ТЕМА 6. Система правого регулирования рынка услуг путем лицензирования деятельности(на примере автомобильного транспорта).
Переход к рыночной экономике обусловил необходимость удержания у государства рычагов контроля за деятельностью предприятий. Одним из таких рычагов, как показывает опыт развитых государств с давними традициями рыночной экономики, является лицензирование. Разумеется, транспорт в силу своей специфики и положения на рынке должен находиться под государственным контролем. Основные причины, по которым в условиях рыночной экономики необходимо государственное регулирование транспортной деятельности, состоят в следующем: • необходимость контролировать деятельность транспортных предприятий, находящихся в условиях "естественной монополии"; • необходимость контролировать и ограничивать уровень транспортных тарифов; • необходимость обеспечить защиту транспортных предприятий от недобросовестных конкурентов; • необходимость разрабатывать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты; • необходимость эффективного транспортного обеспечения ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф; • роль транспорта в системе обороны страны. На начальном этапе перед органами Российской транспортной инспекции (РТИ) (в настоящее время с 2003 г Федеральная служба по надзору на транспорте. В субъектах РФ - региональные управления автомобильно-дорожного надзора, либо управления в центрах федеральных округов) была поставлена задача провести лицензирование деятельности предприятий транспортно-дорожного комплекса. Поэтому зачастую у владельцев транспортных средств создавалось впечатление, что органы РТИ предназначены только для сбора максимальных доходов от выдачи лицензий, а сам по себе платный характер лицензирования - как один из многочисленных налогов. Это мнение, к сожалению, и сейчас является доминирующим как в силу незнания целей и задач органов РТИ, так и по причине сложившейся практики их деятельности.
Что же может дать деятельность органов РТИ заинтересованным участникам транспортного процесса? Для клиентуры это • контроль уровня тарифов; • административный контроль за транспортниками, нарушающим правила обслуживания клиентов или договор; • разрешение конфликтных ситуаций между предприятиями транспорта и клиентами до обращения в арбитражный суд; • контроль за безопасностью дорожного движения и соблюдением экологических требований; • привлечение транспортников с использованием административных или экономических рычагов в сектора рынка с высоким спросом на перевозки. Для транспортных предприятий • возможность законного использования повышенных тарифов на перевозки там, где это целесообразно; • пресечение деятельности предприятий - конкурентов, не имеющих лицензий; • запрет на использование необоснованно низких тарифов на перевозки недобросовестными конкурентами, • информирование транспортных предприятий о наличии секторов рынка с высоким спросом на перевозки; • разработка и проведение мер по государственной поддержке предприятий, выполняющих социально значимые перевозки. Местным органом власти • предоставление и разъяснение сведений о решениях Минтранса России, касающихся транспортно-дорожного комплекса; • предоставление информации о состоянии транспортно-дорожного комплекса региона, его проблемах и перспективах; «разработка предложений по совершенствованию работы ТК региона; • разработка дополнительных лицензионных требований, учитывающих интересы региона и региональных властей.
Лицензирование большинства видов деятельности осуществляется настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятым Государственно!' Думой и вступившим в силу с 08.02.2002 года с последующими изменениями. Следует отметить, что указанный Федеральный закон резко сократил число видов деятельности, подлежащих лицензированию. Количество их сократилось с нескольких сотен до примерно 140. Пожалуй, впервые за весь постсовегский период в этой весьма чувствительной области был на веден относительный порядок. Такое сокращение числа лицензируемых видов деятельности действительно не на словах, а на деле позволило хотя бы частично "разбюрократить" экономику, уменьшить число административных барьеров, облегчить предпринимателям ведение законного и честногобизнеса. Лицензирование оставлено только в таких областях, где контроль государства жизненно необходим и, соответственно, его отсутствие облечет непредсказуемые последствия (ущерб правам, законным интересам издоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России). Действие закона не распространяется на некоторые особые виды деятельности, регулируемые другими Федеральными законами, такие, например, как: • деятельность кредитных организаций; • страховая деятельность; • осуществление международных автомобильных перевозок; • образовательная деятельность и т.д. Термин "лицензия" в законе определяется как специальное разрешение на осуществление конкретных видов деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Любопытно заметить, что термин лицензия употребляется в некоторых западных странах (например, в США) по отношению к водительскому удостоверению, которое и там и у нас разрешает управлять автомобилем. Следует отличать лицензию от сертификата, который подтверждает соответствие продукции установленным требованиям. Сертификаты в этом смысле соответствуют дипломам или удостоверениям об окончании различных учебных заведений или курсов.
