IV. Делийский султанат в период правления династии Туглаков (1320 – нач. ХV в.)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Правление Гийас уд-дина (1320 – 1325). 6 лет. Среднее. Победитель Хосроу-хана, убившего последнего представителя династии Хильджи Мубарак-шаха. Вступил на престол под именем Гийас уд-дина. Основал династию Туглаков, одиннадцать правителей которой правили до начала XV века. Он начал правление с административных реформ, стремясь упорядочить сбор налогов, фиксацию прав мукта, а также чиновников и считавшихся таковыми представителей общинной верхушки и мелких феодалов-индусов. Он воевал с Бенгалией, Ориссой, Варангалом и погиб в 1325 г. о время церемониального марша слонов из-за обрушения непрочного деревянного павильона. Возможно, его смерть была подстроена его сыном, который лично руководил всеми приготовлениями к торжественной встрече. Эту версию излагает знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута, который жил в Дели в правлении сына Гийас уд-дина.
2. Правление Мухаммада-шаха Туглака (1325 – 1351). 27 лет. Длительное. Сын Гийас уд-дина. Он получил в наследство огромное государство. В городах и областях правили султанские наместники. В 1328 г. перенес столицу из Дели в Девагири, переименованный в Доулатабад. Этот город был ключом к богатым княжествам и городам Южной Индии. Кроме того, возможно перенос столицы был вызван стремлением Мухаммада-шаха Туглака укрепить свою власть на Декане. Но спустя 9 лет в 1337 г., султанский двор возвратился в Дели. Мухаммад-шах продолжал завоевательную политику, для чего он собрал огромную армию. Для содержания этой армии были введены к харажду дополнительные сборы-абвабы. Эти дополнительные расходы резко ухудшили положение землевладельцев, которые бросали землю и уходили в леса. Совершил неудачные походы в область Нагаркота (Пенджаб) и Караджал (предгорья Гималаев). Особенно крупной была неудача в 1341 г. в Караджале: несмотря на то, что местный правитель согласился на уплату дани, отход стотысячной армии султана обернулся ее гибелью. Горные племена, заняв горные проходы, захватили войсковой обоз, а султанских воинов они перебили камнями и отравленными стрелами. В столицу вернулось только несколько человек.
В 1340-х – 1350-х годах от султаната отложились Бенгалия и Варангал. Девагири и другие отдаленные от султаната территории были объяты мятежами. Волнения подавлялись очень жестоко, и султан получил прозвище Хуни – «Кровавый». Не доверяя многим эмирам, Мухаммад-шах предпринял попытку создать новую знать, целиком обязанную султану своим возвышением. На ответственные должности были назначены «низкорожденные» индусы – цирюльник, садовник, сын ткача и др. Последние годы своего правления Мухаммад-шах провел в Тхатте (Нижний Синд), пытаясь усмирить мятеж местного правителя индуса, где и умер в 1351 г. от приступа лихорадки.
3. Правление Фируз-шаха (1351 – 1388). 38 лет. Длительное. Дядя Мухаммад-шаха Туглака. Возведен военачальниками в лагере на престол под именем Фируз-шаха. Он начал свое правление с расправы над многочисленными руководителями ипоследователями религиозных сект, учение которых находило отклик среди демократических слоев. Одновременно были снижены или упразднены многочисленные налоги. Как писал историк Афифа, Фируз-шах «отменил все поборы, не дозволенные шариатом, а те, что были предусмотрены, уменьшил». Фируз-шах попытался вернуть некоторые из утраченных территорий. Поход в Ориссу и долговременная осада Нагаркота в 1361 г. вынудили правителей этих земель признать вассалитет султана Дели. Ценой огромных потерь и расходов удалось подчинить Тхатту. Однако, как только султанские войска оставили эту территорию, восстал один из местных царьков. Походы Фируз-шаха в Бенгалию не имели успеха: в этой богатой области оставалась во власти тюркских военачальников и мелких местных властителей.
Это был слабый правитель. В течение своего тридцатисемилетнего правления султан был марионеткой в руках военачальников и приближенных. Уступки, на которые он шел, привели к росту их привилегий и влияния, что, видимо, и было причиной усиления в конце его правления центробежных тенденций. В разных областях вспыхивали мятежи; при дворе не прекращались интриги и заговоры. После его смерти началась острая борьба за власть. Своим приемником Фируз-шах назначил своего сына Мухаммад-хана, но могущественная группировка тюркской знати провозгласила наследником шаха его внука. Однако его вскоре убили в 1388 г. На троне Дели началась чехарда правителей из династии Туглаков, которых поддерживали те или иные представители группировок знати.
