Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация сертификации на автомобильном транспорте

ТЕМА 7. Правовая система управления качеством услуг и продукции путем сертификации на транспорте (автомобильном).

 

Одной из основных особенностей мировой экономики в настоящее время является бурное развитие мировой торговли, разделение труда, специализация и кооперация. В этих условиях проблема повышения качества продукции является одной из ключевых экономических и даже политических задач. Поэтому на ее решение нацелена совокупность таких мер, как стандартизация, государственный надзор за качеством, организация испытаний продукции и, наконец, ее сертификация.

Сертификация — действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом иден­тифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

Все более широкое распространение сертификации обуславливается рядом существенных обстоятельств, обеспечивающих значительные выгоды как изготовителям, так и потребителям продукции.

Изготовитель сертифицированной продукции повышает ее конкурентоспособность, расширяет рынок сбыта и объем продаж, что, в конечном счете, приводит к снижению себестоимости и увеличению прибыли. Кроме того, при возникновении несчастных случаев сертификат позволяет существенно снизить меру юридической и административной ответственности при судебных разбирательствах.

Потребитель сертифицированной продукции получает гарантированно качественную продукцию (соответствующую принятым стандартам), что дает возможность ему сэкономить средства и время на проведение испытаний и избежать сплошного контроля качества поставляемой ему продукции.

Система сертификации в России основана на следующих нормативных документах:

1. Закон РФ "О защите прав потребителей" (февраль 1992 г.).

2. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" (июль 1994).

3. Закон РФ «О техническом регулировании» (декабрь 2002 г.)

В соответствии с законом "О техническом регулировании»" «сертификация» - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям".

В соответствии со статьей 1 этого Закона "О техническом регулировании» сертификация может иметь обязательный и добровольный характер".

Обязательной сертификации, то есть испытанию на соответствие ее специальным требованиям, подлежит продукция, в государственных стандартах или технических регламентах на которую содержатся требования по безопасности жизни и здоровья людей и охране окружающей среды.

Добровольная сертификация проводится по продукции, не подлежащей обязательной сертификации, и на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Таким образом, наличие сертификата и проставленного на изделии знака соответствия является свидетельством того, что продукция или услу­га соответствуют по параметрам безопасности, содержащимся в стандартах требованиям.

В соответствии с законодательством Национальным органом по сертификации в России является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), который проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия.

Следует отметить, что в России понятие обязательной сертификации толкуется более широко, чем в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. В некотором смысле это считается тормозом на пути развития экономики. В рамках проводимой в стране политики дебюрократизации сейчас высказывается мнение о резком сокращении перечня продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также об отказе от ши­роко распространенных и всепроникающих обязательных государственных стандартов. Предполагается, что обязательную сертификацию заменят вы­сокая конкуренция на рынке и добровольная сертификация.

Организация сертификации на автомобильном транспорте

 

Актуальность проблемы сертификации на автомобильном транспорте объясняется, прежде всего, тем, что он является источником повышенной опасности для людей и угрозой для окружающей среды. В 1958 году в Женеве было подписано "Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов, оборудования и частей механических транспортных средств", в рамках которого были разработаны Правила, касающиеся конструкции транспортных средств и их составных частей (Правила ЕЭК ООН) с точки зрения их безопасности и экологии.

В соответствии с указанным "Соглашением..." к эксплуатации на дорогах стран, подписавших его, допускаются транспортные средства, соответствующие принятым Правилам. Одновременно разрешение на эксплуатацию транспортных средств, выданное в одной из стран, признается всеми другими странами, подписавшими "Соглашение...". В соответствии с ним сертификация является обязательным условием для реализации транспортных средств на рынках стран, присоединившихся к "Соглашению...".

Членами "Соглашения..." являются практически все страны Европы, и оно рассматривается как основа для будущего всемирного Соглашения. СССР присоединился к этому "Соглашению..." в 1987 году.

В международных системах сертификации особого внимания заслуживают вопросы взаимного признания сертификатов. В системе сертификации оборудования автотранспортных средств ЕЭКООН Административный орган (каковым в России является в настоящее время Госстандарт) ссылает всем странам - участницам системы протокол испытаний, составленный по форме, принятой в ЕЭК ООН. Вместе с ним рассылается и карта уведомления об официальном утверждении данного вида оборудования (например, шин, осветительного оборудования, ремней безопасности или всего автотранспортного средства). При этом на утвержденном таким образом оборудовании проставляется знак его соответствия стандартам ЕЭК ООН в виде буквы Е с указанием после этой буквы порядкового номера страны в соответствии с ее регистрацией в ЕЭК ООН. Маркированное таким образом оборудование признается к использованию в других странах.

В настоящее время в России созданы или находятся в стадии становления следующие системы сертификации:

1. Система сертификации механических транспортных средств (включая грузовые и легковые автомобили и автобусы). Утверждена и введена в действие с 1.05.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.

2. Система сертификации специальных и специализированных автомобилей.

3. Система сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств. Утверждена и введена в действие с 7.02.1995 г.

4. Система сертификации эксплуатационных материалов (нефтепродукты и автопрепараты). Утверждена и введена в действие с 20.01.1993 г.

5. Система сертификации услуг грузового автотранспорта, в первую очередь в сфере перевозки опасных грузов.

6. Система сертификации услуг пассажирского транспорта. Сертификация услуг пассажирского транспорта производится в соответствии с Постановлением Правительства от 13.08.1997 г. № 1013.

7. Система сертификации гаражного оборудования.

В общем и целом процедура сертификации может состоять из следующих этапов:

• подача заявки в аккредитованный орган по сертификации однородной продукции;

• экспертиза документов, предоставленных соискателем;

• выбор схемы сертификации;

• заключение договора на проведение работ по сертификации;

• проведение испытаний;

• анализ полученных результатов и принятие решения;

• выдача сертификата соответствия и регистрация его в Государственном реестре;

• признание иностранного сертификата;

• осуществление инспекционного контроля за соответствием сертифицированной продукции требованиям нормативно-технической документации,

• публикация информации о результатах сертификации.

Проведение испытаний в некоторых случаях может быть произведено в аккредитованных испытательных лабораториях, которые выдают протоколы испытаний для органа по сертификации

В настоящее время по всей территории России разворачивается создание испытательных лабораторий и центров по сертификации. Они должны быть аккредитованы соответствующей системой сертификации и иметь лицензию Госстандарта на право ее проведения.

В этой связи большие изменения предполагается ввести при проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств. Талон о прохождении государственного технического осмотра является по своей сути сертификатом, подтверждающим, что транспортное средство соответствует ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» В настоящее время утверждено всеми заинтересованными ведомствами "Положение о проведении контроля технического состояния автомототранспортных средств и прицепов в Российской Федерации", предусматривающее проведение инструментальной проверки в специальных аккредитованных центрах контроля. Введение инструментального контроля позволит избежать субъективности при проведении технического осмотра. На каждое транспортное средство центр контроля оформляет и выдает свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности, срок действия которого - один календарный месяц с момента его выдачи. Это свидетельство предъявляется заявителем в местное подразделение ГИБДД для дальнейшего проведения государственного технического осмотра или регистрации (перерегистрации) без проверки его технического состояния.

Таким образом, система сертификации на автомобильном транспорте направлена на снижение вредных последствий его использования и, прежде всего, уменьшение уровня аварийности и охрану окружающей среды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...