Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническое описание основной части маршрута и меры безопасности




ОТЧЕТ

О водном (катамараны-двойки) туристском
путешествии IV категории сложности по Алтаю

(р.р. Чуя – Катунь от пос. Чаган-Узун до пос. Еланда с объездом Менского и Мажойского каскада)

Совершенном с "14 " июля по " 24 " июля 2015 г.

 

 

Маршрутная книжка № 18В-2015

Руководитель группы: Ананьев А.Г.

Адрес руководителя г. Самара, Ул. М.Тореза 101а-130

Тел. 8-(927)-767-1950

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет IV категорию сложности. Отчет использовать в ___

Штамп МКК

 

Самара 2015


 

Аннотация

Маршрут проходит в центральной части Алтая и знакомит с высокогорными степями и лесной зоной Алтая. Группа приобретает опыт преодоления препятствий на реках с различным расходом и различным характером препятствий. Наличие в течение большей части маршрута недалеко от реки Чуйского тракта облегчает аварийный выход с маршрута в случае возникновения нештатной ситуации. При наличии времени возможны радиальные выходы на Шавлинские или Каракольские озера.

 

В подготовке отчета участвовали

Руководитель группы: Ананьев А. Г.

Фотоснимки Кандрашин М. А.


 

 

Оглавление

Аннотация. 2

Часть 1. Подготовка к путешествию.. 4

Состав группы.. 4

Выбор маршрута. 4

Планируемый график похода. 5

Часть 2. Описание путешествия. 7

Подъезды и подходы.. 7

Техническое описание основной части маршрута и меры безопасности. 9

Фактический график похода. 9

Дневник похода. 10

Часть 3. Материальное обеспечение. 17

Примерная смета расходов. 17

Групповое снаряжение. 17

Часть 4. Выводы и рекомендации. 18

Приложение 1. 20

Фотографии. 20

 


 

 

Часть 1. Подготовка к путешествию

 

Состав группы

№ п/пп Фамилия, имя, отчество Год рождения Место работы, учебы. Домашний адрес и телефон Туристская подготовка[i] Перечислить походы, совершённые по данному виду туризма (У – участни-ком, Р – руководителем) с указанием районов и категорий сложности Обязанности в группе, распределение по сре-дствам сплава и дру-гим транспортным средствам
  Ананьев Александр Георгиевич     ООО «Ай-Сис» Г. Самара Ул. Мориса Тореза 101А-130 Чуя – Катунь (У) 4к.с. Урик(Р)5к.с. К-2 – 1 капитан Руководитель, реммастер  
  Ананьев Григорий Александрович   МБОУ СОШ №6 Г. Самара, ул. Бр.Коростелёвых 83-19 Красненькая-Кутсайоки-Тумча (У) 3(4)к.с., Урик (У) 4к.с Лемеза(У) 2к.с. К-2 – 1 матрос
  Кандрашин Максим Алексеевич     МУФ СО Г. Самара Ул. Мориса Тореза 105А-150 Красненькая-Кутсайоки-Тумча (паводковая) (У) 4(5)к.с. К-2 – 2 Капитан Зав. лагерь, транспорт  
  Кандрашин Кирилл Максимович   МАОУ СМТЛ Г. Самара Ул. Мориса Тореза 105А-150 ПВД К-2 – 2 матрос Летописец  
  Ильенко Михаил Юрьевич     Г. Самара,   Зун-Мурин(У) 4кс К-2 – 3 Капитан  
  Кандрашина Елена Александровна     ФГБОУВО СГЭУ Г. Самара Ул. Мориса Тореза 105А-150 Красненькая-Кутсайоки-Тумча (паводковая) (У) 4(5)к.с. К-2 – 3 матрос, медик  

 

Выбор маршрута.

