Путь к всеобщему признанию и творчество Т.Г. Шевченко
Шевченко поэтический рисование творческий Реферат на тему: Путь к всеобщему признанию и творчество Т.Г. Шевченко Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля (9 марта по н. Ст.) 1814р. в с. Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии. Его родители, которые были крепостными богатого помещика В.В. Энгельгардта, вскоре переехали в соседнее село Кирилловку. После смерти в 1823. матери и 1825г. отца Тарас остался сиротой. Некоторое время был "школьником-слугой" в благодарность Богорского. Уже в школьные годы малым Тарасом овладела непреодолимая страсть к рисованию. Он мечтал "сделаться когда-нибудь хоть посредственным маляром" и упорно искал в окрестных селах учителя рисования. Но после нескольких неудачных попыток вернулся в Кирилловку, где пас общественное стадо и почти год батрачил у священника Григория Кошица. В конце 1828 или начале 1829. Тараса принято во помещичьего двора в Вильшане, доставшаяся в наследство внебрачной сыну В.Энгельгардта, адъютанту виленского военного губернатора П. Энгельгардту. Осенью 1829. Шевченко сопровождает валку с имуществом молодого господина к Вильно. В списке дворовых он записан способным "на комнатного живописца". Все, что мы знаем про ребенка и подростка Шевченко из воспоминаний и его произведений, рисует нам характер необычный, натуру чувствительную и ранимую всего хорошего и плохо, мечтательную, самоуглубленный и одновременно непокорную, волевую и целеустремленную, которая не удовлетворяется тяжело добытым в борьбе за существование куском хлеба, а стремится чему-то высшему. Это действительно художественная натура. Эти черты "необычности" мальчика заметил еще его отец. Умирая, он говорил родственникам: "Сыну Тарасу из моего хозяйства ничего не надо, он не будет кой-каким мужчиной: с его будет или что-то очень хорошо, или большая лентяйка; для его мое наследие или ничего не будет значит, или ничего не поможет ".
В Вильно Шевченко исполняет обязанности казачка в барских покоях. А в свободное время тайком от господина перерисовывает лубочные картинки. Шевченко отдают учиться рисованию. Вероятнее всего, что он короткое время учился у Яна-Батиста Лампи (1775 - 1837), который с конца 1829. до весны 1830г. находился в Вильно, или у Яна Рустема (? - 1835), профессора живописи Виленского университета. После начала польского восстания 1830г.виленский военный губернатор вынужден был уйти в отставку. Поехал в Петербург и его адъютант Энгельгардт. Где в конце февраля 1831г. отправился в столицу в валке с господским имуществом и Шевченко. мая 1838. Шевченко причисляют посторонним учеником Академии художеств. Он учится под руководством К.Брюллова, становится одним из его любимых учеников, получает серебряные медали (за картины "Нищий мальчик, дающий хлеб собаке» (1840), "Цыганка-гадалка" (1841), "Катерина" (1842)). Последняя написана по мотивам одноименной поэмы Шевченко. Успешно работает он и в жанре портрета (портреты М. Лунина, А. Лагоды, А. Коцебу и др.., Автопортреты). Стихи Шевченко начал писать еще крепостным, по его свидетельству, в 1837г. С тех первых поэтических попыток известны только стихи "Причинная" и "Скучно мне, тяжело - что делать" (принадлежность последнего Шевченко нельзя считать окончательно доказанной). Пробуждению поэтического таланта Шевченко способствовало, очевидно, знакомство его с произведениями украинских поэтов (Котляревского и романтиков). Несколько своих стихотворений Шевченко в 1838р. отдал Гребешки для публикации в украинском альманахе "Ласточка". Но еще до выхода "Ласточки" (1841) 18 апреля 1840г. появляется первый сборник Шевченко - "Кобзарь".
