Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки эффективности инвестиций предприятия




 

В настоящее время существует ряд методов оценки эффективности инвестиций. Их можно разделить на две основные группы: методы оценки эффективности инвестиционных проектов, не включающие дисконтирование и включающие дисконтирование.

К методам, не включающим дисконтирование, относятся следующие:

а) метод, основанный на расчете сроков окупаемости инвестиций (срок окупаемости инвестиций);

б) метод, основанный на определении нормы прибыли на капитал (норма прибыли на капитал);

в) метод, основанный на расчете разности между суммой доходов и инвестиционными издержками (единовременными затратами) за весь срок использования инвестиционного проекта, который известен под названием Cash-flow или накопленное сальдо денежного потока;

г) метод сравнительной эффективности приведенных затрат на производство продукции;

д) метод выбора вариантов капитальных вложений на основе сравнения массы прибыли (метод сравнения прибыли).

Методы оценки эффективности, не включающие дисконтирование, иногда называют статистическими методами оценки эффективности инвестиций. Эти методы опираются на проектные, плановые и фактические данные о затратах и результатах, обусловленные реализацией инвестиционных проектов. При использовании этих методов в отдельных случаях прибегают к такому статистическому методу, как расчет среднегодовых данных о затратах и результатах (доходах) за весь срок использования инвестиционного проекта. Данный прием используется в тех ситуациях, когда затраты и результаты неравномерно распределяются по годам применения инвестиционного проекта [7,c.156].

В результате такого методического приема не в полной мере учитывается временной аспект стоимости денег, факторы, связанные с инфляцией и риском. Одновременно с этим усложняется процесс проведения сравнительного анализа проектных и фактических данных по годам использования инвестиционного проекта. Поэтому статистические методы оценки (методы, не включающие дисконтирование) наиболее рационально применять в тех случаях, когда затраты и результаты равномерно распределены по годам реализации инвестиционных проектов и срок их окупаемости охватывает небольшой промежуток времени - до пяти лет.

Однако, благодаря своей простоте, общедоступности для понимания большинством специалистов фирм, высокой скорости расчета эффективности инвестиционных проектов и доступности к получению необходимых данных, эти методы получили самое широкое распространение на практике. Основные их недостатки - охват краткого периода времени, игнорирование временного аспекта стоимости денег и неравномерного распределения денежных потоков в течение всего срока функционирования инвестиционных проектов.

Всю совокупность статистических методов оценки эффективности инвестиций можно условно разделить на две группы:

·   методы абсолютной эффективности инвестиций;

·   методы сравнительной эффективности вариантов капитальных вложений [25,c. 198].

К первой группе относятся метод, основанный на расчете сроков окупаемости инвестиций, и метод, основанный на определении нормы прибыли на капитал.

Ко второй группе - методам сравнительной оценки эффективности инвестиций - относятся:

·   метод накопленного сальдо денежного потока (накопленного эффекта) за расчетный период;

·   метод сравнительной эффективности - метод приведенных затрат;

·   метод сравнения прибыли.

Теория абсолютной эффективности капитальных вложений исходит из предпосылки, что реализации или внедрению подлежит такой инвестиционный проект, который обеспечивает выполнение установленных инвестором нормативов эффективности использования капитальных вложений. К таким нормативам относится нормативный срок полезного использования инвестиционного проекта, или получение заданной нормы прибыли на капитал. Проект подлежит внедрению, если ожидаемое значение вышеназванных показателей будет равным или большим их нормативных значений.

Теория сравнительной эффективности капитальных вложений исходит из предпосылки, что внедрению (реализации) подлежит такой инвестиционный проект из нескольких (не менее двух), который обеспечивает либо минимальную сумму приведенных затрат, либо максимум прибыли, либо максимум накопленного эффекта за расчетный период его использования [9,c.102].

Дисконтирование - метод оценки инвестиционных проектов путем выражения будущих денежных потоков, связанных с реализацией проектов, через их стоимость в текущий момент времени Методы оценки эффективности инвестиций, основанные на дисконтировании, применяются в случаях крупномасштабных инвестиционных проектов, реализация которых требует значительного времени.

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом дисконтирования основаны на том, что в расчетах используется дисконтированные значения денежных потоков. На сегодняшний день известны следующие методы оценки:

·   метод чистой приведенной стоимости (чистый дисконтированный доход);

·   дисконтированный срок окупаемости;

·   внутренняя норма доходности;

·   индексы доходности дисконтированные;

·   метод аннуитета.

