Тема 5. Продуктовая дифференциация: сущность и виды продуктовой дифференциации.
Экономика отраслевых рынков Составитель: Орешков И.В., канд. экон. наук, ст. преп. Целями освоения дисциплины «Экономика отраслевых рынков» является подготовка бакалавров к осуществлению: – научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; – междисциплинарным научным исследованиям для решения хозяйственных (производственных) задач, связанных с инновационной моделью развития национальной экономики и региона; – к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом рисков и социально-экономических последствий принимаемых решений, а так же правовых, административных и других ограничений; – самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию. В процессе освоения дисциплины у бакалавров развиваются следующие компетенции:
Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:
знать: - типы рыночных структур и конкурентного поведения, их классификации; - экономические и территориальные особенности отраслевой специфики экономики РФ; -основные макроэкономические показатели социально-экономического развития страны; - методологию исследования рынка и рыночных структур; - барьеры входа/выхода их роль и классификацию; - критерии концентрации продавцов на рынке или в отрасли и показатели ее измерения; - показатели измерения степени монопольной власти; - вертикальная интеграция, ее значение, виды и последствия; - признаки доминирования фирмы на рынке; - значение диверсификации, дифференциации и ценовой дискриминации товара в конкурентной борьбе; - основные теоретические модели, описывающие конкурентное взаимодействие фирм; - антимонопольное законодательство страны уметь: - обосновать необходимость регулирования конкуренции на рынке современном этапе развития;
- самостоятельно разбираться в особенностях конкурентного взаимодействия фирм, определять тип взаимодействия на конкретных примерах отраслей РФ; - оценивать степень государственного влияния на конкуренцию и аргументировано обосновывать собственную позицию; - собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию; -рассчитывать индексы концентрации продавцов и показатели монопольной власти в отрасли; -использовать знания, полученные в ходе изучения курса «Экономика отраслевых рынков» в реализации своих профессиональных навыков. владеть: - навыками работы с научной литературой; - навыками поиска необходимой информации; - навыками устной и письменной речи на русском языке; - навыками анализа и обработки статистической информации; - навыками публичной и научной речи умением аргументировано излагать свои мысли; Содержание дисциплины Тема 1. Методологические вопросы исследования рынка Рынок. Границы рынка (типы границ). Отрасль. Отрасль и рынок. Барьеры входа и выхода: понятие и классификация. Субъективные и Объективные. Экономические. Административные. Организационные. Экологические. Барьеры выхода. Вопросы для самопроверки
Тема 2. Критерии измерения концентрации продавцов и монопольной власти на рынке Показатели концентрации продавцов на рынке: индекс концентрации, показатель дисперсии рыночных долей. Херфиндаля-Хиршмана, индекс Джини, кривая Лоренца. Монополистическая конкуренция и показатели измерения степени монопольной власти: коэффициенты Бейна, Лернера, Тобина, Папандреу. Вопросы для самопроверки
Тема 3. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения на товарном рынке Виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов. Особенности вертикальных отношений в России. Последствия вертикальной интеграции. Вопросы для самопроверки
Тема 4. Доминирующая фирма Ценообразование на рынке доминирующей фирмы, виды. Самоубийственное поведение фирмы Вопросы для самопроверки
Тема 5. Продуктовая дифференциация: сущность и виды продуктовой дифференциации. Ценовое лидерство доминирующей фирмы. Доминирующая фирма на рынке дифференцированного товара. Вопросы для самопроверки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|