4. Правление Насир уд-дина Махмуда-шаха (1388-1413). 25 лет. Длительное. Последний представитель династии Туглаков, один из внуков Фируз-шаха. При нем начался распад султаната. В 1394 г. от Дели отпали земли по Среднему течению Ганга: в Джаунпуре евнух Малик Сарвар объявил себя «Султаном уш-шарк» (т. е. Султаном Востока). Династия, которую он основал правила до 1479 г. Из-под контроля Дели вышел и Гуджарат, где независимым правителем стал султанский наместник области Музаффар-хан, положивший начало династии Танк или Ахмад-шахов. В 1398 г. на берегах Инда появились войска Тимура. В целях упрочения своей власти он стремился примирить интересы кочевой монгольской и оседлой таджикской знати путем организации завоевательных и грабительских войн широкого масштаба. Огнем и мечом прошли войска Тимура по городам и селениям Туркестана, Афганистана, Ирана, Закавказья, Южной России, Месопотамии, Сирии. «Индийскому походу» предшествовало появление передового отряда под командованием принца Пир-Мухаммада у стен Мултана и взятие этого города. В 1398 г., уничтожая все на своем пути, Тимур прокладывал путь к Дели. 17 декабря на берегу Джамны между его войском и силами Насир уд-дина Махмуд-шаха произошло сражение. Султан укрылся за городскими стенами, а ночью бежал из Дели в Гуджарат, где нашел приют у своего бывшего мятежного наместника – Музаффар-шаха.
Вошедшие в Дели войсковые отряды учинили «повальный грабеж». Оставаться в разграбленном и опустошенном городе не имело - смысла. 1 января 1399 г. войско начало движение в северном направлении. Его войска заняли и разграбили еще несколько областей и городов в Северо-Западной Индии, В марте 1399 г. Тимур перешел р. Инд и вскоре покинул пределы Индии. Нашествие Тимура на Индию нанесло роковой удар власти правителей Дели из династии Туглаков и привело к феодальной раздробленности и анархии. После ухода войск Тимура из Северной Индии возобновилась борьба между различными представителями династии Туглаков. Вернувшийся в Дели Насир уд-дин Махмуд-шах не пользовался реальной властью. Умер в 1413 г. не оставив наследников.
5. Правление Доулат-хана (1413-1414). 2 года. Краткое Один из придворных. Возведен на престол приближенными Насир уд-дина Махмуд-шаха. Но уже в следующем 1414 г. Дели был осажден и взят Хизр-ханом, основавшим в Дели новую династию Сайидов (1414 – 1451).
Экономическая ситуация Налоговая политика Гийас уд-дина Туглака была достаточно умеренной. Особым указом от запретил взимать харадж, «превышающий десятую, одиннадцатую часть урожая». Большим облегчением для налогоплательщиков было соблюдение правила, согласно которому чиновники учитывали потери в урожае и в соответствии с этим уменьшали размер налога. В интересах налогоплательщиков было султанское предписание не допускать «в дела, касающиеся областей, барьтшников (муваффираи) и откупщиков (мукагпаа гирад». Нужда в средствах для ведения крупномасштабных войн заставила следующего правителя, Мухаммад-шаха Туглака, резко увеличить налоговое бремя, что коснулось, прежде всего, столичной области и Ганго-Джамнского двуречья, где были введены абвабы. Высокие налоги стали причиной того, что области оскудели, возделывание земли полностью прекратилось: «Крестьяне (раийаты) отдаленных областей, прослышав о разорении крестьян Доаба, из страха, что с ними может приключиться то же самое... бежали в джунгли. Из-за сокращения посевов в Доабе, разорения крестьян, уменьшения числа приходящих караванов начался голод. Цены на зерно поднялись». В довершение всего в течение нескольких лет стояла засуха, и «от голода погибли тысячи тысяч людей».