 

Взрослая часть группы впервые познакомилась 20 лет назад во время подготовки и проведения байдарочного похода 2кс по реке Воньга (Карелия), однако с тех пор члены группы вместе в походы не ходили. Причем у большинства был существенный перерыв в походах (8 и более лет). Учитывая этот самый перерыв, а также наличие в группе подростка, идущего в первый поход на катамаране, мы искали реку с возможностью простого аварийного выхода на тот случай, если мы переоценим свои силы. Также было необходимо уложиться в 2 недели (включая дорогу). По финансовым соображениям самолет мы не рассматривали. Это ограничило наш выбор регионами Алтай, Карелия, Кавказ. Учитывая наличие в группе подростков и длительный перерыв у некоторых участников, было желательно исключить пешую заброску/выброску. Проведя предпоходные тренировки на разрушенной плотине в селе Тимашево (это место у местных жителей называется «Шумок»), мы оценили наши текущие возможности на уровне 3-4 к.с. Это же подтвердил член МКК В.В. Егоров, присутствовавший на одной из тренировок. Таким образом, у нас сформировались требования к будущему маршруту:

3-4 к.с., (причем желательно 4 к.с. для восстановления формы)

Алтай, Кавказ, Карелия

Простая заброска, выброска

Возможность простого аварийного выхода

Хотелось «теплого» маршрута, с минимумом дождей и возможностью купания

Таким образом, после некоторых дебатов остановились на маршруте Чуя-Катунь. Дополнительным фактором в пользу выбора этого маршрута с точки зрения безопасности было то, что руководитель группы проходил этот маршрут как участник в 2010 и 2012 годах и вероятность «влететь» в сложное препятствие из-за потери ориентировки на данном маршруте была минимальна. Поскольку Чуя от Чибита до Чемала ходится примерно за 6 ходовых дней, а группа имела в распоряжении 9-10дней, было решено добавить участок «Дикой Чуи» от пос. Чаган-Узун до пос. Курай. Добавление этого участка давало возможность познакомиться с ландшафтами Курайской степи и раскататься перед порогами нижней Чуи.

Планируемый график похода

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
11.07-13.07 1-3 Самара-Новосибирск-   ж/д  
13.07-14.07 3-4 Новосибирск-Бийск. - ж/д  
14.07   Бийск-пос. Чаган-Узун 470 Авто
14.07   Стапель    
15.07-16.07 5-6 Сплав до моста у пос. Курай   Сплав  
17.07   Антистапель, обвоз Мажойского каскада, Стапель (на поляне перед пор. Сумрачный)   Авто  
18.07   Место ночевки – пор. Бегемот   Сплав
19.07   Место ночевки – пор. Горизонт   Сплав
20.07   Место ночевки – устье Кадрин   Сплав
21.07   Дневка    
22.07   Место ночевки – устье Сумульты   Сплав
23.07   Место ночевки – пор. Еландинский   Сплав
24.07   Место ночевки – Чемал, Антистапель   Сплав
24.07-27.07 14-17 Чемал-Новосибирск-Самара 590 Автобус, ж/д
Итого активными способами передвижения    

 

Часть 2. Описание путешествия

Подъезды и подходы

Река Чуя на всем своем протяжении течет вдоль Чуйского тракта (М-52). Поэтому заброситься в любое место не составляет труда без использования дорогостоящего транспорта повышенной проходимости. В г. Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск есть много фирм и частных перевозчиков, предлагающих свои услуги для заброски по Чуйскому тракту и другим дорогам. В некоторых прошлых поездках мы договаривались о заброске непосредственно из Новосибирска, но в этот раз решили этого не делать, хотя такой способ позволяет сэкономить почти полный день. Дело в том, что забросчик, например, из Бийска должен будет проехать сначала 380 км до Новосибирска, забрать группу и проехать еще более 700 км до места, т.е. его пробег будет более 1000 км. Нам это представляется небезопасным, тем более, в 2012м году был прецедент, что водитель «клевал носом» и мы вынуждены были заставить его поспать. Для целей заброски мы выбрали по прочитанным отзывам Александра, который нас встретил в Бийске и отвез до урочища Красная Горка (в 5-7 км выше пос. Чаган-Узун). Он же порекомендовал это место во время телефонных переговоров. Место удобное. Большая, более 500 м, поляна с редкими деревьями. Рядом впадает приток с более чистой, чем в Чуе водой. Поляна пользуется популярностью у местных жителей как место пикника, заезжают дальнобойщики. Есть некоторые проблемы с дровами. Выехав из Бийска ок. 7 утра, мы, дважды поев по дороге и закупив некоторые недостающие продукты, прибыли на место стапеля около 17 часов.

