Тема 1. Основные положения уголовно-процессуального права
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образованию ____________В.Я. Шевченко «___»______________2014 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Уголовно-процессуальное право»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»
Екатеринбург РГППУ Учебно-методический комплекс дисциплины «Уголовно-процессуальное право ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 50 с.
Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Одобрен на заседании кафедры права. Протокол от «20» февраля 2014 г.
Рекомендован к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от «17» марта 2014 г. № 6.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель курса «Уголовно-процессуальное право» это обеспечение усвоения студентами знаний в сфере регулирования деятельности государственных органов по возбуждению, расследованию и разрешению дел, связанных с совершением преступлений.
Основная цель проведения лекций – обеспечение систематизации имеющихся знаний, формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала, обеспечение усвоения новой информации по уголовно-процессуальному праву; формирование умения свободно ориентироваться в уголовно-исполнительном законодательстве при самостоятельном изучении нормативных источников; овладение практическими навыками, разрешение проблемных ситуаций. Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует расширению кругозора студента, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры, формирует личность с высоким уровнем правосознания, способную положительно влиять на нравственные начала человека.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Уголовно-процессуальное право» относится к вариативной части (54-б3) профессионального цикла. Изучение курса рассчитано на один семестр (8й). Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.1. Из курса «Правоохранительные органы»: Знать: - принципы организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации; - основной понятийный аппарат, юридическую терминологию, используемые в дисциплине; - правовое регулирование структуры и деятельности правоохранительных органов; - структуру, задачи и компетенцию правоохранительных органов Российской Федерации. Уметь: - анализировать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и функционирование правоохранительных; - давать правильное правовое толкование положений нормативных правовых актов;
- применять полученные знания при освоении других дисциплин; - раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений; - доказывать теоретические тезисы (положения). 2.2. Из курса «Уголовное право»: Знать: - основной понятийный аппарат уголовного права, основные институты уголовного права; - роль и место уголовного права в системе отраслей права; - предмет, метод, задачи и функции уголовного права; - основание уголовной ответственности; - элементы и признаки состава преступления; - систему и правила назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия; - основания освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уметь: - применять полученные знания при освоении других дисциплин; - пользоваться понятийным и категориальным аппаратом уголовного права; - четко представлять структуру уголовного закона; - формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия преступления, соучастия, наказания и т.д.) в виде развернутого определения; - определять признаки конкретного состава преступления в совершённом деянии; - доказывать теоретические тезисы (положения); - подкреплять теоретические положения конкретными фактами правовой действительности, примерами из практики. 2.3. Из курса «Общая психология»: Знать: - историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии, - психологию личности, теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности; - психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; - особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения. Уметь: - применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; - интерпретировать собственное психическое состояние; - определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; - разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; - учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;
- давать психологическую характеристику личности; - регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания; - использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем развития человека; - выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; - анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования. 2.4. Из курса «Общая и профессиональная педагогика»: Знать: - современные тенденции развития психолого-педагогического знания; закономерности общения и способы управления индивидом и группой; - роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; - современные психологические технологии; имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах. Уметь: - осознавать культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека; - анализировать и оценивать психологическое состояния другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции, управлять своим психологическим состоянием в условиях общения. Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: - Практикум по уголовно-процессуальному праву. - Криминалистика. - Юридическая психология. - Криминология.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО: общекультурные компетенции: - владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13); - способность к когнитивной деятельности (ОК-24); - владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28); - владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29).
профильно-специализированные компетенции: - готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-37); - готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПСК-38); - готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-39); - готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПСК-40); - готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-41); - готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПСК-42); - готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПСК-43); - способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации - способность толковать различные правовые акты (ПСК-45); - способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-46); - готовность участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-47); - готовность обеспечивать защиту прав субъектов жилищных правоотношений (ПСК-48) - готовность участвовать в исполнительном производстве (ПК-49); - готовность проводить оперативно-розыскные мероприятия (ПСК-52); - готовность применять основные понятия уголовного и уголовно-исполнительного права зарубежных стран и проводить сравнение норм российского уголовного права с зарубежными (ПСК-53); - готовность эффективно работать сотрудником правоохранительных органов по борьбе с преступными и иными противоправными проявлениями (ПСК-54). По окончании изучения курса студент должен: Знать: - основные понятия и принципы уголовного процесса; - правовое положение участников уголовного судопроизводства; - основания и порядок применения мер уголовно-процессуального принуждения; - предмет, пределы и процесс доказывания по уголовному делу; - основания и порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела, производство предварительного расследования; - общую характеристику стадий уголовного процесса. Уметь: - толковать и применять уголовно-процессуальное законодательство и другие нормативные правовые акты; - пользоваться понятийным и категориальным аппаратом уголовно-процессуального права;
- формулировать соответствующие теоретические положения в виде развернутого определения; - доказывать теоретические тезисы (положения); - четко логически мыслить, научно анализировать имеющиеся в распоряжении материалы; - юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства; - планомерно организовать свою работу; - планировать процесс раскрытия преступлений; - принимать процессуальные решения, определять меры ответственности; - составлять процессуальные документы; - предвидеть конечный результат.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет: - аудиторная – 3 часа в неделю в 8-м семестре; - самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 8-м семестре. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Основные положения уголовно-процессуального права Понятие «уголовно-процессуальное право», «уголовный процесс» (уголовное судопроизводство) и «правосудие». Задачи уголовно-процессуального права и уголовного процесса. Стадии уголовного процесса: понятие, система стадий, их значение. Процессуальная форма: понятие, виды. Значение соблюдения установленной процессуальным правом формы уголовного процесса, отдельных уголовно-процессуальных действий, актов. Наука уголовного процесса, ее предметы и актуальные направления. Соотношение с наукой уголовного права и другими науками (криминалистикой, криминологией, судебной медициной, судебной психологией и др.). Уголовно-процессуальное право как учебная дисциплина. Система учебного курса. Уголовно-процессуальные правоотношения и уголовно-процессуальная норма. Источники уголовно-процессуального права: понятие, виды. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Их роль в регламентации производства по уголовным делам. Конституция РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства: общая характеристика. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ): общая характеристика, содержание и структура. Постановления Конституционного Суда РФ и их значение для применения закона. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, по кругу лиц, во времени. Процессуальная форма: понятие, виды. Значение соблюдения установленной процессуальным правом формы уголовного процесса, отдельных уголовно-процессуальных действий, актов. Уголовно-процессуальные акты: понятие, виды, форма, общая характеристика содержания. Принципы уголовного судопроизводства: понятие, значение, система принципов. Конституционные основы (принципы) уголовного процесса. Значение принципов уголовного процесса для выполнения задач уголовного процесса. Содержание принципов уголовного процесса. Публичность. Осуществление правосудия только судом. Равенство граждан перед законом и судом. Уважение прав, свобод и достоинства личности. Неприкосновенность личности и личной жизни. Обеспечение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Неприкосновенность жилища. Независимость судей и подчинение их только Конституции и Федеральному закону. Неизменность состава суда. Разумности сроков. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту. Презумпция невиновности. Принцип состязательности и равноправия сторон. Принцип «разумный срок уголовного судопроизводства». Принцип языка уголовного судопроизводства. Право на обжалование действий (бездействий) и решений государственных органов и должностных лиц в уголовном процессе. Процессуальные сроки и процессуальные издержки. Виды и взыскание процессуальных издержек. Значение процессуальных сроков. Виды сроков. Исчисление сроков. Продление срока. Восстановление пропущенного срока. Основания и уголовно-процессуальная регламентация реабилитации. Уголовное преследование: понятие, значение. Публичный, частно-публичный, частный порядок уголовного преследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|