Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Транспртное право и транспортное законодательство

 

Предметом транспортного права являются общественные отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров, багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса [66].

Под транспортными отношениями понимаются такие общественные отношения, которые возникают и складываются между участниками транспортной деятельности и предметом которых является эта транспортная деятельность. Таким образом, транспортная деятельность - это деятельность, предметом которой является:

• оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и грузов, багажа, грузобагажа, почты как в коммерческих, так и в некоммерческих целях;

• выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств;

• эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

• эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования личных транспортных средств.

Формирование транспортного права происходит как за счет разработки и введения актов транспортного законодательства, так и за счет отражения отдельных транспортных отношений в нормативно-правовых актах фундаментальных отраслей права (гражданское, уголовное, административное, трудовое и т.д.). Особенность транспортного права проявляется в выделении федерального транспорта и федеральных путей сообщения, находящихся в ведении государства (ст. 71 Конституции РФ). Однако эти понятия в настоящее время четко не определены федеральным законодательством.

На практике сложилось подразделение транспорта по видам в зависимости от используемых для перевозок среды, путей сообщения, подвижного состава. Такое подразделение предопределяет отраслевой состав разделов транспортного права: дорожное, железнодорожное, водное, воздушное и т.п.

Понятие дорожный транспорт обозначает несколько видов транспорта, наиболее важные из которых автомобильный и городской электрический уличный транспорт. Рассмотрим автомобильный транспорт, как наиболее массовый. В его деятельности можно выделить коммерческий и некоммерческий сектора. Коммерческий сектор включает два направления деятельности:

• оказание транспортных услуг и выполнение транспортных работ, когда эта деятельность относится к основному производству (транспорт общего пользования);

• перевозка собственных грузов и пассажиров (транспорт не общего пользования, или ведомственный).

Автотранспортная некоммерческая деятельность также делится на 2 направления:

• автомобильные перевозки во время государственной и муниципальной службы;

• перевозки гражданами на личных автомобилях.

Автомобильный транспорт тесно взаимодействует с магистральными видами транспорта и обеспечивает начальные и конечные фазы перевозочного процесса. Это требует координированного взаимодействия предприятий различных видов транспорта. Гражданский кодекс устанавливает общие требования к выполнению перевозок в прямом смешанном сообщении (ст. 788) и к договорам транспортных организаций (ст. 799). Однако закон о прямом смешанном сообщении, к которому отсылает ГК, до сих пор не принят.

Основным документом, регулирующим и определяющим права, обязанности и ответственность автотранспортных организаций, является Устав автомобильного транспорта, хотя и утвержден он был еще Советом Министров РСФСР в далеком 1969 году. По некоторым оценкам до 80 % текста Устава не действует в силу приоритета над ним российских законов.

Весьма актуальным в этой связи является принятие основополагающего законодательного акта об автомобильном транспорте. Однако, это сдерживается продолжающейся неопределенностью с разграничением предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и местными органами самоуправления.

Представляется необходимым принять на федеральном уровне закон о Федеральном автомобильном транспорте, а также законы субъектов Федерации о транспорте субъектов Федерации.

При осуществлении автотранспортной деятельности используют 4 вида правил:

• Правила организации перевозок;

• Правила технической эксплуатации;

• Правила обслуживания пассажиров или клиентуры;

• Правила пользования подвижным составом при получении услуг (только для пассажирских перевозок).

Рассмотрим далее правовое содержание основных видов транспортных отношений. Прежде всего, отметим, что полезным результатом транспортной деятельности является услуга, а не продукция, что подтверждается многочисленными нормативно-правовыми документами. Например, Гражданский кодекс в статье 779 прямо указывает, что перевозка, транспортное экспедирование, хранение являются услугами. То же самое касается действующего "Общероссийского классификатора услуг населению" (ОКУН) и Налогового кодекса.

Термин перевозка с правовой точки зрения означает особые договорные отношения, регулируемые Гражданским законодательством (глава 40 ГК РФ). В случае грузовых перевозок - это транспортировка предметов и веществ, за исключением не относящихся к грузам иных, внешне схожих с грузами объектов, а именно багажа и грузобагажа. В правовом отношении принципиальным отличием грузов от иных объектов перевозки являются основания перевозки - договор перевозки груза или договор фрахтования. Перевозочным документом служит накладная, коносамент или иной подобный документ, оплата услуг по перевозке осуществляется по тарифам.

При пассажирских перевозках под пассажиром понимают физическое лицо, являющееся непосредственным получателем данной услуги по перевозке. К перевозкам пассажиров условно относят также перевозку ручной клади, багажа и грузобагажа.

Для возникновения некоторых прав у пассажира важно, чтобы он выполнил свои обязанности перед перевозчиком. Например, в городском сообщении пассажир обязан оплатить проезд до следующего после посадки остановочного пункта. В этом случае человек получает права пассажира авансом до прибытия на следующую остановку. В случае несвоевременной оплаты он утрачивает права пассажира как получателя услуги. Такой нарушитель сможет при возникновении спорных ситуаций требовать только возмещения вреда, причиненного ему транспортным средством как источником повышенной опасности.

Анализируя в целом транспортное законодательство, следует отметить, что оно в значительной мере разработано, особенно на железнодорожном транспорте. Однако имеется также и немало проблем, основные из которых состоят в следующем:

• устранение правового вакуума по целому ряду конкретных приложений, в особенности, на автомобильном транспорте;

• гармонизация российского транспортного законодательства с международным;

• обновление и совершенствование уже разработанных разделов транспортного законодательства.

Основные пути разрешения указанных проблем лежат в направлении развития общетранспортного законодательства и приведения в соответствии с ним законодательства отраслевого. Представляется целесообразным [66] принятие основ законодательства РФ о транспортной и смежной с ним деятельности. Здесь следует установить структуру транспорта по отношению, к предмету ведения того или иного уровня государственной власти и местного самоуправления, определить понятия "федеральный транспорт" и "федеральные пути сообщения", а также альтернативные понятия; установить состав и структуру федерального транспортного законодательства; урегулировать общие вопросы гармонизации транспортного законодательства субъектов Федерации как с друг с другом, так и с самой Федерацией.

При разработке транспортного законодательства целесообразно использовать следующий подход:

• нормы, имеющие непосредственное отношение к регулированию прав и обязанностей, должны обязательно устанавливаться законом (для физических лиц — только федеральным законом в соответствии со ст. 55 Конституции РФ);

• нормы специального характера, преимущественно технические и технологические, вводятся подзаконными актами.

В настоящее время существует большое число органов исполнительной власти, контролирующих транспортную деятельность. На федеральном уровне существуют Министерство путей сообщения, Министерство транспорта с входящей в его структуру Российской транспортной инспекцией (РТИ), Министерство внутренних дел, включающее ОВД на транспорте и Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) и т.д. Создание этих органов осуществлялось, как правило, без комплексного учета их взаимодействия, полномочия их часто пересекаются и дублируются, например, ГИБДД и РТИ курируют проблему обеспечения безопасности дорожного движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...