Обстоятельства вынудили Мухаммад-шаха декларировать налоговые послабления. Однако бремя налогов, видимо, оставалось тяжелым. Неудивительно, что преемник Мухаммад-шаха, Фируз-шах начал свое правление с отмены многих налогов. При Фируз-шахе инспекция войска производилась крайне нерегулярно из-за неявки мукта, что не вызывало, однако, никаких санкций. При Фируз-шахе они превратились в обеленные (иммунитетные) в налоговом отношении владения. Они стали владельцами служебных земельных владений, свободные от обложения в пользу государства.
Основной низовой формой организации индийского общества была община. Сведения об общине в Делийском султанате, как и позднее, при Моголах, практически отсутствуют. Только на основании некоторых более ранних источников и главным образом позднейших данных, учитывая консервативный характер общины, можно воссоздать ее структуру в так называемый мусульманский период, в частности в ХIУ в. Можно предполагать, что в Индии в ХIУ в. существовали различные типы общин – от родовой до сельской. Труднодоступные горные долины и земледельческие оазисы в джунглях населяли племена и кланы, находившиеся на различных стадиях разложения родоплеменных отношений. Это – тхаггы в Синде, хохары, мина, бхати в Пенджабе, меры в двуречье и Мальве и т.д. Однако, по всей видимости, преобладающим типом была кастовая община как модификация сельской. Верхние слои ее был представлен высокими и средними землевладельческими кастами (раджпуты, джаты, кунби и др.), а низшие слои – неприкасаемыми. Как можно судить по некоторым данным источников, пахотная земля находилась в индивидуальном владении отдельных семей, а луга и другие угодья – в коллективном. Землевладельцы в своеобразном своде законов«Фикх-и Фируз-шахи», составленном во второй половине ХIУ в., рассматриваются как собственники земли, которая может переходить от одного налогоплательщика к другому путем купли-продажи. Существовало значительное неравенство земельных участков и имущественное расслоение среди землевладельцев налогоплательщиков. Община включала различные не только имущественные, но и социальные группы. К социальным низам относились балахары, которых Барани противопоставляет общинным верхам (хут а). По мнению ряда исследователей, балахары были неприкасаемыми. Однако факт уплаты ими хараджа свидетельствует, видимо, о том, что они могли приобретать статус налогоплательщика. Ху’па упоминаются в «Истории» Барани в одном ряду с мукаддамами и чаудхри в контексте налоговых реформ правителей. Очевидно, что это были представители феодализирующейся общинной администрации, старшины деревень или округов, выступавшие посредниками между общинными землевладельцами и государством или мукта. Хута, мукаддамы, чаудхри имели в своем распоряжении освобожденные от налогов земли. Кроме того, они облагали в свою пользу других общинников. Налоговые установления Ааа уд-дина об уплате хараджа в размере половины урожая были распространены и на представителей этой элиты, в результате чего «хута из привилегии хути не осталось ничего». Гийас уд-дин Туглак проводил более умеренную политику в отношении общинной верхушки. Его наказ чиновникам предписывал строго следить за тем, чтобы «хута и мукаддамы не облагали раийатов в свою пользу, сверх хараджа султану. С посевов и пастбищ хута и мукаддамов налоги не взимаются. Надо, чтобы их право тем и ограничивалось...»
Попытки ограничения прав общинной верхушки не могли приостановить процесса ее феодализации, превращения в низшее звено феодального класса и феодальной государственной администрации. Однако процесс этот не был завершен в ХIУ в., поэтому общины оставались очагами сопротивления феодалам, хотя кастовая и социальная стратификация общины, естественно, снижала ее антифеодальные потенции. Расправы не снимали социальной напряженности. Это вынуждало власти снижать одни, упразднять другие налоги, что обеспечило относительно благоприятные условия для хозяйственной деятельности.
