Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фильмы ужасов в СССР и России

Определение

Фильм ужасов – это жанр художественного (игрового) кино, призванный вызвать у зрителя чувство страха, тревоги; создать напряжённую атмосферу ужаса и саспенса.

Саспенс – состояние тревожного ожидания, беспокойства.

 

 

Характерные черты жанра

Как и у любого кинематографического жанра, у фильмов ужасов есть свои особенности. Выделим некоторые из них и дадим краткую характеристику.

 
 
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛЬМОВ УЖАСОВ


Эффекты внезапности
Страх; технология страха
Схема «жертва – палач»

 

 

Технология страха. Основным признаком жанра является наличие страха. Многие связывают появление данного чувства с «предметами страха»: определёнными явлениями, персонажами, событиями. Можно сказать, что они являются катализатором страха. Однако некоторые исследователи связывают появление у человека данного чувства с таким понятием как «технология страха».

Технология страха – это сложный комплекс приёмов (драматургических, стилистических, технических), создающих атмосферу ужаса. Именно наличие этого механизма, а не присутствие актуального предмета страха, обеспечивает жанровую идентификацию фильмов ужасов.

 

Эффекты внезапности. Эффект внезапности способен запустить в человеке механизм, поднимающий на поверхности его страхи.

 

Схема «жертва – палач». Борьба злых и добрых сил в фильмах ужасов представлена схемой «жертва – палач». В качестве палача обычно выступают монстры, потусторонние силы и явления, сам человек и его девиантные отклонения [1] (безумцы, психопаты, маньяки и т.д.).

 

 

Основные приёмы

Рассмотрим основные приёмы, которые используются в фильмах ужасов.

К ним относятся:

— тусклый/мигающий свет;

— полная темнота;

— резкие звуки, сопровождающие особо страшные моменты;

— пугающая музыка/полная тишина;

— затянутые сцены;

— «жуткие увеселения».

 

«Жуткие увеселения» - приём, применяемый в фильмах ужасов, при котором образ, вызывающий у людей радость, при нестандартном использовании превращается в источник страха (например, клоун).

 

Все вышеперечисленные приёмы используются для создания атмосферы таинственности и недосказанности; усиления страха.

История жанра

Для того, чтобы фильм ужасов основательно закрепился как самостоятельный жанр, потребовалось много времени. На рассвете кинематографа ужасы не были особо распространены.

 

На заре кинематографа

Первые фильмы, в которых были изображены потусторонние силы, появились ещё у Жоржа Мельеса в конце 1890-х годов. Одна из его известных работ – «Замок дьявола» (1896). В 1910 году в США вышел фильм «Франкенштейн». Он считается первым американским короткометражным фильмом ужасов.

 

В начале ХХ века эпицентром ужасов стала Германия. В 1913 году вышел фильм «Пражский студент», который, по мнению некоторых исследователей, является первым полноценным фильмом ужасов. В 1915 году вышел фильм «Голем» (на сегодняшний день считается утраченным). Одним из самых значимых фильмов является «Кабинет доктора Калигари» (1920).

           
     

 


 

Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари»

ЛИЧНОСТЬ
В 1920-х годах Голливуд выпускает первую звезду фильмов ужасов – Лона Чейни.

 

 

           
   
Лон Чейни (1883 – 1930) -выдающийся американский актёр немого кино. Прославился способностью до неузнаваемости изменять свою внешность, за что получил прозвище «Человек с Тысячей Лиц». Его самые известные роли были сыграны в фильмах «Горбун из Нотр-Дама» (1923), «Монстр» (1925) и «Призрак оперы» (1925).
   
 

 


Настоящим прорывом как для всего кинематографа, так и для жанра ужасов в частности, стало появление звука. Среди первых звуковых фильмов ужасов – «Террор» (1927), который ныне считается утерянным.

 

Е – 1940-е годы

Появление звука открыло большие возможности для кинематографа. Для зарождающегося жанра ужасов это стало неким толчком к развитию, который вскоре позволил занять фильмам ужасов почётное место в мире кино.

 

Одной из первых успешных попыток создать озвученный фильм ужасов стала кинокартина «Дракула» (1931) режиссёра Тода Броунинга, выпущенная компанией Universal. Фильм сразу обрёл популярность, а студия нашла новый источник дохода. Вслед за «Дракулой» в 1931 году на экраны вышла картина «Франкенштейн», ставшая одним из самых успешных фильмов классической серии фильмов ужасов [2]. Далее на экраны вышли «Мумия» (1932) и «Человек-невидимка» (1933).