Основные принципы осуществления лицензирования представлены в ст. 3 упомянутого выше ФЗ-128 и состоят в следующем: • обеспечение единства экономического пространства на территории России, • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, • установление единого порядка лицензирования на территории России; • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; • гласность и открытость лицензирования; • соблюдение законности при осуществлении лицензирования. В 5 и 6 статьях определены полномочия соответственно Правительства РФ и лицензирующих органов. Принципиально важным является то, что если лицензия была выдана федеральным органом исполнительной власти ли органом исполнительной власти субъекта РФ, то соответствующая Деятельность может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, то деятельность может осуществляться на территориях и других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Срок действия лицензии в настоящее время не может быть менее чем 5 лет и по его окончании лицензия может быть продлена в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Это обстоятельство значительно облегчило, если так можно выразиться, "головную боль", которая возникала раньше каждый год. Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган ряд документов, среди которых отметим "сведения о квалификации работников соискателя лицензии". Иногда, правда, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление также иных документов. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. После уплаты лицензионного сбора лицензирующий орган в течение 3 дней бесплатно выдает документ, подтверждающий наличие лицензии.
При необходимости можно получить дубликат указанного документа, при этом его стоимость составляет всего 10 рублей! В некоторых случаях, например, преобразования юридическою лица или утраты документа, подтверждающего наличие лицензии и т. д. возникает необходимость переоформить лицензию, что обойдется всего в 100 рублей. Лицензирующие органы имеют право контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицензионных требований, в частности: • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; • выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; • выносить предупреждения лицензиату. В некоторых особо оговоренных случаях лицензирующие органы вправе приостанавливать и даже аннулировать лицензии. Особо хотелось бы остановиться на стоимости лицензии. Теперь она прямо определяется законом и составляет: • за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей; • за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Ранее, например, на автомобильном транспорте стоимость лицензии определялась в зависимости от ее вида и самое главное от числа автомобилей. Сейчас же стоимость лицензии не зависит ни от срока ее действия, ни количества автомобилей, ни от минимального размера оплаты труда. В области автомобильного транспорта в настоящее время лицензируются лишь: • перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); • перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; • перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3.5 тонн (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Таким образом, сейчас лицензированию подлежит лишь автомобильный транспорт общего пользования (это понятие определяется 789 статьей Гражданского кодекса РФ), да и то только автобусы с числом мест более 8, легковые такси и грузовые автомобили грузоподъемностью более 3.5 тонн.
В начале 90-ых годов на рынке появилось много предпринимательских структур, имеющих транспорт и осуществляющих перевозки. Разрушенные к тому времени административные и еще не созданные экономические методы контроля за соблюдением правил безопасной эксплуатации транспорта привели к росту числа ДТП, а также тяжести их последствий. Одной из причин такого роста явилась низкая квалификация работников этих предприятий. В погоне за максимальной прибылью предприниматели не проводят на должном уровне техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, нарушают требования законодательства к режиму труда и отдыха водителей, не занимаются профилактикой дорожно-транспортных происшествий. В этой связи весьма актуальным было Постановление Правительства России от 30 августа 1993 года № 876, закрепившее обязательную подготовку или повышение квалификации лиц, занимающих должности руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. По окончании обучения проводится аттестация в специально созданных комиссиях и успешно прошедшим ее выдается удостоверение установленного образца, действительное в течение 5 лет. Кроме того, ст. 196 Трудового кодекса на работодателя возлагается обязанность проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности. При обнаружении предприятий или предпринимателей, осуществляющих перевозки без лицензий или с нарушением условий лицензирования, органы РТИ могут в соответствии Административным Кодексом наложить штраф, приостановить или даже аннулировать лицензию. Требования по обеспечению БДД изложены в приказе Минтранса РФ от 9 марта 1995 года № 27 "Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов". Это Положение определяет также требования по БДД и к водителям-предпринимателям. Положением ответственность за организацию работы по обеспечению БДД возлагается на руководителя либо назначенного на должность исполнительного руководителя или специалиста. Если предприятие или предприниматель не обладают необходимой производственной базой (например, по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей), то они обеспечивают выполнение требований по БДД на основе договоров с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими сертификат, подтверждающий качество соответствующих работ. В Положении приводятся: • задачи и основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов; • требования к обеспечению профессиональной надежности водительского состава (прием на работу и допуск к осуществлению перевозок; стажировка водителей; поддержание и контроль состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности; поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей); • требования по обеспечению эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии; • требования по обеспечению безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса. Таким образом, к настоящему времени сформирована значительная часть нормативно-правовой базы, регулирующей проблему лицензирования на автомобильном транспорте, а также деятельность органов Федеральной службы на транспорте. Принятые и принимаемые в стране меры по сокращению аварийности как со стороны МВД, так и со стороны Минтранса уже дали положительные результаты. В будущем можно надеяться на сохранение положительной тенденции к снижению числа ДТП, а также раненых и погибших.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|