Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация управленческого учёта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Дисциплина «Бухгалтерский учет»

 

 

Доклад на тему: “Организация управленческого учёта”

 

Выполнила

студентка гр.10ММ

Выхристюк Е.И.,

Проверила

Юдаева Н.Ю.

 

Пенза, 2012

Организация управленческого учёта

 

Под организацией управленческого учета понимают систему ус­ловий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятель­ности организации, осуществления контроля над рациональным ис­пользованием производственных ресурсов и управления производ­ственной деятельностью.

Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

· учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;

· ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управлен­ческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана организации, который включает в себя следующие элементы:

1. план документации и документооборота;

2. план счетов и их корреспонденция;

3. план отчетности;

4. план технического оформления учета;

5. план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После того, как была определена потребность организации в бланках, заказывают их печатание в типографии или делают заявку на их приобретение.

График документооборота - это основа организации первичного учета в организации, представляющий собой путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

При разработке плана счетов для управленческого учета необ­ходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время План сче­тов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2001 г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на произ­водство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допуска­ется использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

Однокруговая система учета затрат может осуществляться без ис­пользования и с использованием системы счетов управленческого учета.

При первом варианте для целей управления информация финан­сового учета группируется в специальных регистрах, которые могут дополняться расчетными и другими данными.

При втором варианте для обеспечения взаимосвязи между финан­совым и управленческим учетом следует использовать для учета рас­ходов по элементам затрат счета 30 «Материальные затраты», 31 «Зат­раты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты». Учтенные на этих счетах расходы по окончании месяца списывают на счет 37 «Отражение общих затрат», а со счета 37 — в дебет счетов 20 «Основное произ­водство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизвод­ственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслужи­вающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу». Однокруговую систему учета затрат целесообразно применять в некрупных и средних организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете и вслед­ствие этого ограничены возможности контроля затрат.

Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управ­ленческий учет имеют самостоятельные планы счетов. Возможно так­же выделение для управленческого учета обособленных счетов.

Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обес­печивают перенос информации из финансового учета в управлен­ческий и из управленческого учета в финансовый. А зеркальные сче­та - численное согласование данных финансового и управленческо­го учета и выявление возможных расхождений.

План отчетности состоит из двух частей. В первой части содержаться необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, т. е. внешняя отчетность, во второй - по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации, т. е. внутренняя отчетность.

В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы организацией.

В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, должностная характеристика каждому работнику, составляются графики учетных работ.

 

 

Руководитель
Заместитель руководителя
Группа(отделы, сектора)
Планирование Материальная Учет затрат труда и его оплаты Производственно- калькуляционная Учета продажи продукции Аналитическая

В средних и крупных организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы, бюро, секто­ры): планирования, материальная, учета затрат труда и его оплаты, произ­водственно-калькуляционная, учета продажи продукции, аналитическая.

 

Группа планирования составляет

· главный бюджет, охватываю­щий основную деятельность организации, бюджеты структурных под­разделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты про­даж, закупок, производственный и т.п.);

· операционный бюджет, ко­торый детализирует посредством частных бюджетов статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков;

· финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период;

· специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ (социального развития, научно-исследо­вательских работ и т.п.).

 

Материальная группа выполняет следующие функции:

· осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, конт­роль за их поступлением, хранением и использованием;

· разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществ­ление производственной деятельности, нормы наличия сырья и материалов на складах;

· принимает участие в выборе и разработке форм первичных доку­ментов и учетных регистров для учета поступления, наличия и от­пуска всех видов сырья и материалов;

· разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;

· осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

Группа учета затрат труда и его оплаты занимается нормированием труда, определяет расценки для оплаты труда, ведет учет затрат труда по установленным объектам учета, контролирует исполь­зование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

Производственно-калькуляционная группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулиро­вание себестоимости продукции по центрам затрат и организации в це­лом и контроль за эффективным использованием производственных ре­сурсов.

Группа учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фак­тические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи, разрабатывает формы отче­тов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

Аналитическая группа анализирует эффективность деятельнос­ти по каждому центру затрат, структурному подразделению и орга­низации в целом, выявляет резервы повышения эффективности ис­пользования всех видов ресурсов по всем подразделениям организа­ции и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).

Первичные документы в управленческом учете целесообразно со­ставлять в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете». К управленческому учету в полной мере следует отнести п. 4 ст. 10 Закона, объявляющий коммерческой тайной содержание учетных регист­ров и внутренней отчетности.

ПБУ также целесообразно использовать в управленческом учете, хотя в отличие от финансового учета они для него не являются обя­зательными.

 

2. Автономный вариант организации управленческого учёта

При варианте автономии каждая из систем учета, финансового и управленческого, является замкнутой. В финансовой бухгалтерии, затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой - по статьям калькуляции.

Из системы финансового учета можно почерпнуть сведения о суммарных материальных затратах за период. Управленческая бухгалтерия детализирует данную информацию: по материалам, ушедшим в основное производство, на общепроизводственные цели, на общехозяйственные нужды и остатки материалов на складе.

Аналогичным образом организован учет заработной платы, начислений на нее, амортизации основных средств.

Информация о выручке от продаж присутствует как в финансовой, так и в управленческой бухгалтерии. Таким образом, финансовая бухгалтерия содержит информацию как о доходах, так и об общей сумме расходов. Это позволяет заинтересованным внешним пользователям проверить правильность налоговых расчетов, не углубляясь в тайны калькулирования.

В финансовой бухгалтерии на счете 99 формируется балансовая прибыль, учитывающая помимо прибыли от основной деятельности внереализационные доходы и расходы, прибыль (убытки) от прочих операций. В данном упрощенном примере никаких иных видов деятельности, Кроме основной, предприятием не осуществлялось, операционных и внереализационных доходов (расходов) предприятие не имело.

Можно выделить основные преимущества такой системы:

§ Простота и объективность калькулирования себестоимости;

§ Возможность сравнения себестоимости по переменным затратам;

§ Возможность определения наибольшей рентабельности по маржинальному доходу;

§ Возможность определения порога рентабельности;

§ Проводится эффективная политика цен.

 

 

3. Методы организации управленческого учета
Организуя управленческий учет руководителю необходимо определить, какие задачи ему необходимо решить и какой отдачи он ждет от принятых мер. Какие новые функции появятся у сотрудников, какие функции необходимо перераспределить. Основной целью построения учета является оперативный ввод и получение информации для принятия решений и контроля. Современный управленческий учет подразумевает интенсивный обмен информацией. Удачно подобранная информационная система упростит и ускорит внедрение управленческого учета, но важно помнить, что программа не есть самоцель это инструмент для ведения бизнеса и как любой инструмент он должен быть прост, функционален и надежен.
Процесс организации управленческого учета можно разбить на несколько шагов.

 

4. Проблемы организации управленческого учета на производственных предприятиях
Управленческий учет в условиях рынка должен выступать в качестве информационного фундамента управления.
По оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90 % рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета и только 10 % — на финансовую бухгалтерию или счетоводство. В отечественных предприятиях это соотношение выглядит с точностью наоборот.
Для положительного изменения такого соотношения в сторону управленческого учета на отечественных предприятиях необходимы как заинтересованность руководителей и специалистов предприятий, так и организационные предпосылки и условия функционирования управленческого учета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...