Отъезд планировался изначально из пос. Чемал, автобусом, идущим ок. 21 часа и прибывающим в Новосибирск рано утром. Однако, во время телефонных переговоров с забросчиком он предложил нам свои услуги по выброске из пос. Еланда до Бийска, на что мы решили согласиться. Место встречи было оговорено как «у опор плотины, которую бросили строить у пос. Еланда». Место известно водителям, с воды имеет четкий ориентир – большие бетонные опоры с торчащей арматурой менее, чем в километре после пор. Еландинский. ВНИМАНИЕ!! В этом месте сотовой связи нет (во всяком случае Мегафона). Контрольный звонок забросчику удалось сделать примерно за 5-10 км до Ороктойского моста. Забросчик настоял на встрече не позднее 12 часов, чтобы с гарантией в случае пробок успеть на поезд в 21 час (местного). В целом с заездом по дороге в магазины/сувениры и т.д. мы прибыли на вокзал примерно в 17 часов.

К забросчику нареканий нет, все четко и вовремя.

Переезд внутри маршрута планировалось осуществить с использованием местного транспорта, который мы планировали найти в пос. Курай или в районе моста. Действительно, причалив у поселка ок. 16 часов мы у первого же местного жителя смогли добыть телефон водителя, согласившегося нас отвезти в Чибит. Приехал он минут через 20 (как обещал) на машине УАЗ-фермер, на котором мы смогли уехать вместе с катамаранами, лишь минимально их разобрав. Вся процедура поиска машины, погрузки, перевозки и выгрузки заняла часа 3, но, ссылаясь на позднее время, нас водитель согласился везти не до поляны перед пор. Сумрачный, как мы изначально планировали, а только на 2-3 км ниже Чибита.

Телефоны и стоимость приведены в разделе «Материальное обеспечение»

Техническое описание основной части маршрута и меры безопасности

 

Фактический график похода

Даты Дни пути, (отклонение) Участки маршрута Км, (отклонение) Способы передвижения Погода, уровень воды Причины отклонения, примечания
11.07-13.07 1-3 Самара-Новосибирск-   ж/д      
13.07-14.07 3-4 Новосибирск-Бийск. - ж/д      
14.07   Бийск-пос. Чаган-Узун 470 Авто Ясно, +25-30С  
14.07   Стапель     Ясно, +25-30С, Вода ниже среднего Место называется Красная горка, дальше пос. Чаган-Узун на 5-7 км по Чуйскому тракту
15.07   Сплав до места стоянки 20 км ниже Чаган-Узуна   Сплав   Ясно, +25-30С, вечером на стоянке дождь на 2-3 часа Вода средняя Стоянка на левом берегу, шиверы 2-3кс
16.07   Сплав от места стоянки до дер. Курай   Сплав   Ясно, +25-35С, Вода средняя Шиверы 2-3кс
16.07 (+0,5) Частичная разборка катамаранов, обвоз Мажойского каскада, до поляны 3 км ниже пос. Чибит   Авто   Ясно, +25-30С, Вода выше средней Удачно договорились с машиной в пос. Курай
17.07 (+1) Место ночевки – пор. Бегемот (+20) Сплав Ясно, +25-30С, Вода выше средней Поскольку обвоз Мажойского каскада осуществили только до пос. Чибит, к маршруту добавился участок Бегельбашских разбоев ок. 20 км
18.07 (+0,5) Место ночевки – 2-3 км ниже пор. Слаломный   пешком, сплав Ясно, +25-30С, Вода средняя Клейка катамаранов, обнос пор. Бегемот, сплав пор. Классический и Слаломный
19.07 (-0,2) Место ночевки – пор. Турбина   Сплав Ясно, +25-35С, Вода выше средней Сплав до пор. Турбина, обнос вещей за пор. Турбина, прохождение пор Турбина К-3 и К-2, спас. Работы
20.07 (-0,5) Место ночевки – 3 км до дер. Мал. Яломан   Сплав Пасмурно, +20-25С, дождь в конце обноса 2 часа. Вода выше средней Прохождение пор. Турбина К-1, Обнос пор. Горизонт, Шивера «Выходная»  
21.07 (+0,5) Место ночевки – пор. Шабаш   Сплав Переменно, +25С. Вода средняя Прохождение пор. Ильгуменский, Кадринская труба, сплав до пор. Шабаш, обнос вещей на стоянку на второй ступени пор Шабаш
22.07 (+0,5) Место ночевки – 10 км выше пос. Куюс   Сплав Переменно, +25С. Вода средняя Сильный встречный ветер и мошки
23.07   Место ночевки – пор. Еландинский   Сплав Переменно, +25С. Вода средняя Прохождение пор. Тельдекпень -1,2, Чебурах, Еландинский
24.07   Антистапель     Ясно, +25-30С.  
24.07-27.07 14-17 Чемал-Новосибирск-Самара 590 Автобус, ж/д    
Итого активными способами передвижения        

