Фильмы ужасов в СССР и России
Определение Фильм ужасов – это жанр художественного (игрового) кино, призванный вызвать у зрителя чувство страха, тревоги; создать напряжённую атмосферу ужаса и саспенса. Саспенс – состояние тревожного ожидания, беспокойства.
Характерные черты жанра Как и у любого кинематографического жанра, у фильмов ужасов есть свои особенности. Выделим некоторые из них и дадим краткую характеристику.
Технология страха. Основным признаком жанра является наличие страха. Многие связывают появление данного чувства с «предметами страха»: определёнными явлениями, персонажами, событиями. Можно сказать, что они являются катализатором страха. Однако некоторые исследователи связывают появление у человека данного чувства с таким понятием как «технология страха». Технология страха – это сложный комплекс приёмов (драматургических, стилистических, технических), создающих атмосферу ужаса. Именно наличие этого механизма, а не присутствие актуального предмета страха, обеспечивает жанровую идентификацию фильмов ужасов.
Эффекты внезапности. Эффект внезапности способен запустить в человеке механизм, поднимающий на поверхности его страхи.
Схема «жертва – палач». Борьба злых и добрых сил в фильмах ужасов представлена схемой «жертва – палач». В качестве палача обычно выступают монстры, потусторонние силы и явления, сам человек и его девиантные отклонения [1] (безумцы, психопаты, маньяки и т.д.).
Основные приёмы Рассмотрим основные приёмы, которые используются в фильмах ужасов.
К ним относятся: — тусклый/мигающий свет; — полная темнота; — резкие звуки, сопровождающие особо страшные моменты; — пугающая музыка/полная тишина; — затянутые сцены; — «жуткие увеселения».
«Жуткие увеселения» - приём, применяемый в фильмах ужасов, при котором образ, вызывающий у людей радость, при нестандартном использовании превращается в источник страха (например, клоун).
Все вышеперечисленные приёмы используются для создания атмосферы таинственности и недосказанности; усиления страха. История жанра Для того, чтобы фильм ужасов основательно закрепился как самостоятельный жанр, потребовалось много времени. На рассвете кинематографа ужасы не были особо распространены.
На заре кинематографа Первые фильмы, в которых были изображены потусторонние силы, появились ещё у Жоржа Мельеса в конце 1890-х годов. Одна из его известных работ – «Замок дьявола» (1896). В 1910 году в США вышел фильм «Франкенштейн». Он считается первым американским короткометражным фильмом ужасов.
В начале ХХ века эпицентром ужасов стала Германия. В 1913 году вышел фильм «Пражский студент», который, по мнению некоторых исследователей, является первым полноценным фильмом ужасов. В 1915 году вышел фильм «Голем» (на сегодняшний день считается утраченным). Одним из самых значимых фильмов является «Кабинет доктора Калигари» (1920).
Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари»
![]()
Настоящим прорывом как для всего кинематографа, так и для жанра ужасов в частности, стало появление звука. Среди первых звуковых фильмов ужасов – «Террор» (1927), который ныне считается утерянным.
Е – 1940-е годы Появление звука открыло большие возможности для кинематографа. Для зарождающегося жанра ужасов это стало неким толчком к развитию, который вскоре позволил занять фильмам ужасов почётное место в мире кино.
Одной из первых успешных попыток создать озвученный фильм ужасов стала кинокартина «Дракула» (1931) режиссёра Тода Броунинга, выпущенная компанией Universal. Фильм сразу обрёл популярность, а студия нашла новый источник дохода. Вслед за «Дракулой» в 1931 году на экраны вышла картина «Франкенштейн», ставшая одним из самых успешных фильмов классической серии фильмов ужасов [2]. Далее на экраны вышли «Мумия» (1932) и «Человек-невидимка» (1933).
У других студий успех был меньше, чем у Universal. Великая депрессия повлияла на кинопроизводство. Многие компании были вынуждены прекратить выпуск рискованных и дорогих картин. Однако неожиданный успех «Дракулы» и «Франкенштейна» подвигли кинематографистов попытаться повторить этот успех. Компания Paramount выпустила фильм «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1931), один из немногих фильмов данного жанра, удостоенный высоких оценок кинокритиков и получивший премию «Оскар» (номинация «лучшая мужская роль»).
В 1941 году Universal выпустили фильм «Человек-волк», не ставший таким же успешным, как остальные фильмы компании. К середине 1940-х годов Universal стали в одном фильме совмещать несколько своих монстров. Так появилось понятие «кроссовер». Кроссовер - фильм, в котором смешиваются элементы и герои нескольких независимых киновселенных.
Так, в 1943 году вышел фильм «Франкенштейн встречает человека-волка».
Е – 1960-е годы Новый виток научно-технического прогресса, травматический шок после Второй Мировой войны и ужасов нацистских концлагерей, атомные бомбардировки дали новые причины для страхов. Фильмы ужасов данного периода можно разделить на 3 категории: — психологические фильмы ужасов;
— научно-фантастические фильмы ужасов; — фильмы ужасов на демонические темы.
Научная фантастика и ужасы переплелись как никогда раньше. В этот период стали популярны фильмы, повествующие о достижении какими-либо существами гигантских размеров (в основном, из-за большого уровня радиации). В 1954 году вышел фильм «Они!», в 1955 году – «Тарантул».
