Теория сравнительных преимуществ международного товарообмена
Теории международной торговли пытаются объяснить, почему страны обмениваются товарами между собой. Причины этого они усматривают в своеобразии стран, которое выражается в различии цен на товары. Традиционные теории объясняли это своеобразие, прежде всего, экономическим неравенством в предложении, т.е. в стоимости производства товаров. Различия в производительности труда и количестве факторов производства, имеющихся на территории стран, исследовались в первую очередь. На этой основе определялись преимущества, которыми страны обладали в обмене друг с другом. Теории стремились толковать реальность через упрощенный воображаемый образ, и каждая модель учитывала одно конкретное отличие между странами, считая все остальное идентичным. Таким образом, в первой модели международного обмена - модели Рикардо различия в производительности и качестве труда рассматривались как главный фактор дифференциации стоимости. Однако относительное несовершенство этой модели, связанное с абсолютизацией различий в производительности труда, привело других авторов - Е. Хекшера и Б. Олина к сосредоточению анализа на различиях в количестве факторов производства, которыми обладают те или иные страны. Адам Смит считал, что страна может участвовать в торговле, лишь, когда она производит хотя бы один товар дешевле, чем все другие страны. Так возникло понятие абсолютного преимущества. Но разве страны, которые не обладали абсолютным преимуществом, не могли принять участие в международном обмене? Теоретически эту проблему разрешил Давид Рикардо, создавший теорию сравнительных (относительных) преимуществ, согласно которой последние являлись частным случаем абсолютных преимуществ.
Абсолютные преимущества и выигрыш в торговле. Абсолютное преимущество можно проиллюстрировать следующим примером. Рассмотрим две страны-партнера по обмену (Север и Юг), а также две отрасли или два товара (автомобили и текстиль). Стоимость товара характеризуется трудоемкостью, измеряемой коэффициентом отдачи - а , который определяется как трудоемкость единицы товара:
а = Т / Х,
где Т - затраты труда, необходимые для производства товара (в часах); X - количество единиц произведенного товара. Коэффициент отдачи представляет собой величину, обратную производительности труда, - А , которую можно выразить как количество единиц товара, произведенных за 1 ч работы:
А = Х / Т.
В таблице 1 представлены коэффициенты отдачи Севера и Юга. Приведенные данные показывают, что рабочие Севера могут производить автомобили за меньшее время, чем рабочие Юга. Обратная картина наблюдается по текстилю. Таким образом, каждая страна обладает абсолютным преимуществом в одном из секторов экономики.
Таблица 1 - Абсолютные преимущества и обмен
Абсолютное преимущество - это возможность для какой-либо страны производить товар, расходуя меньшее количество факторов производства по сравнению с другими странами. Адам Смит перенес принцип разделения труда на международные экономические отношения. Если каждая страна специализируется на товаре, по которому она имеет абсолютное преимущество, то от этого выигрывает весь мир. Действительно, в рассматриваемом примере, если Север вместо текстиля будет выпускать автомобили, то он получит две дополнительные единицы автомобилей, потеряв одну единицу текстиля. Если Юг вместо автомобилей будет выпускать текстиль, то он получит три дополнительные единицы текстиля, потеряв одну единицу автомобилей. Таким образом, в мировом масштабе при равной стоимости труда производство текстиля вырастет на две единицы, а автомобилей - на одну по сравнению с ситуацией автаркии - отсутствия товарообмена между странами.
Подобная специализация, соответствующая новому международному распределению производства, делает очевидным выигрыш для всего мира. Это доказывается тем, что при неизменном количестве труда становится возможным получить две дополнительные единицу автомобилей и три единицы текстиля. Сравнительные преимущества - модель Риккардо. Сравнительные преимущества. Правило специализации в зависимости от абсолютных преимуществ исключало из международной торговли те страны, которые таковых не имели. Пусть, например, одна страна (Север) одновременно обладает абсолютными преимуществами в производстве автомобилей и текстиля. Тогда в соответствии с принципом абсолютного преимущества другая страна (Юг) не сможет участвовать в обмене. Давид Рикардо в опубликованной в 1817 г. работе "Принципы политической экономии и налогов" вышел за эти рамки и предложил закон сравнительного преимущества. Согласно этому закону, двум странам всегда выгодно торговать, если они специализируются ни выпуске товара, по которому они обладают максимальным абсолютным преимуществом или минимальным абсолютным проигрышем. Наиболее известная эмпирическая проверка теории Рикардо - тест, который был проведен Макдугалом в 1951 г. Он сопоставил производительность труда и показатели экспорта Великобритании и США за 1937 г. Для этого им был проанализирован экспорт этих стран по 27 отраслям промышленности. Разделив объем производства каждой отрасли на количество применяемого в ней труда, он получил производительность труда по отраслям и странам. Чтобы определить относительную производительность, Макдугал соотнес показатели производительности и оплаты труда. В то время заработная плата в США была примерно в два раза выше, чем в Великобритании. Таким образом, согласно теории сравнительных преимуществ, США должны были иметь сравнительное преимущество в тех отраслях, в которых производительность труда была как минимум в два раза выше, чем в Великобритании. В качестве показателя сравнительных преимуществ для каждой отрасли промышленности Макдугал выбрал отношение объема американского экспорта к английскому. Данные по 20 отраслям, изученным Макдугалом (т.е. по 3/4 отраслей), соответствовали общей гипотезе, согласно которой объем американского экспорта превышал объем английского в том случае, когда производительность в США была не менее чем в два раза выше, чем в Великобритании. В обратном случае объем английского экспорта превышал объем американского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|