Одним из самых популярных методов оценки эффективности инвестиционных проектов является метод расчета чистого дисконтированного дохода (ЧДД). Сегодня экономисты все больше оперируют понятием именно чистого дисконтированного дохода (ЧДД).

Чистый дисконтированный доход - сальдо дисконтированных денежных доходов и расходов за весь срок реализации инвестиционного проекта.

Следующим методом оценки эффективности инвестиционных проектов является расчет внутренней нормы доходности по проекту (ВНД).

Внутренняя норма доходности - это ставка дисконтирования, при которой дисконтированная стоимость доходов от проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций и ЧДД равен нулю.

В настоящее время рассчитать точное значение внутренней нормы доходности проще с помощью компьютерной программы Excel.

Предприятию следует реализовывать инвестиционный проект в том случае, если для его финансирования используется собственные средства и ВНД больше нормы прибыли на капитал, исчисленной в целом по предприятию, или процентной ставки по депозитным вкладам в банке.

Еще одним популярным методом оценки эффективности инвестиционного проекта с учетом дисконтирования является метод расчета дисконтированного индекса доходности капитальных вложений. Индексом доходности капитальных вложений называется отношение сумы чистого дохода от операционной деятельности за весь срок реализации инвестиционного проекта к сумме инвестиционных вложений на реализацию данного инвестиционного проекта.

Метод равномерного распределения общей суммы платежей по годам использования инвестиционного проекта называется аннуитетом. Иначе его называют методом ежегодного взноса в счет погашения долга. Аннуитет - это периодическая последовательность равных по величине денежных платежей (annual - годовой). Рассматриваемые платежи могут быть как поступлениями, или притоками, так и платежами, или оттоками.

При оценке эффективности инвестиционных проектов метод аннуитета практически не используется. Коэффициент аннуитета чаще всего применяется при расчете ежегодных платежей в счет погашении долга при возврате потребительских кредитов. Такой расчет удобен и покупателям-дебиторам, которые заранее знают ежемесячную или ежегодную сумму платежа, и кредиторам [8,c.226].


Глава 3. Анализ управления инвестициями в магазине "Обувь"

 

Организационно-экономическая характеристика магазина "Обувь"

 

Магазин "Обувь" создан в январе 2004 года. Основной вид деятельности - розничная торговля обувью для всех групп населения. Место расположения - г. Санкт-Петербург. Общая торговая площадь, включая склад, составляет 130 кв. м.

Магазин "Обувь" занимается розничной продажей обувью уже более шести лет. Он предлагает оптимальные цены на обувь в Санкт-Петербурге от ведущих производителей. Широкий ассортимент продукции позволяет выбрать обувь как модную, так и повседневную. Каждый сезон модельный ряд обновляется в зависимости от тенденций моды и востребованности на рынке.

В магазине "Обувь" работают продавцы-консультанты, имеющие большой опыт работы в розничной торговле. Они всегда найдут индивидуальный подход к каждому клиенту, окажут помощь и проведут консультации в оптимальном выборе обуви.

Магазин "Обувь" оформлен ИП Байзаковым А.А. Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Статус ИП имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:

·   упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса

·   свободное использование собственной выручки.

·   не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности

·   упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности

·   упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т.п.)

·   заработанные деньги, возможно, свободно тратить без дополнительного налогообложения (9% на дивиденды)

·   индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД, имеет фактическую возможность не вести учёт полученного дохода

Структура магазина "Обувь" представлена ниже на рис.1.

 

Рис.1. Структура организации магазина "Обувь"

 

Магазин "Обувь" имеет линейно-функциональную организационную структуру управления. Линейно-функциональная структура управления представляет собой наиболее распространенный вид иерархической структуры. Ее основу составляют так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.).

Структура руководства предприятия имеет обычную для многих торговых предприятий модель. Во главе руководства стоит директор.

Генеральный директор несет ответственность за выполнение обществом: договорных обязательств; обязательств перед государственным бюджетом, перед коллективом и отдельными работниками общества; действующего законодательства; требований по представлению государственной отчетности; правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм, требований по защите здоровья работников предприятия, охране окружающей среды.

Старший продавец направляет работу коллектива на выполнение планов и заданий, повышение уровня доходности. Осуществляет контроль за торговым процессом в соответствии с заказами и ассортиментной специализацией подразделения.

Менеджер по персоналу осуществляет подбор кадров, расстановку работников в соответствии с квалификацией и их оперативное перемещение в зависимости от интенсивности производственного процесса.