 

В столбце «Дни пути» в скобках указано отклонение от планового графика: опережение (+), отставание (-)

 

Дневник похода.

 

14.07 (вторник)

Прибыли к месту стапеля около 17 часов. Погода жаркая. Очень кстати оказалось, что на поляне - месте стапеля много отдельно стоящих деревьев, в тени которых удобно собирать катамараны. Дров немного, но есть. На поляне стоял какой-то внедорожник, и находилась небольшая компания местных. Пару раз прошли рыбаки. Вода в Чуе нехолодная (мы оценили градусов на 14-16), некоторые участники с удовольствием искупались после дороги. Чуя в данном месте представляет собой равнинную реку с быстрым течением шириной 20-25м. К вечеру в общих чертах закончили стапель. В поисках удобного места для купания метрах в 100 вверх по течению нашли приток Туярык (фото 1), где вода значительно менее мутная, чем в Чуе.

 

15.07 (Среда)

Как обычно, первый спуск на воду происходит небыстро. Не смотря на ранний подъем примерно в 6-30, с увязкой вещей на катамараны провозились примерно до 12. Затем сделали протокольное фото (фото 2) и вышли. Шли в обычном для нас режиме примерно час хода, затем примерно 10-15 минут отдыха для разминки ног. До Чаган –Узуна река сильно петляет, из препятствий – 1 или 2 переката и пара камней в русле. Чем ближе к Чаган-Узуну тем петель больше, а течение медленней. Жарко, почти не гребем. Скорость течения падает примерно до 3-4км/ч. До Чаган - Узуна дошли за два перехода. Р. Чаган-Узун впадает очень мутным потоком перед мостом. По расходу приток примерно равен Чуе. Вода становится значительно мутнее и холоднее (приложения 4,5), примерно градусов 8. После моста начинается короткий участок разбоев (не более 3-5 км), скорость течения увеличивается. Река входит в долину, соединяющую Чуйскую и Курайскую степи. Скорость течения 10-13 км/ч, река течет одним руслом. В одной из лоций нам попадалось описание, где на этом участке выделили десятка 2 или 3 препятствий и советовали посмотреть какое-то из них. На наш взгляд это можно описать как участок шивер 2-3 к.с. или как одну длинную разреженную шиверу. Все проходы очевидны. Проходим походной колонной в порядке К-1, К-2, К-3. Подстраховываем К-2. На стоянку встаем по левому берегу (фото 3), примерно за 10 км до выхода реки в Карайскую степь около 18 часов.

