Тема 1. Целостный образовательный процесс дошкольной образовательной организации
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Раздел 2. Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса дошкольной образовательной организации Тема 1. Целостный образовательный процесс дошкольной образовательной организации Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности. Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС. Целостность – характерная черта педагогического процесса детского сада. Ведь, в отличие от системы школьного образования, в педагогическом процессе детского сада нет четкой границы в формах организации процессов воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагогического процесса рассматривается как одна из ведущих. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и «ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования. Целостный образовательный процесс - это образовательный процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензитивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша в образовательном процессе. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.
Целостный образовательный процесс - это образовательный процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В образовательном процессе детского сада с детьми взаимодействует большое количество педагогов. В современных дошкольных учреждениях появляется все больше дополнительных образовательных услуг, а значит, и все большее количество специалистов, решающих, как правило, узконаправленные задачи. Необходимы согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого образовательного процесса. Реализация здоровьесберегающей функции образовательного процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов деятельности детей, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов. Целостный образовательный процесс - это образовательный процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Макро- и мезофакторы, современная социокультурная среда изменили жизнь ребенка, наполнили ее новыми культурными атрибутами. Изменился предметный мир, окружающий дошкольника, стали доступны новые источники информации. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходила основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только обр. процесс детского сада, но и окружающая дошкольника жизненная среда.
Целостный образовательный процесс - это процесс, в котором обеспечивается целостность в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых. Эффективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир – это задачи, объединяющие и педагогов, и родителей в общем процессе развития ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала. Целостный образовательный процесс - это образовательный процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющих каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга. Основная цель образовательного процесса дошкольного учреждения — развитие детей. Задачи образовательного процесса: · обогащать духовный мир детей, формировать базисную культуру личности;
· разносторонне развивать детей с учетом возраста, пола, способностей, возможностей; · насыщать жизнь детей яркими переживаниями; · формировать способность к самоуважению, самостановлению, саморазвитию детей. Образовательный процесс выполняет следующие функции: · стимулирующая, т.е. образовательное пространство должно включать моменты, создающие условия для развития активности ребенка; · регулирующая функция заключается в том, что образовательный процесс организует поведение и деятельность детей; · коррекционная функция, т.е. образовательный процесс включает коррекцию проблем, имеющихся у детей в физическом и психическом их развитии; · психотерапевтическая функция – бережное отношение к личности и деятельности ребенка. Профессионально организованный образовательный процесс должен строится на следующих принципах: · целостность, т.е. создание условий для полноценного развития личности, взаимосвязь всех структурных единиц (Ю. Бабанский); · гуманизация, т.е. вера в ребенка, оптимистическое, уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели педагогического общения, демократического стиля. · принцип индивидуализации, т.е. развитие, формирование личности ребенка с учетом его особенностей; · принцип демократизации, т.е. открытости образовательного процесса обществу, общественным организациям, родителям; привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе дошкольного учреждения; преобладание помогающей функции; · принцип противоречивости содержания образовательной работы как основы развития и саморазвития («зона ясных и неясных знаний» - Н.Н. Поддъяков); · принцип педагогической рефлексии, т.е. развитие умения самопонимания, саморазвития. Структура образовательного процесса ДО. Сейчас в дошкольной педагогике нет единства взглядов на структуру образовательного процесса. А. П. Усова выделяла в структуре образовательного процесса следующие виды деятельности детей: занятия, игра, труд, бытовая деятельность.