ЛИЧНОСТЬ

У других студий успех был меньше, чем у Universal. Великая депрессия повлияла на кинопроизводство. Многие компании были вынуждены прекратить выпуск рискованных и дорогих картин. Однако неожиданный успех «Дракулы» и «Франкенштейна» подвигли кинематографистов попытаться повторить этот успех. Компания Paramount выпустила фильм «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1931), один из немногих фильмов данного жанра, удостоенный высоких оценок кинокритиков и получивший премию «Оскар» (номинация «лучшая мужская роль»).

 

В 1941 году Universal выпустили фильм «Человек-волк», не ставший таким же успешным, как остальные фильмы компании. К середине 1940-х годов Universal стали в одном фильме совмещать несколько своих монстров. Так появилось понятие «кроссовер». Кроссовер - фильм, в котором смешиваются элементы и герои нескольких независимых киновселенных.

 

Так, в 1943 году вышел фильм «Франкенштейн встречает человека-волка».

 

 

Е – 1960-е годы

Новый виток научно-технического прогресса, травматический шок после Второй Мировой войны и ужасов нацистских концлагерей, атомные бомбардировки дали новые причины для страхов.

Фильмы ужасов данного периода можно разделить на 3 категории:

— психологические фильмы ужасов;

— научно-фантастические фильмы ужасов;

— фильмы ужасов на демонические темы.

 

Научная фантастика и ужасы переплелись как никогда раньше. В этот период стали популярны фильмы, повествующие о достижении какими-либо существами гигантских размеров (в основном, из-за большого уровня радиации). В 1954 году вышел фильм «Они!», в 1955 году – «Тарантул».

 

ЛИЧНОСТЬ
Альфред Хичкок, большинство работ которого больше относятся к триллерам, чем к фильмами ужасов, снимает в этот период знаковый для жанра «Психо» (1960).

 

 

       
   
Альфред Хичкок (1899 – 1980) -британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Хичкок умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу неопределённости и тревожного ожидания. Многие его кинокартины стали классикой мирового кинематографа. Имеет 6 номинаций на премию «Оскар» и одну победу (Премия имени Ирвинга Тальберга, 1968).
 
 

 

 


В «Психо» мир увидел не какого-то страшного монстра, а реального человека; парня, живущего по соседству и ставшего олицетворением ужаса. Это уже был не вымышленный мир, а реальный, в котором живём все мы.

 

Конец 1950-х – начало 1960-х годов знаменательны выходом в международный прокат британской компании Hammer Film Productions, которая специализировалась на выпуске фантастики и фильмов ужасов. Многие фильмы компании были ремейками [3] фильмов студии Universal. Они дали вторую жизнь известным персонажам. Так, в 1957 году вышел фильм «Проклятие Франкенштейна», в 1958 – «Дракула», в 1959 – «Мумия».

 

Кадр из фильма «Психо»
К концу 1960-х годов фильмы ужасов стали пользоваться огромной популярностью.

 

Е – 1980-е годы

Фильмы ужасов 1970-х годов характеризуются шокирующими темами, которые раньше были неприемлемы; обилием сцен насилия.

 

Успех фильма «Ребёнок Розмари» (1968) привёл к созданию в 1973 году фильма «Изгоняющий дьявола», который часто считают самым страшным фильмом ужасов за всё время существования жанра. Фильм стал образцом ужасов на демоническую тему. «Изгоняющий дьявола» был номинирован на 10 премий «Оскар» (включая номинацию «Лучший фильм»), одержал победу в 2-х номинациях: «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший звук».

 

В это время получают популярность фильмы с обилием крови, насилия, пыток. Так, в 1972 году вышел фильм «Последний дом слева». Два года спустя на экраны вышел фильм Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» (1974).

 

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Знаменитой фигурой жанра становится писатель Стивен Кинг. Начиная с «Кэрри» (1976), его романы стали неисчерпаемыми источниками идей для кино. Одной из самых удачных экранизаций Кинга является фильм Стэнли Кубрика «Сияние» (1980).

 

К концу 1970-х годов новый тип фильмов ужасов прочно закрепился на арене. Хотя некоторые старые поджанры всё ещё давали о себе знать. Например, режиссёр Ридли Скотт возвращается к теме научно-фантастических фильмов ужасов. В 1979 году выходит «Чужой».

 

Фильм «Хэллоуин» (1978) принёс в жанр ужасов новое тематическое направление. Последователями «Хэллоуина» стали фильмы «Пятница 13-е» (1980) и «Кошмар на улице Вязов» (1984) с их знаменитыми персонажами Джейсоном Вурхизом и Фредди Крюгером соответственно.

