Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СМИ и молодежные субкультуры

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социология молодежи»

 

На тему «Влияние СМИ на молодежь»

 

 

 

Выполнила: Тимофеева М.

Проверил: Москвина Е. В.

 

Курган 2006


План

 

1. СМИ и молодежные субкультуры

2.Негативное влияние СМИ на молодежь

3. Информационная экология


СМИ и молодежные субкультуры

 

В последние десятилетия в среде молодежи республик бывшего СССР ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего — молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений — добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.

В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

Многие ученые (А.А. Васильева, Ю.Р. Вишневский, Ю.Г. Волков, П.С. Гуревич, В.И. Добреньков, В.И. Дряпика, Ф.Д. Кадария, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, И.П. Савченко, И.П. Салтанович, Н.Д. Саркитов, К.М. Хоруженко, В.Т. Шапко, В.А. Шаповалов и мн. др.), рассматривая молодежную субкультуру в качестве социокультурного феномена, выделяют такие ее характеристики, как обязательные попытки формирования собственных мировоззрений, оппозиционных мировоззрениям старших поколений и своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга.

Группа петербургских социологов отметила ряд тенденций, характерных для молодежных субкультур с начала 90-х годов: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность; вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов; приоритет потребительских ориентаций над креативными; слабая индивидуализированность, избирательность и стереотипизация культуры; внеинституциональная культурная самореализация; отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Как показывают наши наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации — телевидение, видео, радио, сеть Internet. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. По наблюдениям А.В. Мудрика, «...у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий».

С точки зрения реализации функций СМИ — развивающей, воспитывающей и развлекательной, — преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп- и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже — с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.

Предпочтение молодежью в целом и старшеклассниками в частности образцов массовой культуры объясняется причинами эстетического и социального порядка.

В разных видах искусства проявляются общие черты китча — эклектичность (безвкусное сочетание разных стилей), претенциозность (стремление выдать дешевое за дорогое, чувственное за возвышенное, публичное за интимное), псевдодемократичность (показная простота, назойливость, эмоциональная перенасыщенность), эротичный (явный или скрытый) постоянный интерес к «запретным» темам.

Мы можем наблюдать во взаимодействии между СМИ и реципиентами проявление принципа максимального соответствия художественных образов стилю жизни молодых людей. Иными словами, развитие любого направления массового искусства происходит с учетом абсолютного соответствия духовно-культурным потребностям определенной социальной группы, которые можно обозначить интегральным понятием эстетического модуса, отражающим ее массовость и качественный уровень.

В числе социальных причин российские ученые называют кризис общества и его основных институтов; подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека со стороны как родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира; коммерциализацию средств массовой информации, а в какой-то мере — всей художественной культуры.

Учитывая повышенный интерес старшеклассников к электронным СМИ, мы считаем возможным придать им познавательный характер, используя для этого как урочные, так и внеклассные формы организации обучения — уроки эстетического цикла, факультативные занятия по музыке, литературе, мировой художественной культуре, Internet-тренинги.

На уроках и факультативных занятиях следует обращать внимание учащихся на познавательные и культурные радио- и телепередачи — такие,как «Апокриф», «Культурная революция», «Адкрытая пляцоўка», «Музычны партал», интервью с деятелями искусства на II канале Белорусского радио «Культура».

Другой эффективной формой организации обучения, позволяющей сочетать развлекательную и познавательную стороны деятельности учащихся, является Internet-тренинг, под которым принято понимать форму интерактивного занятия, направленную на приобретение учащимися максимального количества практических навыков поиска, обработки и отбора информации в Сети Internet. Тренинги обладают важными достоинствами, прежде всего — оперативностью и широтой выбора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...