Нетарифные методы регулирования международной торговли.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Наиболее распространенной формой нетарифных барьеров является квота. Квотирование - означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. 2. Лицензирование - ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. 3. Добровольное ограничение экспорта - Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. 4. Субсидирование – мера поощрения экспорта. Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров. 5. Торговое эмбарго - крайняя форма государственного ограничения внешней торговли. запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Вводится, как правило, по политическим мотивам. 6. Демпинг - продажа товаров на рынке по искусственно заниженным ценам, вид недобросовестной конкуренции, способ прорыва на внешние рынки. 7. Технические барьеры – в их число входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др. В последние годы многие страны стали уделять повышенное внимание обеспечению своей экологической безопасности. В результате появились новые нетарифные ограничения. Так, начинают применяться обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления. Обязательство об обратной приемке приводит к повышению издержек экспортирующей стороны, связанных с обратной отгрузкой упаковочных или отработанных материалов, и снижению конкурентоспособности импортных товаров.
Существенную роль в развитии мировой торговли играют МН торговые организации, прежде всего всемирная торговая организация ВТО. Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам. 1). Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной. 2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно. 4). Стимулирование соревновательности в международной торговле. Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта. 5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств. Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий. В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров. Основные функции ВТО: – контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО; – создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений; – урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики; – контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли; – оказание помощи развивающимся странам; – сотрудничество с другими международными организациями. Для реализации принципов свободной торговли были также созданы организации ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), в которую входят более 170 стран, и ЕЭК (Европейская экономическая комиссия ООН), в которой участвуют 35 стран. ЮНКТАД были разработаны принципы правил международного экономического общения, а также регулирующие торговые отношения в отдельных областях: установлены соглашения о предоставлении развивающимся государствам льгот в таможенном обложении, ограничивающие злоупотребления монополий в торговле, и др. ЕЭК были усовершенствованы организация международной торговли, предприняты шаги, способствующие развитию торговли между Востоком и Западом.
Трудности в либерализации внешней торговли в мировом масштабе способствовали созданию региональных торговых союзов. Сюда можно отнести Европейский союз (ЕС), созданный в 1957 г. Между входящими в него странами устранены все тарифные ограничения во взаимной торговле, введена единая валюта и др. В других регионах также происходит создание торговых союзов: Соглашение о свободной торговле стран АСЕАН, Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и др.
Литература: Внешнеэкономическая деятельность, 3-е издание, Смитиенко Б., 2007 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|