Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Продуктовая дифференциация: сущность и виды продуктовой дифференциации.

Экономика отраслевых рынков

Составитель: Орешков И.В., канд. экон. наук, ст. преп.

Целями освоения дисциплины «Экономика отраслевых рынков» является подготовка бакалавров к осуществлению:

– научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;

– междисциплинарным научным исследованиям для решения хозяйственных (производственных) задач, связанных с инновационной моделью развития национальной экономики и региона;

– к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом рисков и социально-экономических последствий принимаемых решений, а так же правовых, административных и других ограничений;

– самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию.

В процессе освоения дисциплины у бакалавров развиваются следующие компетенции:

  • способность осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной экономической деятельности.
  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
  • способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
  • способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
  • способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде отчета, статьи или доклада (ПК-4);
  • способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
  • способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
  • способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);

Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:

знать:

- типы рыночных структур и конкурентного поведения, их классификации;

- экономические и территориальные особенности отраслевой специфики экономики РФ;

-основные макроэкономические показатели социально-экономического развития страны;

- методологию исследования рынка и рыночных структур;

- барьеры входа/выхода их роль и классификацию;

- критерии концентрации продавцов на рынке или в отрасли и показатели ее измерения;

- показатели измерения степени монопольной власти;

- вертикальная интеграция, ее значение, виды и последствия;

- признаки доминирования фирмы на рынке;

- значение диверсификации, дифференциации и ценовой дискриминации товара в конкурентной борьбе;

- основные теоретические модели, описывающие конкурентное взаимодействие фирм;

- антимонопольное законодательство страны

уметь:

- обосновать необходимость регулирования конкуренции на рынке современном этапе развития;

- самостоятельно разбираться в особенностях конкурентного взаимодействия фирм, определять тип взаимодействия на конкретных примерах отраслей РФ;

- оценивать степень государственного влияния на конкуренцию и аргументировано обосновывать собственную позицию;

- собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию;

-рассчитывать индексы концентрации продавцов и показатели монопольной власти в отрасли;

-использовать знания, полученные в ходе изучения курса «Экономика отраслевых рынков» в реализации своих профессиональных навыков.

владеть:

- навыками работы с научной литературой;

- навыками поиска необходимой информации;

- навыками устной и письменной речи на русском языке;

- навыками анализа и обработки статистической информации;

- навыками публичной и научной речи умением аргументировано излагать свои мысли;

Содержание дисциплины

Тема 1. Методологические вопросы исследования рынка

Рынок. Границы рынка (типы границ). Отрасль. Отрасль и рынок.

Барьеры входа и выхода: понятие и классификация. Субъективные и Объективные. Экономические. Административные. Организационные. Экологические. Барьеры выхода.

Вопросы для самопроверки

  1. Обоснуйте необходимость выделения особого раздела экономической науки «Industrial organization». Кризис модели совершенной конкуренции.
  2. Раскройте особенности формирования гарвардской парадигмы: «структура – поведение – результативность» (СПР).
  3. Поясните сущность критики подхода «СПР» и альтернативных путей изучения фирм и отраслей.

 

Тема 2. Критерии измерения концентрации продавцов и монопольной власти на рынке

Показатели концентрации продавцов на рынке: индекс концентрации, показатель дисперсии рыночных долей. Херфиндаля-Хиршмана, индекс Джини, кривая Лоренца.

Монополистическая конкуренция и показатели измерения степени монопольной власти: коэффициенты Бейна, Лернера, Тобина, Папандреу.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем особенности концентрации продавцов на рынке?
  2. Перечислите критерии и показатели концентрации.
  3. Назовите тенденции изменения уровня концентрации в разных отраслях, отраслевых лидеров.
  4. Раскройте сущность понятий рыночной, монопольной и экономической власти.
  5. Назовите показатели рыночной власти.
  6. Раскройте сущность понятий концентрация и результативность.

 

Тема 3. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения на товарном рынке

Виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов.

Особенности вертикальных отношений в России.

Последствия вертикальной интеграции.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте сущность вертикальной интеграции.
  2. Перечислите мотивы к формированию вертикально-интегрированных структур.
  3. Назовите подходы к измерению вертикально-интегрированных структур.
  4. Перечислите вертикальные ограничения, раскройте их сущность.
  5. Назовите последствия вертикальной интеграции для экономики страны.

 

Тема 4. Доминирующая фирма

Ценообразование на рынке доминирующей фирмы, виды.

Самоубийственное поведение фирмы

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите причины существования естественной монополии.
  2. Перечислите методы государственного регулирования естественной монополии.
  3. Поясните проблемы реформирования отраслей естественной монополии, в том числе в России.
  4. Назовите особенности естественных монополий в зарубежных странах.

 

Тема 5. Продуктовая дифференциация: сущность и виды продуктовой дифференциации.

Ценовое лидерство доминирующей фирмы.

Доминирующая фирма на рынке дифференцированного товара.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите виды дифференциации продукта на отраслевом рынке.
  2. Раскройте сущность модели монополистической конкуренции Чемберлина.
  3. Поясните особенности модели Бертрана с дифференцированным продуктом.
  4. Перечислите варианты модели Хотеллинга.
  5. Раскройте сущность модели Салопа.
  6. Поясните особенности модели Ланкастера.
  7. Раскройте сущность модели вертикальной дифференциации товара.
  8. Раскройте сущность дифференциации продукта и рыночной власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...