 

16.07 (Четверг)

С утра отметили значительный, около 0,5 м, подъем воды. Однако к выходу вода снова упала. Сделали вывод, что на этом участке при жаркой погоде значительные суточные колебания воды за счет таяния ледников в верховьях р. Чаган-Узун. Вышли в 11-30, через 2 часа (1,5 ЧХВ) река вышла из гор, а еще через час мы достигли моста у пос. Курай. По мосту движение довольно интенсивное, за 15мин. нам встретилось 2 машины, но место очень неудобное, открытое, деревьев нет. Поэтому когда мы договаривались с одной из машин о переброске в Чибит, мы предпочли встречу назначить ближе к деревне, до которой от моста примерно 3 км. К деревне подошли самой правой протокой (шириной 1,5 катамарана, не рекомендуем, при более низкой воде придется волочиться). Один катамаран не успел выгрести на начало протоки и прошел основным руслом. Зачалился метров на 100 ниже после впадения протоки в основное русло. В поселок прибыли в 16 часов. Не надеясь на договоренность с машиной (водитель хотел вернуться в деревню часа через 1-2-3, как пойдет), пошли искать другие варианты. Вариант в виде «УАЗ-Фермер» нашелся быстро, и уже через 20 мин мы грузились (фото 6). Даже катамараны оказалось достаточно только «располовинить». В двойную кабину полезли все 6 чел. Водитель разъяснил нам некоторую путаницу. Оказалось, деревня, где мы причалили, это Кызыл-Таш, а Курай чуть дальше от реки, но они почти срослись. Переброска в Чибит заняла часа 2, и около 19 мы уже были на стоянке на левом берегу Чуи в 2-3 км ниже Чибита. Стоянка оказалась активно эксплуатируется автотуристами – дров поначалу не обнаружили. Позже выяснилось, что дрова есть, метрах в 150-200 у подножья гор, где начинается лес. Готовили ужин на газе.

 

17.07 (пятница)

С утра отметили, что вода здесь (ниже Мажоя) теплее, чем до него. Уровень чуть выше среднего. Сегодня по плану Бельгебашские разбои, Сумрачный, Буревестник и стоянка на Бегемоте с его просмотром. Также на вечер намечена клейка К-1 и К-2, которые немного травят (приходится качать раз в 30 мин).

Бельгебашские разбои оказались по нашей воде весьма веселым мероприятием. Шкуродеров мы не нашли, а вот сильный свал воды в многочисленные завалы наблюдался постоянно. Мы немного беспокоились за К-2, но ориентируясь на впереди идущее судно, экипаж вполне справился. Время прохождения разбоев почти 1,5 часа.

Перед Сумрачным зачалились на правый берег. Ориентиром может служить последовательно мост через небольшой правый приток, большая поляна по правому берегу с машинами, указатель на дороге «Улаганский район» и затем после второго правого поворота порог. Посмотрели. Под правым берегом вполне чистый проход. Можно было идти центром, между больших глыб, но как-то решили попроще. Оценили на 3кс, в принципе наверно этот порог имеет смысл смотреть или если он первый (при сплаве без Верхней Чуи) или если хочется пройти его поинтересней.

Буревестник мы оценили где-то на 3+. Проход также под правым берегом. На заходе немного мешает гряда от правого берега. Надо ее обойти и нырнуть за нее. Выставили съемку и страховку морковкой. Проходили 1-ю ступень (приложения 7,8,9). Вторую тоже прошли ближе к правому берегу, но уже походной колонной.

До Бегемота еще какой-то невнятный пор. Ярбалыкский. Опознали только по наличию разрушенных домов на берегу и к 16-30 мы увидели ориентиры пор Бегемот – деревянный мост через Чую (фото 10, 11). Встали на левый берег на стоянку до порога. На стоянке буквально пришлось расчищать место от грибов (фото 12). Не сходя с поляны, набрали 3 полные каски груздей, которые стали приятным дополнением к ужину. Есть еще удобная стоянка на левом берегу над порогом. Мы выбрали нижнюю по следующим соображениям: тень, ближе вода, ну и пока не посмотрели порог – думали его идти. Разобрали катамараны, и пошли в ближайшее улово с надувашками искать дырки. Нашли, отметили и положили надувашки сохнуть. После позднего обеда пошли смотреть порог. При просмотре у нас родилась фраза: «Коллеги, мы на пять (кс) не подписывались». При просмотре выделили, по крайней мере 4 места, вероятность успешного прохождение, каждого из которых была нами оценена примерно на 80%. А теория вероятности говорит, в этом случае надо перемножить успешные вероятности, итого 0,8*0,8*0,8*0,8=41%. На страховку после первой ступени с воды поставить некого: в команде нет экипажа, который, стартовав из под моста и сняв с воды человека, сможет сплавиться с ним через весь порог или гарантированно зачалиться. Если не ставить страховку после первой ступени, то, если кого-то унесет в правую часть русла, то он там с большой вероятностью побьётся о камни. В общем, приняли решение: с утра ремонт катов и обнос (тем более что и в Маршрутной книжке записано: «Обнос Бегемота при воде выше средней») и определили его как 5 кс.