Это было событие огромного значения не только в истории украинской литературы, но и в истории самосознания украинского народа. Хотя "Кобзарь" содержал лишь восемь произведений ("Думы мои, думы мои", "Балагур", "Катерина", "Тополя", "Мысль", "К Основьяненко", "Иван Подкова", "Тарасова ночь"), они показали, что в украинское писательство пришел поэт большого дарования. Впечатление, которое произвели "Кобзарь" и произведения, напечатанные в "Ласточке", усилилось, когда 1841г. вышла историческая поэма Шевченко "Гайдамаки" (написанная в 1839 - 1841 гг.) Поэма посвящена Колиивщини - антифеодальном восстанию 1768р. на Правобережной Украине против польской шляхты. Она проникнута пафосом освободительной борьбы, содержит аллюзии, которые помогали читателю осознать ее современный социально-политический подтекст. Не случайно в условиях революционной ситуации в России "Гайдамаки" опубликован 1861г. в русском переводе в журнале "Современник". Критические отзывы на "Кобзарь" и "Гайдамаки" были, за отдельными исключениями, позитивными. Почти все рецензенты признали поэтический талант Шевченко, хотя некоторые из консервативных журналов упрекали поэту, что он пишет на украинском языке ("Сын Отечества", "Библиотека для чтения").Особенно благосклонна была рецензия на "Кобзарь" в журнале "Отечественные записки", критическим отделом которого руководил В. Белинский. Учась в Академии художеств и имея твердое намерение получить профессиональное образование художника, Шевченко, однако, все больше осознает свое поэтическое призвание. 1841г.он пишет на русском языке стихотворную историческую трагедию "Никита Гайдай», из которой сохранился лишь отрывок. Впоследствии он переделал ее в драму "Невеста" (сохранился фрагмент "Песня караульного у тюрьмы"). 1842. пишет драматизированные социально-бытовую поэму на русском языке "Слепая".В том же году создает историческую поэму "Гамалия" (вышла отдельной книгой 1844г.). г. вышло второе издание "Кобзаря". Все эти произведения относятся к раннему периоду творчества Шевченко, когда он осознавал себя как "мужицкий поэт" и поэт-патриот.
Новый период творчества Шевченко охватывает годы 1843 - 1847 (до ареста) и связан с двумя его путешествиями на Украину. По названию сборника автографов "Три года" (которая включает поэзии 1843 - 1845 гг) эти годы жизни и творчества поэта названы периодом "трех лет".К этому же периоду фактически принадлежат и произведения, написанные в 1846 - 1847 гг (до ареста). Период "трех лет" - годы формирования художественной системы зрелого Шевченко. Его художественную систему характеризует органическое сочетание реалистического и романтического начал, в котором доминирующей тенденцией становится стремление объективно отражать действительность во всей сложности ее противоречий. В эти и последующие годы поэт пишет и реалистические произведения ("Сова", "Служанка", "И мертвым, и живым...»), И произведения, в которых реалистическое начало по-разному сочетается с романтическим (" Сон "," Еретик "), и произведения чисто романтические (" Подземелье "," Розрита могила ", исторические поэзии периода ссылки).Такое сосуществование романтизма и реализма в творчестве зрелого Шевченко является индивидуальной особенностью его творческого метода. Художественный метод Шевченко - целостный и одновременно "открыт", то есть поэт сознательно обращался к различным формам художественного обобщения и разных выразительных средств согласно тех задач, которые решал. Первое путешествие Шевченко на Украину продолжалась около восьми месяцев. Выехав из Петербурга в мае 1843г., Поэт посетил десятки городов и сел Украины (родную Кирилловку, Киев, Полтавщину, Хортицу, Чигирин и т.д.). Общался с крестьянами, познакомился с многочисленными представителями украинской интеллигенции и образованными помещиками (в частности, с М. Максимовичем, В.Белозерским, П. Кулишем, В. Забилой, А. Афанасьевым-Чужбинским, братом ссыльного декабриста С. Волконского - М. Репниным, с бывшим членом "Союза благоденствия" А. Капнистом, будущим петрашевцем Р. Штрандманом и др.)..На Украине Шевченко много рисовал, выполнил эскизы к альбому офортов "Живописная Украина", который задумал как периодическое издание, посвященное историческому прошлому и современному народному быта Украины. Единственный выпуск этого альбома, что считается первым произведением критического реализма в украинской графике, вышел 1844г. в Петербурге.
