Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Основные положения уголовно-процессуального права

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2014 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Уголовно-процессуальное право»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Уголовно-процессуальное право ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 50 с.

 

Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Авторы: ст. преподаватель А.Ю. Косарева
  ст. преподаватель К.А. Игишев
     
     
     
     
Рецензент: д.ю.н., профессор С.Н. Сабанин

 

 

Одобрен на заседании кафедры права. Протокол от «20» февраля 2014 г.
№ 7.

 

Заведующая кафедрой права   А.А. Воронина

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от «17» марта 2014 г. № 6.

 

Председатель методической комиссии ИСП   Н.Г. Суровцева
     
     
Директор ИСП   А.Г. Кислов

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014

© Косарева А.Ю., Игишев К.А., 2014

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель курса «Уголовно-процессуальное право» это обеспечение усвоения студентами знаний в сфере регулирования деятельности государственных органов по возбуждению, расследованию и разрешению дел, связанных с совершением преступлений.

Основная цель проведения лекций – обеспечение систематизации имеющихся знаний, формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала, обеспечение усвоения новой информации по уголовно-процессуальному праву; формирование умения свободно ориентироваться в уголовно-исполнительном законодательстве при самостоятельном изучении нормативных источников; овладение практическими навыками, разрешение проблемных ситуаций.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует расширению кругозора студента, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры, формирует личность с высоким уровнем правосознания, способную положительно влиять на нравственные начала человека.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Уголовно-процессуальное право» относится к вариативной части (54-б3) профессионального цикла. Изучение курса рассчитано на один семестр (8й).

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Правоохранительные органы»:

Знать:

- принципы организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;

- основной понятийный аппарат, юридическую терминологию, используемые в дисциплине;

- правовое регулирование структуры и деятельности правоохранительных органов;

- структуру, задачи и компетенцию правоохранительных органов Российской Федерации.

Уметь:

- анализировать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и функционирование правоохранительных;

- давать правильное правовое толкование положений нормативных правовых актов;

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;

- доказывать теоретические тезисы (положения).

2.2. Из курса «Уголовное право»:

Знать:

- основной понятийный аппарат уголовного права, основные институты уголовного права;

- роль и место уголовного права в системе отраслей права;

- предмет, метод, задачи и функции уголовного права;

- основание уголовной ответственности;

- элементы и признаки состава преступления;

- систему и правила назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия;

- основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом уголовного права;

- четко представлять структуру уголовного закона;

- формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия преступления, соучастия, наказания и т.д.) в виде развернутого определения;

- определять признаки конкретного состава преступления в совершённом деянии;

- доказывать теоретические тезисы (положения);

- подкреплять теоретические положения конкретными фактами правовой действительности, примерами из практики.

2.3. Из курса «Общая психология»:

Знать:

- историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии,

- психологию личности, теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

- психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

- особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.

Уметь:

- применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;

- интерпретировать собственное психическое состояние;

- определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов;

- разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

- учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

- давать психологическую характеристику личности;

- регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания;

- использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем развития человека;

- выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;

- анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

2.4. Из курса «Общая и профессиональная педагогика»:

Знать:

- современные тенденции развития психолого-педагогического знания; закономерности общения и способы управления индивидом и группой;

- роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- современные психологические технологии; имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах.

Уметь:

- осознавать культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека;

- анализировать и оценивать психологическое состояния другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции, управлять своим психологическим состоянием в условиях общения.

Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

- Практикум по уголовно-процессуальному праву.

- Криминалистика.

- Юридическая психология.

- Криминология.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

- владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);

- способность к когнитивной деятельности (ОК-24);

- владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);

- владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29).

профильно-специализированные компетенции:

- готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-37);

- готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПСК-38);

- готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-39);

- готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПСК-40);

- готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-41);

- готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПСК-42);

- готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПСК-43);

- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
(ПСК-44);

- способность толковать различные правовые акты (ПСК-45);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-46);

- готовность участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-47);

- готовность обеспечивать защиту прав субъектов жилищных правоотношений (ПСК-48)

- готовность участвовать в исполнительном производстве (ПК-49);

- готовность проводить оперативно-розыскные мероприятия (ПСК-52);

- готовность применять основные понятия уголовного и уголовно-исполнительного права зарубежных стран и проводить сравнение норм российского уголовного права с зарубежными (ПСК-53);

- готовность эффективно работать сотрудником правоохранительных органов по борьбе с преступными и иными противоправными проявлениями (ПСК-54).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

- основные понятия и принципы уголовного процесса;

- правовое положение участников уголовного судопроизводства;

- основания и порядок применения мер уголовно-процессуального принуждения;

- предмет, пределы и процесс доказывания по уголовному делу;

- основания и порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела, производство предварительного расследования;

- общую характеристику стадий уголовного процесса.