 

18.07 (суббота)

С утра видели прохождение коммерческих рафтеров. Страхующий К-2 у них прошел порог успешно, правда вода немного упала. Заклеились (фото 13) и, пока сохнут надувашки, сделали первую ходку обноса. Обнос по тропе левого берега. Была мысль спустить катамараны за 3-ю ступень порога с поляны после первого взлета, но посоветовавшись, решили обнести весь порог. Пока ходили за катамаранами, дежурный сварил суп. Поев, повеселели и решили, что время еще 15 часов и можно сделать пару переходов. По лоции у нас должны были быть пор. Классический и Слаломный. Помня по прошлым годам, что мы их не смотрели, да и смотреть их сложно – очень длинные, решили идти походной колонной. Правда с выдерживанием дистанции у нас была постоянно проблема. Дело в том, что валы которые К-2 («Кулик-Мажой») спокойно «давит», на «Тритоне» хочется идти со скоростью. С другой стороны К-2 в силу наличия на нем подростка, не мог идти со скоростью, которая бы устраивала бы Тритоны. Решали ситуацию промежуточными чалками и «вертушками» в исполнении Тритонов. Вечером поспорили по классификации пройденного участка. Большинство пришло к выводу, что правильней было бы описать связку Классический и Слаломный как шиверу (3+) - 4 кс, длиной около 10км

Мы считаем, что именно это препятствие в наибольшей мере определяет сложность маршрута. Любой из 3х главных порогов нижней Чуи (Бегемот, Турбина и Горизонт) достаточно просто просматривается и либо проходится, либо проходится на разгруженных судах, либо проходится усиленными экипажами, либо обносится за 2-4 часа. Для принятия решения необходимо лишь наличие в группе одного – двух участников с достаточным опытом. Да, эти препятствия могут задержать группу, выбить ее из графика, но вряд ли более чем на полдня. Но участок Классический – Слаломный придется идти, и идти обычными экипажами без просмотра. Если эту связку смотреть и идти по небольшим участкам, надо закладывать примерно 2 дня. На наш взгляд этот участок является определяющим при наличии в группе «слабого» судна.

Стоянка на левом берегу в 20км ниже пор. Бегемот. Вечером для молодежи устроили своеобразный день Нептуна - тренировку по сплаву на морковке (фото 14).

 

19.07 (воскресенье)

Утром ремонт К-1. Вчера не все дырки хорошо заклеились. Поэтому задерживаемся одним экипажем на лишний час, чтобы лучше подсох клей. К-3 и К-2 уходят в 10-30. К-1 ближе к 12 и догоняем остальных на отдыхе после моста в «». Из препятствий, достойных упоминания, только пор. «». Еще за 2 перехода доходим до пор. Турбина. Время 15-30. Берем рюкзаки (если и пойдем, то разгруженные) и несем на стоянку между пор Турбина и Горизонт. Смотрим. Идти хотят все. Еще раз спрашиваю экипаж К-2. Тоже хотят идти. Экипаж К-3 предлагает идти левой протокой с выходом в центр. Решаем, что береговой страховки им будет достаточно. Во-первых, непосредственно за порогом течение небольшое, во-вторых, по левому берегу отмель, на которую легко вылезти, а если направо понесет, тут морковку поставим. К-3 прошел порог успешно, правда, в конце свернул не в центр, а налево (фото 15). Корму немного прикусила бочка, но в целом нормально. К-3 встал на страховку у правого берега, лучше было бы за большим камнем, но экипаж К-3 сомневался, что туда выгребет. Один человек встал на страховку с морковкой ниже по правому берегу в наиболее узком месте – метров на 70 ниже. Капитан К-1 советовал экипажу К-2 идти самым левым проходом, мотивируя тем, что несет именно туда. К-2 нормально прошел порог, но на выходной бочке капитана выбило с катамарана. Капитан быстро за него зацепился, но вылезти не смог. В результате аварийное судно понесло вниз. С помощью подошедшего К-3 удалось зачалить К-2 метров через 150 на левый берег. После того, как экипажи отдышались, была осуществлена проводка судов на чалках левым берегом под порог и траверс. Прохождение К-3 и К-2 и последовавшие спас работы растянулись до 19-30 и прохождение пор. Турбина К-1 решили отложить на следующий день. Ужин за поздним временем и общей усталостью команды готовили на газе.