На Украине Шевченко написал два поэтических произведения - русский язык поэму "Тризна" (1844р.опубликована в журнале "Маяк" под названием "Бесталанный" и того же года вышла отдельным изданием) и стихотворение "Розрита могила". И, вернувшись в Петербург в конце февраля 1844г., Он под впечатлением увиденного на Украине пишет ряд произведений (в частности, поэму "Сон"), которые окончательно определили дальнейший его путь как поэта. Весной 1845. Шевченко после оказания ему Советом Академии художеств звание неклассного художника возвращается на Украину.Опять много путешествует (Полтавщина, Черниговщина, Киевщина, Волынь, Подолье), выполняет поручения Киевской археографической комиссии, записывает народные песни, рисует архитектурные и исторические памятники, портреты и пейзажи. С октября по декабрь 1845.поэт переживает чрезвычайно творческий подъем, пишет один за другим произведения "Еретик", "Слепой", "Служанка", "Кавказ", "И мертвым, и живым..."," Холодный яр "," Как умру, похороните " ("Завет") и др.. Все свои стихи 1843 - 1845 рр.(Кроме поэмы "Тризна") он переписывает в альбом, которому дает название "Три года". 1846г. создает баллады "Лилея" и "Русалка", а 1847г. (До ареста) - поэму "Осина". Тогда же он задумывает новое издание "Кобзаря", куда должны были войти его произведения 1843 - 1847 гг легального содержания. В это издание пишет в марте 1847г.предисловие, в котором излагает свою эстетическую программу, призывает писателей к более глубокому познанию народа и резко критикует этажный этнографизм и псевдонародность. Издание это не было осуществлено из-за ареста поэта. Весной 1846г. в Киеве Шевченко знакомится с Н. Костомаровым, М. Гулаком, М. Савичем, О.Марковичем и другими членами тайного Кирилло-Мефодиевского общества (основано в декабре 1845 - январе 1846 гг) и вступает в эту организацию. Его произведения периода "трех лет" имели несомненное влияние на программные документы общества. В марте 1847г. общество было разгромлено. Начались аресты. Шевченко арестовали 5 апреля 1847г., А 17-го привезли в Петербург и на время следствия заключили в каземате III отделения.
Революционные произведения из отобранного при аресте альбома "Три года" стали главным доказательством антигосударственной деятельности Шевченко (его принадлежность к Кирилло-Мефодиевского общества не была доказана). "За создание подстрекательские и в высшей степени дерзких стихотворений" он назначен рядовым в Отдельный Оренбургский корпус. На приговоре Николай И дописал: "Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать". Были запрещены и Шевченкови книжки. июня 1847г. Шевченко привезли в Оренбург, оттуда в Орской крепости, где он должен отбывать солдатскую службу. Начались месяцы унизительной муштры. В Оренбурге поэт познакомился со своими земляками Ф. Лазаревским и С.Левицким, которые стали его друзьями и помогали ему в ссылке, в Орской крепости - с польскими политическими ссыльными И. Завадским, С. Круликевич, А. Фишером и др.. В Орске он нарушил царский запрет писать. Свои новые произведения он тайком записывал к самодельным "захалявных" зошиткив. В конце 1849 - начале 1850г. он переписал эти "невольничьи" поэзии в самодельную книжечку, которая впоследствии получила название "Малая книга". В Орской крепости поэт написал 21 произведение. В 1848г.по ходатайству друзей Шевченко его включили как художника в состав Аральской экспедиции, возглавляемой О. Бутаковым. С октября 1848г. до мая 1849г. экспедиция зимовала на острове Косарал. Во время зимовки Шевченко много рисовал и написал более 70 стихотворений. С мая экспедиция продолжала исследование Аральского моря, в конце сентября вернулась в Раим, а оттуда в Оренбург. По просьбе Бутакова Шевченко оставили в Оренбурге обрабатывать материалы экспедиции, где он написал 12 стихотворений. Там подружился с польскими ссыльными (в частности, с Бр. Залесским) и штабс-капитаном К. Герном, который предупредил Шевченко о следующем обыске и помог сохранить "Малую книжку". апреля 1850г. Шевченко арестовали за нарушение царского запрещения писать и рисовать. После следствия в Орской крепости был переведен в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, куда он прибыл в середине октября 1850г. Этот новый арест имел роковые последствия для поэтического творчества Шевченко в ссылке: из осторожности он вынужден был прекратить писать стихи и возобновил поэтическую деятельность только незадолго до увольнения (вторая редакция поэмы "Москалева колодец"). Однако, в те годы он рисовал, написал несколько повестей на русском языке и начал дневник. В Новопетровском укреплении Шевченко создал, в частности, серию разоблачительных рисунков "Притча о блудном сыне", которая является одним из наивысших достижений критического реализма в искусстве середины XIX в.