Уметь:

- толковать и применять уголовно-процессуальное законодательство и другие нормативные правовые акты;

- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом уголовно-процессуального права;

- формулировать соответствующие теоретические положения в виде развернутого определения;

- доказывать теоретические тезисы (положения);

- четко логически мыслить, научно анализировать имеющиеся в распоряжении материалы;

- юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства;

- планомерно организовать свою работу;

- планировать процесс раскрытия преступлений;

- принимать процессуальные решения, определять меры ответственности;

- составлять процессуальные документы;

- предвидеть конечный результат.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы,
72 часа, из них 30 аудиторных часов и 42 часа самостоятельной работы студентов.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

- аудиторная – 3 часа в неделю в 8-м семестре;

- самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 8-м семестре.


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Всего зачетных единиц (часов)
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Полный срок обучения Сокращенный срок обучения Полный срок обучения с применением ДОТ Сокращенный срок обучения с применением ДОТ
1. Виды и объем учебной работы
Семестр                  
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72)
Переаттестовано - - - - -
Аудиторные занятия:          
лекции                  
практические занятия - - - - - - - - -
лабораторные работы - - - - - - - - -
другие виды аудиторных занятий (текущие консультации) - - - - - -   -  
Самостоятельная работа:          
изучение теоретического курса                  
курсовая работа - - - - - - - - -
контрольная работа - -   -   -   -  
домашние задания   - - - - - - - -
подготовка к экзамену   -   -   -   -  
Вид промежуточного контроля Экзамен - Экзамен - Экзамен - Экзамен - Экзамен
2. График изучения дисциплины
Курс   4,5 3,4 4,5 3,4
Семестр   8,9 6,7 6,9 6,7
Экзамен (семестр)          
Зачет (семестр) - - - - -
Курсовая работа (семестр) - - - - -
Контрольная работа (семестр) -     9,9 7,7

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
Общая часть
1. Основные положения Уголовно-процессуального права       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 1.
2. Общая характеристика участников уголовного судопроизводства       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 1.
3. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 2.
4. Меры государственного принуждения       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 2.
5. Гражданский иск в уголовном процессе. Ходатайства и жалобы. Реабилитация       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 3.
Особенная часть
6. Возбуждение уголовного дела       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 3.
7. Общая характеристика досудебного производства       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 4.
8. Следственные действия   5,6   - 2,8 Ееженед. Собесед. – 5,6.
9. Общая характеристика судебного производства в суде первой инстанции       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 7.
10. Особый порядок судебного разбирательства       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 7
11. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей, по уголовным делам, подсудным мировому судье       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 8.
12. Производство в суде второй инстанции       - 2,8 Ееженед. Собесед. – 8.
  Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда       - 2,8 Еженед. Собесед. – 9.
  Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел       - 2,8 Еженед. Собесед. – 9.
  Исполнение приговора. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства       - 2,8 Еженед. Собесед. – 10.
Итого за курс   -     Экзамен
 

 

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

 

Тема 1. Основные положения уголовно-процессуального права

Понятие «уголовно-процессуальное право», «уголовный процесс» (уголовное судопроизводство) и «правосудие».

Задачи уголовно-процессуального права и уголовного процесса. Стадии уголовного процесса: понятие, система стадий, их значение. Процессуальная форма: понятие, виды. Значение соблюдения установленной процессуальным правом формы уголовного процесса, отдельных уголовно-процессуальных действий, актов.

Наука уголовного процесса, ее предметы и актуальные направления. Соотношение с наукой уголовного права и другими науками (криминалистикой, криминологией, судебной медициной, судебной психологией и др.).

Уголовно-процессуальное право как учебная дисциплина. Система учебного курса.

Уголовно-процессуальные правоотношения и уголовно-процессуальная норма.

Источники уголовно-процессуального права: понятие, виды. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Их роль в регламентации производства по уголовным делам. Конституция РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства: общая характеристика. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ): общая характеристика, содержание и структура. Постановления Конституционного Суда РФ и их значение для применения закона. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, по кругу лиц, во времени.

Процессуальная форма: понятие, виды. Значение соблюдения установленной процессуальным правом формы уголовного процесса, отдельных уголовно-процессуальных действий, актов. Уголовно-процессуальные акты: понятие, виды, форма, общая характеристика содержания.

Принципы уголовного судопроизводства: понятие, значение, система принципов. Конституционные основы (принципы) уголовного процесса. Значение принципов уголовного процесса для выполнения задач уголовного процесса.

Содержание принципов уголовного процесса. Публичность. Осуществление правосудия только судом. Равенство граждан перед законом и судом. Уважение прав, свобод и достоинства личности. Неприкосновенность личности и личной жизни. Обеспечение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Неприкосновенность жилища. Независимость судей и подчинение их только Конституции и Федеральному закону. Неизменность состава суда. Разумности сроков.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту. Презумпция невиновности. Принцип состязательности и равноправия сторон. Принцип «разумный срок уголовного судопроизводства». Принцип языка уголовного судопроизводства. Право на обжалование действий (бездействий) и решений государственных органов и должностных лиц в уголовном процессе.

Процессуальные сроки и процессуальные издержки. Виды и взыскание процессуальных издержек. Значение процессуальных сроков. Виды сроков. Исчисление сроков. Продление срока. Восстановление пропущенного срока.

Основания и уголовно-процессуальная регламентация реабилитации.

Уголовное преследование: понятие, значение. Публичный, частно-публичный, частный порядок уголовного преследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...