20.07 (понедельник)

Утро начали с перемещения рюкзаков за пор. Горизонт (фото 16,17). С 2012 года склон немного осыпался и спуск упростился. Ориентир спуска - единственный большой камень на полке правого берега. Вода – выше средней, улово в пор. Горизонт между ступенями практически отсутствовало. Признали, что порог соответствует 5 к.с. и решили, что его понесем. Было мнение спустить разгруженные каты между ступенями, но признали такой подход излишне трудоемким. Вернулись обратно к Турбине для прохождения Турбины экипажем К-1. Экипаж К-1 нормально выполнил заход в порог и прохождение средней части, но перед выходной бочкой не успел довернуть, вошел в нее полулагом и лег. Экипаж вышел в раму и самостоятельно зачалил катамаран на отмель левого берега. К 14 часам был завершен обнос пор. Горизонт. Пошел дождь. Перед началом прохождения Выходной шиверы организовали перекус с чаем. При прохождении Выходной шиверы К-3 сел на камень, но ликвидировал ситуацию своими силами. Примерно в 15-30 вышли в Катунь. До 17 прошли под Ининскими мостами, набрали в Ине воды (фото) и причалили на песчаный пляж по правому берегу, не доходя 2 км до дер. Мал. Яломан.

21.07 (вторник)

Экипажи привыкают к препятствиям Катуни. Перед пор Ильгуменский чалимся на правый берег, как и было рекомендовано лоцией. Обзор правого берега плохой или надо далеко идти, а у нас наметилось отставание от графика. Но проход вдоль левого берега просмотреть удалось. Решаем время не тратить идти как и в 2012 году левым берегом с уходом после основных валов вправо. Предупреждаю о каменной гряде под левым берегом в конце порога. Идем походной колонной с увеличенным до 50 – 70 м интервалом. Последовательность К-1, К-3, К-2. К-1 немного рано начинает отрабатывать вправо и ловит большой вал, встает за камень правого берега на страховку/съемку. К-3 проходит хорошо, но к камню не успевает и чалится дальше. К-2 долго не может начать уход вправо и цепляет левым баллоном бочку, образовавшуюся на месте гряды. Все нормально. Идем до устья Кадрина – обмениваемся впечатлениями. В устье очень интересное место, туда сложно причалить. Мощный поток Катуни бьет в устье Кадрина и вода из него вытекает как бы вверх по течению Катуни. Все-таки чалимся, набираем воды, устраиваем перекус. Капитану К-1 приходится из-за отставания отказаться от идеи затащить кат на пару км вверх по Кадрину и пройти Выходной порог. Также с некоторым трудом отчаливаем из устья Кадрина и проходим Кадринскую трубу. Кадринская труба как-то не впечатлила. То ли вода такая, то ли проскочили удачно, не попав в сильные турбулентности. Во всяком случае, оценка 4кс для Кадринской трубы кажется нам несколько завышенной. Примерно к 17 часам доходим до пор. Шабаш. Место точно не идентифицирую, на правом берегу откуда-то взялась большая скала, которой на Шабаше не было. Причаливаем выше места предполагаемого Шабаша и идем смотреть. Оказался Шабаш. На просмотр потратили часа 1,5-2. В итоге решили причалить к отмели Шабаша по ПБ и перенести вещи на стоянку между ступенями, а завтра решать, идти или нет.