В целом же, вопреки царскому запрещению рисовать (но с негласного разрешения непосредственного начальства) в ссылке он сделал сотни рисунков и набросков - преимущественно пейзажей, а также портретов и жанровых сцен. Семь лет пребывания в Новопетровском укреплении - не тяжелейших в жизни поэта. Только сочувствие таких гуманных людей, как комендант укрепления А. Маевский и его преемник И. Усков, несколько облегчало положение бесправного солдата-ссыльного. После смерти Николая I (февраль 1855г.) Друзья поэта (Ф. Толстой и др.). Начали хлопотать об его освобождении. И только 1 мая 1857г.было дано официальное разрешение освободить Шевченко с военной службы с установлением за ним надзора и запретом жить в столицах. 2 августа 1857г. Шевченко покинул Новопетровское укрепление, намереваясь поселиться в Петербурге. В годы ссылки Шевченко, по-прежнему работает в разных поэтических жанрах. Он пишет социально-бытовые поэмы ("Княжна", "Марина", "Москалева колодец", "Если бы тебе пришлось..."," Петрусь "и проч.), Исторические поэмы и стихи (" Монах "," Иржавец ", "Заступила черная туча", "В воскресенье в святую" и проч.), стихи и поэмы сатирического содержания ("П. С."," Цари "), хотя в эти годы сознательно сдерживает свой темперамент политического сатирика. И главный достояние его творчества 1847 - 1850 гг - лирика. Лирика и личного плана, и ролевая, в которой главное место занимают стихи в народнопесенном духе. За идейно-художественным достоинствам и значению в литературном процессе лирика Шевченко этого периода - этап не только в его творческом развитии, но и в украинской поэзии вообще. Реалистичным психологизмом, воссозданием "диалектики души", естественностью поэтического высказывания она опережала литературную сутки и создавала почву для дальнейшего подъема украинской поэзии в конце XIX в. (И. Франко, Леся Украинский). Значения "невольничьи" поэзии Шевченко в истории украинской литературы обусловлено также тем, что в годы 1847 - 1850, когда после разгрома Кирилло-Мефодиевского общества художественное слово на Восточной Украине почти замолчало, он был едва ли не единоличной активнодиючою силой украинского литературного процесса. Следует однако учесть, что Шевченковская поэзия периода ссылки могла реально влиять на развитие литературы уже после смерти автора, когда большую часть тех произведений было опубликовано в "Кобзаре" 1867г. Когда Шевченко выехал из Новопетровского укрепления, направляясь через Астрахань, Нижний Новгород и Москву в Петербург, он (как и комендант Новопетровского укрепления Усков, который дал разрешение на выезд) еще не знал, что въезд в столицы ему запрещено.Об этом поэт узнал в Нижнем Новгороде, где ему пришлось задержаться на несколько месяцев, пока вице-президент Академии художеств Ф. Толстой не выхлопотал разрешение на его проживание в Петербурге. В Нижнем Новгороде Шевченко написал поэмы "Неофиты", "Юродивый" (неоконченное), лирический триптих "Доля", "Муза", "Слава" и дорабатывал свои "невольничьи" поэзии, которые переписывал в "Большую книгу". В конце марта 1858г. Шевченко приехал в Петербург. Литературно-художественная общественность столицы горячо встретила поэта. В последние годы жизни он принимает деятельное участие в общественной жизни, выступает на литературных вечерах, становится одним из основателей Литературного фонда, помогает воскресным школам на Украине (составляет и выдает для них "Букварь южнорусский"), встречается с Н. Чернышевским, В. и М. Курочкина, М.Михайловым, И. Тургеневым, Я. Полонским, М. Щербиной, А. Майковым, М. Лесковым и др.., С деятелями польского освободительного движения - 3. Сераковским, Е. Желиговским, Я. Станевич, И. Огрызко и др.. В эти же годы общается с украинскими литераторами Петербурга - Марко Вовчок, Н. Костомаровым, П. Кулишом, Д. Каменецким, В. Белозерским, Д. Мордовцев и др.., Участвует в издании альманаха "Хата" и подготовке к изданию журнала "Основа". Однако для Шевченко были неприемлемыми буржуазно-либеральные взгляды Кулиша и Костомарова (особенно на крестьянский вопрос).