 

Таким образом, в 1970-х – 1980-х годах были созданы самые мощные фильмы ужасов. Некоторые считают, что именно в это время жанр достиг своей вершины. И с этим трудно не согласиться.

 

 

Е годы

Кадры из фильма «Техасская резня бензопилой»
1990-е годы, по мнению многих, были самыми скудными для жанра фильмов ужасов. Данное десятилетие потеряло опыт прошлых лет. В это время выпускаются многочисленные «второсортные» продолжения кинофраншиз «Пятница 13-е», «Кошмар на улице Вязов» и «Хэллоуин».

 

Можно сказать, что жанр стал более сдержанным: крови, насилия было гораздо меньше. В это время Голливуд возвращается к своим старым монстрам. Так, в 1994 году выходят фильмы «Франкенштейн» и «Волк», в 1999 – «Мумия».

 

В 1996 году огромного успеха добивается картина «Крик», положившая начало одноимённой серии фильмов ужасов и немного возродившая жанр.

 

Кардинально новыми ужасами 90-х стал фильм «Ведьма из Блэр» (1999). Картина является одной из первых, снятой в жанре псевдо-документалистики (первый – «Ад каннибалов» (1980)).

 

Между тем, развитие фильмов ужасов происходит и за пределами Америки. В 1998 году вышел фильм «Звонок», ставший самым известным японским ужасом.

 

 

Е годы

В 2000-е годы в жанре можно выделить следующие тенденции:

— ремейки фильмов ужасов;

— большое количество насилия;

— распространение формата «found footage».

 

Ремейки. В 2000-х годах первой тенденцией стало появление большого количества ремейков фильмов ужасов. Конечно, явление не было новым, ведь ремейки создавались на протяжении всего существования кинематографа, однако в данной ситуации поражает их количество. «Пересъёмкам» подверглись не только классические фильмы, но и ужасы, выпущенные в других странах. После выхода в 2002 году фильма «Звонок» (ремейк одноимённого японского фильма), стало появляться большое количество ремейков азиатских фильмов ужасов. Так, в 2004 году вышел фильм «Проклятие», в 2005 – «Тёмная вода», в 2008 – «Один пропущенный звонок».

 

В 2003 году выходит «Техасская резня бензопилой», в 2005 – «Дом восковых фигур».

 

Большое количество насилия. В 2004 году вышел фильм «Пила: Игра на выживание», породивший ещё 6 продолжений. Несмотря на то, что фильм по своей сути был больше психологическим триллером и содержал немного сцен насилия, именно он стал самым узнаваемым фильмом ужасов, сосредотачивающимся на изображении телесных травм и пыток.

           
     

 


Кадры из фильма «Пила: Игра на выживание»

 

 

«Found footage». Суть данного формата заключается в том, что весь фильм или существенная его часть представляются зрителю как материалы с найденных видеозаписей.

 

Широкую известность получил фильм «Паранормальное явление» (2009). Также стоит отметить фильмы «Репортаж» (2007) и «Монстро» (2008).

 

Другими известными фильмами данного периода являются:

— «Другие» (2000);

— «Пункт назначения» (2000);

— «Поворот не туда» (2003);

— «Спуск» (2005);

— «Сайлент хилл» (2006).

 

 

Фильмы ужасов в СССР и России

Первым российским фильмом ужасов является фильм Василия Гончарова «Вий» (2009). До наших дней фильм не сохранился.

 

В СССР такой жанр как фильмы ужасов долгое время практически полностью отсутствовал. Первая советская картина, которую можно отнести к данному жанру – «Медвежья свадьба» (1926).

 

Стоит отметить, что советские фильмы ужасов исключали какие-либо сверхъестественные явления, часто носили научно-фантастический характер или имели исторический контекст, обращаясь к произведениям классики.

 

В 1992 году вышел фильм «Прикосновение», ставший толчком к развитию жанра фильмов ужасов в России.


[1] Девиантное поведение – поведение личности, отклоняющиеся от общепринятых, наиболее распространённых общественных норм.

[2] Классическая серия фильмов ужасов студии Universal (также называемые «Монстры Universal») – фильмы ужасов, снятые в 1930 – 1950-х годах студией Universal и оказавшие значительное влияние на развитие кинематографа.

[3] Ремейк – фильм, снятый по сценарию вышедшей ранее картины или по мотивам этого сценария (по-другому – новая версия старого фильма).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...