С «лишней» скалой оказалось все просто. Сильнейший паводок 2014 года вырвал много деревьев, росших между камнями на берегу, благодаря чему находившаяся ранее за деревьями скала стала отличным ориентиром Шабаша.

Учитывая время, затраченное на просмотр, мы рекомендовали бы по низкой и средней воде идти прямо до отмели непосредственно перед Шабашем (фото 20). Мест для чалки вполне хватает, длина места с минимальным течением метров 100. И даже если не зачалишься, то просто попадешь в «канализацию». А с другой стороны, если не смог зачалиться, то основная струя в этом пороге такому экипажу противопоказана.

Стоянка между ступенями небольшая и наклонная. Мы 2 палатки поставили сравнительно без проблем, но больше 3х уже было бы некомфортно.

22.07 (среда)

Посмотрели вторую ступень Шабаша. В правой части русла косая бочка. Проход или под самым правым берегом, где бочка послабее, или в центре. К-2 однозначно решил не идти. К-3 и К-1, посовещавшись, решили, что при проходе центром сможешь причалить весьма нескоро и по берегу будет далеко нести вещи. Проход под берегом не понравился. Итог обсуждения следующий: К-2 несет обе ступени. К-1 идет первую по «канализации», которая по этой воде выглядела довольно интересной, а 2-ю ступень несет. К-3 решил 2-ю ступень нести, а по первой принять решение после прохождения К-1. Между ступенями выставили страховку из 2х человек с морковкой. К-1 четко реализовал намеченную траекторию и зачалился перед 2й ступенью (серия фото 21). К-3 при попытке повторения маневра К-1 был снесен на камни, высадился на них и обнес часть ступени. Обнос ключевого места 2й ступени завершили примерно к 13-30. При дальнейшем движение привычно преодолевали участки с валами до 1,5 м, поганки и водовороты. Мы поставили себе задачу встать на ночевку максимально близко к впадению р. Бельтертуюк, до которого идет дорога. Из препятствий этого дня можно отметить сильный встречный ветер, который замедлял передвижение. Неприятным сюрпризом оказались мошки. Небольшие, размером 1-1,5 мм, они в значительных количествах роятся над поверхностью воды на участках быстротока. Там, где течение становится более бурным, они поднимаются повыше, и встречный ветер несет их в лица гребцов. В результате они попадают в нос, рот, уши, и самое неприятное, в глаза, которые как раз на участках бурного течения открыты особенно широко. К счастью, опасения медика насчет возможного воспаления глаз не реализовались, и массовой промывки глаз Альбуцидом (его, или подобное средство, рекомендуется иметь в аптечке) удалось избежать.

К 18 часам нашли песчаный пляж по правому берегу, как выяснилось на следующий день, сориентировались мы точно и встали примерно за 5-7 км до впадения р. Бельтертуюк. Пляж оказался весьма удобен для купания, чем большинство и занялось. Ближе к 20 пошел дождь.

23.07 (четверг)

Вышли около 11 часов. Через примерно 30 мин. дошли до р. Бельтертуюк, где набрали воды. Еще примерно через час хода, остановившись размять ноги на левом берегу увидели на берегу мачту, и предположив, что это возможно сотовая связь – не обманулись. Созвонились с забросчиком, подтвердили, что идем по графику. Это примерно километров за 7-10 до Ороктойского моста. Перед мостом и порогом Тельдекпень 1 причалили в большое улово по правому берегу и сходили на разведку порога на мост. Идти далеко, но не трудоемко по автодороге. После просмотра прошли порог походной колонной. Тельдекпень 2 прошли с ходу. Также походной колонной прошли Чебурах (похож на Тельдекпень, только меньше) и Еландинский. Около 15-30 причалили на поляну у опор недостроенной не то ГЭС не то моста меньше чем через 1км после Еландинского порога (фото 22). Анти стапель, торжественный ужин.

25.07 (пятница)

Машина пришла примерно в 11-30. (Договаривались на 12..13 часов) как раз успели просушить вещи, упаковаться, искупаться. На стоянке есть озерко с глубиной 1,5м и весьма теплой (теплее 25 градусов водой). Выехали в 13 часов и к 17 были в Бийске.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...