Сельское хозяйство Источники ХIУ в. позволяют составить некоторое представление об сельском хозяйстве Делийского султаната в Северной Индии. Широкое распространение имело неполивное, богарное земледелие, зависящее от муссонных дождей. Интенсивно возделывались заливные земли по берегам больших рек. Во многих местах земледелие зависело от искусственного орошения. Широко применялся полив садов и пашен из принадлежащих частным лицам колодцев и резервуаров (танх), служивших также источниками питьевой воды. Значительные массивы земель были обводнены благодаря каналам, построенным при Фируз-шахе. Имея протяженность 80–90 косов (180-200 км), они шли от рек Сатледж – Джамна, Кали (Калини) к Хисар-Фируза (совр. Хисар), Ханси, Фирузабаду, окрестностям Дели. На строительстве каналов использовался подневольный труд. Для сооружения одного из них, по данным историка второй половины ХУI – начала ХУII в. Бадауни, было собрано 50 тыс. человек. Для подачи воды из источников орошения использовалось водяное колесо. Известная еще в древней Индии аргхатта была усовершенствована в средние века: приданное ей осевое приспособление позволяло для приведения в действие деревянного колеса с керамическими кувшинами использовать рабочий скот. Описанное Бабуром водяное колесо появилось, видимо, уже в предшествующий период и не было новинкой в начале ХУI в. Неполивные земли, а нередко и поливные вследствие несовершенства ирригационных сооружений, которые обеспечивали посевы водой лишь в течение нескольких месяцев в году, – страдали от засух, приносивших недород и голод. Богатые почвы и теплый климат благоприятствовали выращиванию почти повсеместно двух-трех урожаев зерновых. Основной зерновой культурой был рис. Согласно сообщениям арабских путешественников ХIУ в., в Индии выращивался 21 сорт риса. Ячмень, пшеница, джовар, грэмтакже были широко распространены. Много земли находилось под бобовыми – горохом, машем, мотхом, фасолью и т.д. Повсеместно культивировались всевозможные овощи (морковь, свекла, лук, спаржа, огурцы) и бахчевые (тыквы, дыни, арбузы). Источники дают длинные перечни также и выращиваемых фруктов – бананы, манго, абрикосы, гранат, мандарины, лимоны. Виноград «всех сортов», по свидетельству Афифа, выращивали при Фируз-шахе в окрестностях дели; историк называет семь из них: черный, белый финиковый, пурпурный, читорскийи др. Важной тенденцией развития земледелия в ХIУ в. было некоторое расширение производства технических культур – хлопчатника и сахарного тростника. Обширные площади земли находились под пастбищами и выгонами (харак), что позволяло жителям деревень и городов держать в большом количестве крупный рогатый скот, овец и коз.
Ремесло Важной отраслью хозяйства было ремесло, которым занимались как в деревне, где оно было преимущественно натуральным и обслуживало общину, так и в городе. Здесь ремесленники работали в собственных мастерских (или на дому), пользуясь собственным сырьем и инструментами. Они обслуживали местный рынок или выполняли индивидуальные заказы. Другую категорию городских производителей составляли работники в принадлежавших государству мастерских-кархана. В ХIУ в. увеличился объем создаваемой ремесленной продукции. Прогресс в производительных силах проявлял себя в становлении новой отрасли – производства бумаги. Город С развитием ремесла связан быстрый рост городов. В городах существовали специализированные рынки. Помимо рынка земледельческих товаров в ХIУ в. в городах сложился рынок ремесленных товаров. Морская торговля в ХIУ в. приобрела большое значение. Преобладающее значение в средневековом городе торговли по сравнению с ремеслом, а также накопление многими купцами, нередко занимавшимися одновременно ростовщичеством, больших денежных средств и разного рода недвижимости обусловили относительно высокий кастовый статус купцов. Кастовый статус ремесленников в ХIУ в. был значительно ниже, чем торговцев. Особенностью города являлась многочисленность непроизводительного населения.
Культура В ХIУ в. в Делийском султанате продолжалось развитие индо-мусульманской культуры, основы которой были заложены в конце ХII–ХIII в. Выдающимися представителями ее в жанре персо-язычной историографии были историки Зия уд-дин Барани и Шамс Сирадж Афиф, авторы одинаково названных хроник «Тарих-и Фируз-шахи». Посвящая свой труд этому султану. На языке фарси в ХIУ в. создавалась богатая поэтическая литература. Известными персо-язычными поэтами XIV в. были Хасан Дехлеви, современник Амира Хосроу, и деканец Ишами, многие произведения которого являются первоклассными источниками по истории Султаната во второй четверти ХIУ в. В ХIУ в. продолжалось развитие зародившейся в начале II тысячелетия литературной традиции на новоиндийских языках (кроме тамилоязычной, история которой уходит в древность, и урдуязычной, лишь начавшей складываться после ХIУ в. под сильным влиянием фарси). В архитектуре городов возобладал индо-мусульманский, или делийский, стиль. Запрет ислама на изображение человека и животных в культовых сооружениях был распространен и на гражданские. Результатом этого было вытеснение скульптуры, столь характерной для индусской архитектуры, из монументального строительного искусства «мусульманского» периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|