Настоящая идейная и личная дружба установилась между Шевченко и Марко Вовчок, которой он посвятил стихотворение "Марку Вовчку". Летом 1859г. Шевченко посетил Украину. Встретился в Кирилловке с братьями и сестрой. Намеревался поселиться на Украине. Искал участок, чтобы построить дом. И 13 июля возле с.Прохоровка его арестовали. Освободили через месяц и предложили выехать в Петербург. В эти годы Шевченко много работал как художник, почти целиком посвятив себя искусству офорта, во многом обогатив его художественно-технические средства (1860р.Совет Академии художеств присвоила ему звание академика гравирования). К активной поэтического творчества Шевченко вернулся не сразу: 1858г. в Петербурге написал всего два стихотворения, 1859г. - 11 и большую поэму «Мария», а 1860г. - 32. Еще 1858г.стал хлопотать о разрешении на печатание произведений (по возвращении из ссылки отдельные его поэзии появляются в российских журналах, без подписи автора). Надеялся издать собрание сочинений в двух томах, где второй том включил бы произведения, написанные после ареста 1847р., Однако добился разрешения цензуры лишь на переиздание давних своих стихотворений. В январе 1860г. под названием "Кобзарь" вышел сборник, состоявшая из 17 написанных до ссылки стихов (из них только цикл "Давиду псалмы" полностью опубликован впервые).В том же году вышел "Кобзарь" Тараса Шевченко в переводе русских поэтов ". А 1859г. в Лейпциге издано (без участия поэта) сборник "Новые стихотворения Пушкина и Шевченки", где впервые напечатано шесть нелегальных поэзий Шевченко, в частности "Кавказ" и "Завещание". Издание "Кобзаря" 1860г.было воспринято передовой общественностью как выдающееся литературно-общественное событие общероссийского значения (рецензии Н. Добролюбова, М. Михайлова, Д. Мордовцева и др.).. Ссылка подорвало здоровье Шевченко. В начале 1861г. он тяжело заболел и 10 марта скончался. Незадолго до смерти написал последний стих - "Не покинут нам, милая". В похоронах поэта участвовал ли не весь литературно-художественный Петербург (в частности, Н. Некрасов, М. Михайлов, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Н. Костомаров, В. Белозерский, П. Кулиш, Г. Честаховский). Похоронен был на Смоленском кладбище. Через два месяца, выполняя завещание поэта, друзья перевезли его прах на Украину и похоронили на Чернечей (теперь Тарасова) горе возле Канева. Смерть Шевченко в расцвете творческих сил была огромной потерей не только для украинской литературы, а для всего отечественного писательства и освободительного движения. И его поэзия жила, действовала, распространялась в списках и российских и зарубежных изданиях (пражское издание "Кобзаря" 1876г. включало большинство внецензурного произведений поэта). С 60-х гг XIX в. появляются первые зарубежные работы о его жизни и творчестве и переводы произведений разных языках мира. Шевченковская поэзия и после смерти поэта остается мощным фактором украинского литературного процесса. Трудно переоценить также роль Шевченковой наследства в развитии не только эстетической, но и социального и национального сознания украинского народа. Творчество Шевченко стала новым этапом в развитии эстетического мышления украинского народа. Она определила на десятилетия вперед дальнейшее продвижение украинской литературы (не только поэзии, но и прозы и драматургии), ускорила украинский литературный процесс. Шевченко, имя которого стоит в одном ряду с именами Пушкина, Лермонтова, Байрона, Мицкевича, поднес украинскую литературу до уровня самых развитых литератур мира. Большое влияние оказало творчество Шевченко на литературы славянских народов (болгарского, чешского, польского и др..), Что был отчетливо заметен уже во второй половине XIX в. Шевченковская поэзия стала этапом и в развитии украинского литературного языка. Шевченко завершил процесс его формирования, начатый еще его предшественниками (Котляревский, Квитка-Основьяненко, поэты-романтики и др..), Осуществив ее синтез с живым народным языком и обогатив выразительные возможности украинского художественного слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|