Педагог В. Кондратова выделяет в структуре образовательного процесса: воспитание, обучение, организацию деятельности детей, планирование и руководство. Т. С. Комарова и А. Н. Троян предлагали выделить в структуре образовательного (педагогического) процесса 4 элемента: диагностика, планирование, педагогические мероприятия, контроль, анализ результатов. Наконец, группа авторов предлагает следующую структуру образовательного процесса: - цель работы дошкольного учреждения; - принципы работы; - образовательные услуги и характеристика предметной среды; - основные направления образования ребенка; - сфера деятельности педагога; - совместные сферы деятельности педагога и детей; - сферы деятельности педагогов, родителей и детей; - развивающий эффект работы дошкольного учреждения. Моделирование образовательного процесса ДО. Моделирование — представление о конечном результате образовательного процесса; разработка аналога педагогической деятельности с помощью мыслительного процесса. Модель образования, образовательного процесса — это сформулированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги, схематично отражающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Модель образовательного процесса дошкольного учреждения — это профессионально схематизированная характеристика особенностей образовательной работы. В данной характеристике учитывается стиль образовательной работы, позиция педагога, характер организации предметной среды. Чаще используются в дошкольной педагогике описательные модели. На сегодняшний день в теории и практике дошкольного образования известны и используются 4 модели образовательного процесса, дошкольного образования (Н. Я. Михайленко): 1) учебная; 2) комплексно-тематическая; 3) предметно-средовая; 4) сборная модель. Учебная модель — это классическая модель. Ее истоки заложила А. П. Усова. В настоящее время сторонницей данной модели выступает Л. М. Кларина. Знания сообщаются детям регламентировано, по логике предметов. Позиция взрослого — учительская. Форма организации занятий — фронтальная. Идеалом для воспитателя является вариант, когда активность детей удерживается в рамках предмета. Подобная модель имеет место при работе по программе под ред. М. Васильевой, в прогимназиях. Совершенствование модели представляет использование игровых приемов, мотивация. Достоинствами данной модели являются: систематичность; наличие генеральной линии; доступность, соответствие профессиональной подготовке большинства воспитателей. Недостатки: школьная тревожность, регламентация детской активности.
Комплексно-тематическая модель уходит корнями в педагогическое наследие. Декроли предлагал учитывать интересы детей, создавать центры по интересам. Образование строится по тематическому принципу. Темы проецируются на интересы детей. Тема проживается детьми и взрослыми. Позиция взрослого менее жесткая, партнерская. Допускается произвольный выбор тем. Достоинства модели: большой простор для детской активности, творчества. Недостатки: отсутствие систематического образования, сужение образовательного поля. Предметно-средовая модель. Идея принадлежит М. Монтессори, итальянскому педагогу, основателю идей самоорганизации в обучении детей. Образование, его содержание проецируется через предметы, пособия среды, опосредованно. Взрослый задаёт направление образования подбором оборудования среды, используются функциональные помещения (для конструирования, для театрализованной деятельности и др.). Достоинства: положительный психотерапевтический эффект. Недостатки: отсутствие систематического образования, сужение образовательного поля; многие пособия изготавливаются вручную. Все 3 модели не противоречат друг другу. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова предлагают выход, который поможет устранить недостатки моделей – использовать сборную модель или блочное построение образовательного процесса. I блок — специально организованные занятия. Здесь реализуется в основном учебная модель. Основные задачи: освоение форм знакового мышления, развитие произвольности психологических процессов, формирование реалистической оценки себя. II блок — совместная деятельность воспитателя и детей. В этом блоке решаются задачи развития культуры чувств, воли, способности к планированию своей деятельности, знакомства с окружающим миром. Используются разные виды игр, продуктивная деятельность, приобщение к разным видам искусств, праздники, развлечения, конкурсы. Реализуются принципы комплексно-тематической модели. Деятельность жестко не регламентируется. Для данного блока характерна партнерская взросло-детская активность. III блок — самостоятельная деятельность, когда создаются условия для развития творческих способностей детей, их самовыражения. В этом блоке реализуются принципы предметно-средовой модели. Педагог выполняет функцию создателя, преобразователя среды, косвенно руководит самостоятельной игрой, театрализованной, музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельностью детей. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое образовательный процесс дошкольной образовательной организации? 2. В чем заключается сущность образовательного процесса дошкольной образовательной организации? 3. Приведите пример структуры образовательного процесса дошкольной образовательной организации. 4. Какая модель построения образовательного процесса дошкольной образовательной организации является полной?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|