Бухгалтерия учитывает и, фиксирует всю хозяйственную деятельность и, состоит из двух бухгалтеров, один из которых главный бухгалтер. Главный бухгалтер осуществляет ведение бухгалтерского и налогового учета. В его подчинении находится бухгалтерия. Их совместная работа заключается в ведении анализа и учета хозяйственной деятельности магазина "Обувь", учета товаров розницы и расчета заработной платы работников предприятия.

Основное звено предприятия - это отдел продаж, в котором работают старший продавец и рядовые продавцы.

Структура численности представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Штатное расписание магазина "Обувь"

Должность Количество работников (конец 2009 г.) Количество работников (конец 2010 г.)
Директор 1 1
Главный бухгалтер 1 1
Бухгалтер 1 1
Старший продавец 1 1
Продавцы 4 4
МОП 2 2
Всего 10 10

 

Из таблицы видно, что численность магазина осталась на прежнем уровне и составила 10 человек.

Далее на основе бухгалтерских данных проанализируем основные экономические показатели объемов реализации услуг в таблице 6.

Во всех таблицах расчет изменений:

+/ - абсолютный прирост пример 14600-10950=3650

% - относительный прирост пример 14600/10950*100-100=33

 

Таблица 2

Показатели динамики изменения объема реализации товаров магазина "Обувь" с 2009 года

Показатели Ед. изм.

Год

    2009 2010

Изменения

       

+/-

%
Выручка тыс. руб. 10950 14600

3650

33
Прибыль до налогообложения тыс. руб. 564

1638

1074

190

Прибыль после налогообложения тыс. руб. 479,4

1392,3

912,9

190

               

 

За 2010 год магазин "Обувь" увеличил выручку на 33% за счет увеличения объемов продаж обуви. Прибыль до и после налогообложения выросла на 190%.

Далее рассмотрим удельный вес ассортиментных групп услуг в объеме.

 

Таблица 3

Удельный вес ассортиментных групп в общем объеме реализованных товаров магазина "Обувь" с 2009 года

Системы деталей Ед. изм.

Год

    2009 2010

Изменения

        +/- %
Туфли % 15 15 0 0
Ботинки и полуботинки % 44 48 4 9
Сапоги % 15 16 1 7
Сапожки % 4 4 0 0
Аксессуары % 4 8 4 100
Прочие товары % 18 9 -9 -50
Всего % 100 100    

 

За 2010 год деятельности удельный вес изменился в сторону увеличения продаж ботинок и полуботинок, сапог, аксессуаров. Удельных вес продаж прочих товаров упал на 9%, а удельный вес продаж по ассортиментной группе "сапожки" остался на прежнем уровне.

Переменными издержками для торгового предприятия являются покупная готовая продукция для последующей продажи и оплата труда сотрудников, так как она зависит от объема продаж. Постоянными будут все остальные затраты. Себестоимость представлена ниже в таблице 4.

 

Таблица 4

Структура себестоимости и ее изменение магазина "Обувь" с 2009 года (тыс. руб.)

Наименование Затрат 2009 год 2010 год

Изменения

      +/- %
Переменные в т. ч. 9646 12217 2571 27
Товары 9212,06 11652 2439,8 26
Бонусная часть оплаты труда 344,4 448,56 104,16 30
Отчисления на соц. нужды 89,544 116,63 27,082 30
Постоянные в т. ч. 742 745 3 0
Оклад 600 600 0 0
Амортизация 78 80 2 3
Текущий ремонт 37 35 -2 -5
Электроэнергия 10 12 2 20
Водоснабжение 7 8 1 14
Прочие затраты 10 10 0 0
Всего затрат 10388 12962 2574 25

 

В 2010 году себестоимость увеличилась на 25%, главным образом, по причине увеличения переменных затрат.

Анализ финансовых результатов магазина "Обувь" представлен в таблице 5.

Таблица 5

Анализ формирования финансовых результатов в магазине "Обувь" (тыс. руб.)

Наименование Затрат 2009 год 2010 год

Изменения

      +/- %
Выручка от реализации товаров 10950 14600 3650 33
Себестоимость реализации товаров 10388 12962 2574 25
Коммерческие расходы 0 0 0 0
Управленческие расходы 0 0 0 0
Прибыль (убыток) от реализации 562 1638 1076 190
Прочие внереализационные доходы 3 1 -2 33
Прочие внереализационные расходы 1 1 0 190
Прибыль (убыток) отчетного периода 564 1638 1074 190
Налог при УСН 84,6 245,7 161,1 190
Нераспределенная прибыль отчетного года 479,4 1392,3 912,9 190

инвестиционный управление магазин эффективность

В 2010 году прибыль увеличилась на 190%, главным образом, по причине увеличения выручки на 33%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...