресурсы главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга и информационно-аналитических центров отдельных видов мониторинга окружающей среды. За последние пять лет обеспечена публикация на регулярной основе мониторинговой информации и представление ее всем заинтересованным лицам, в том числе путем размещения информации на сайте НСМОС.

Общее руководство и координацию ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природных ресурсов охраны окружающей среды. Ответственными за организацию и проведение отдельных видов мониторинга являются республиканские органы государственного управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...