В «Психо» мир увидел не какого-то страшного монстра, а реального человека; парня, живущего по соседству и ставшего олицетворением ужаса. Это уже был не вымышленный мир, а реальный, в котором живём все мы.
Конец 1950-х – начало 1960-х годов знаменательны выходом в международный прокат британской компании Hammer Film Productions, которая специализировалась на выпуске фантастики и фильмов ужасов. Многие фильмы компании были ремейками [3] фильмов студии Universal. Они дали вторую жизнь известным персонажам. Так, в 1957 году вышел фильм «Проклятие Франкенштейна», в 1958 – «Дракула», в 1959 – «Мумия».
Е – 1980-е годы Фильмы ужасов 1970-х годов характеризуются шокирующими темами, которые раньше были неприемлемы; обилием сцен насилия.
В это время получают популярность фильмы с обилием крови, насилия, пыток. Так, в 1972 году вышел фильм «Последний дом слева». Два года спустя на экраны вышел фильм Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» (1974).
Фильм «Хэллоуин» (1978) принёс в жанр ужасов новое тематическое направление. Последователями «Хэллоуина» стали фильмы «Пятница 13-е» (1980) и «Кошмар на улице Вязов» (1984) с их знаменитыми персонажами Джейсоном Вурхизом и Фредди Крюгером соответственно.
Таким образом, в 1970-х – 1980-х годах были созданы самые мощные фильмы ужасов. Некоторые считают, что именно в это время жанр достиг своей вершины. И с этим трудно не согласиться.
Е годы
Можно сказать, что жанр стал более сдержанным: крови, насилия было гораздо меньше. В это время Голливуд возвращается к своим старым монстрам. Так, в 1994 году выходят фильмы «Франкенштейн» и «Волк», в 1999 – «Мумия».
В 1996 году огромного успеха добивается картина «Крик», положившая начало одноимённой серии фильмов ужасов и немного возродившая жанр.
Кардинально новыми ужасами 90-х стал фильм «Ведьма из Блэр» (1999). Картина является одной из первых, снятой в жанре псевдо-документалистики (первый – «Ад каннибалов» (1980)).
Между тем, развитие фильмов ужасов происходит и за пределами Америки. В 1998 году вышел фильм «Звонок», ставший самым известным японским ужасом.
Е годы В 2000-е годы в жанре можно выделить следующие тенденции: — ремейки фильмов ужасов; — большое количество насилия; — распространение формата «found footage».
Ремейки. В 2000-х годах первой тенденцией стало появление большого количества ремейков фильмов ужасов. Конечно, явление не было новым, ведь ремейки создавались на протяжении всего существования кинематографа, однако в данной ситуации поражает их количество. «Пересъёмкам» подверглись не только классические фильмы, но и ужасы, выпущенные в других странах. После выхода в 2002 году фильма «Звонок» (ремейк одноимённого японского фильма), стало появляться большое количество ремейков азиатских фильмов ужасов. Так, в 2004 году вышел фильм «Проклятие», в 2005 – «Тёмная вода», в 2008 – «Один пропущенный звонок».
В 2003 году выходит «Техасская резня бензопилой», в 2005 – «Дом восковых фигур».
Большое количество насилия. В 2004 году вышел фильм «Пила: Игра на выживание», породивший ещё 6 продолжений. Несмотря на то, что фильм по своей сути был больше психологическим триллером и содержал немного сцен насилия, именно он стал самым узнаваемым фильмом ужасов, сосредотачивающимся на изображении телесных травм и пыток.
Кадры из фильма «Пила: Игра на выживание»
«Found footage». Суть данного формата заключается в том, что весь фильм или существенная его часть представляются зрителю как материалы с найденных видеозаписей.
Широкую известность получил фильм «Паранормальное явление» (2009). Также стоит отметить фильмы «Репортаж» (2007) и «Монстро» (2008).
Другими известными фильмами данного периода являются: — «Другие» (2000); — «Пункт назначения» (2000); — «Поворот не туда» (2003); — «Спуск» (2005); — «Сайлент хилл» (2006).
Фильмы ужасов в СССР и России Первым российским фильмом ужасов является фильм Василия Гончарова «Вий» (2009). До наших дней фильм не сохранился.
В СССР такой жанр как фильмы ужасов долгое время практически полностью отсутствовал. Первая советская картина, которую можно отнести к данному жанру – «Медвежья свадьба» (1926).
Стоит отметить, что советские фильмы ужасов исключали какие-либо сверхъестественные явления, часто носили научно-фантастический характер или имели исторический контекст, обращаясь к произведениям классики.
В 1992 году вышел фильм «Прикосновение», ставший толчком к развитию жанра фильмов ужасов в России. [1] Девиантное поведение – поведение личности, отклоняющиеся от общепринятых, наиболее распространённых общественных норм. [2] Классическая серия фильмов ужасов студии Universal (также называемые «Монстры Universal») – фильмы ужасов, снятые в 1930 – 1950-х годах студией Universal и оказавшие значительное влияние на развитие кинематографа. [3] Ремейк – фильм, снятый по сценарию вышедшей ранее картины или по мотивам этого сценария (по-другому – новая версия старого фильма).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|