состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Согласно ГОСТу Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования». Физкультурно-оздоровительная услуга - деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга. Классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг: К спортивным услугам относят: - проведение занятий по физической культуре и спорту; - проведение спортивно-зрелищных мероприятий; - организацию и проведение учебно-тренировочного процесса; - предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению; - информационно-консультативные и образовательные услуги; - прочие спортивные услуги. Проведение занятий по физической культуре и спорту предусматривает: - занятия в группах общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры; - разработку индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий; - организацию соревнований в учебных группах, командах, школах и клубах по видам спорта; - восстановительные мероприятия и методические консультации; - реализацию различных видов досуга с учетом особенностей оказываемых услуг, включая культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения. Проведение спортивно-зрелищных мероприятий включает в себя: - спортивные и оздоровительные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм; - спортивные праздники; - спортивно-зрелищные вечера и концерты;
- встречи с выдающимися спортсменами; - показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных учреждений. Организация и проведение учебно-тренировочного процесса предусматривает: - обучение потребителей услуг рациональной технике двигательных действий, формирование умений, навыков и связанных с этим знаний в избранной спортивной дисциплине; - педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей, соответствующих требованиям спортивной деятельности, в области которой ведется подготовка; - педагогическое воздействие, направленное на компенсацию у потребителя услуг недостающих компонентов тактической, технической, физической и др. видов готовности к потреблению услуги; - организацию комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянием здоровья потребителя услуг; - консультативную помощь по различным направлениям построения и содержания учебно-тренировочного процесса. Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (объектов) населению включает в себя: - использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований; - использование объектов для оздоровительного отдыха; - пользование спортивным оборудованием (тренажерами, снарядами, инвентарем); - обеспечение квалифицированным обслуживающим персоналом и создание условий для восстановления сил и здоровья, а также для активного отдыха, проведения досуга; - создание повышенного уровня комфортности в сочетании с организацией досуга. Информационно-консультативные и образовательные услуги предусматривают: - информацию общего характера (через Интернет, средства массовой информации, рекламу и др.) о структуре и содержании спортивных услуг, о законодательно-нормативной базе сертификации в отрасли;
- консультации потребителей услуг специалистами по вопросам, связанным с предстоящим оказанием услуг, исключающим в дальнейшем потерю или нарушение здоровья и получение травмы; - консультации специалистов в области питания (врача, диетсестры) по вопросам рационального режима питания и приема пищевых добавок, витаминов для потребителей услуги; - консультации специалистов по проведению медико-восстановительных мероприятий, а также тестирования спортсменов; - подготовку рекомендаций для потребителей программ занятий, а также общих правил по их эффективному использованию; - профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации в области физической культуры и спорта. Прочие спортивные услуги предусматривают: - организацию ремонта и подготовки (подгонки) спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; - организацию ремонта одежды и обуви; - прокат спортивного инвентаря; - обеспечение стоянки транспортных средств потребителей услуг; - прием на хранение вещей потребителей услуг; - вызов такси по заказу потребителей; - другие виды услуг [5]. Таким образом, все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.
Методологический анализ современных подходов маркетинга к исследованию проблемы расширения спортивно-оздоровительных услуг
Маркетинг понятие сложное, в мировой экономической литературе существует множество определений, по оценке Американской маркетинговой ассоциации (АМА) их насчитывается свыше двух тысяч. Ведущие американские маркетологи трактуют понятие «маркетинг» следующим образом: Ф. Котлер: «Маркетинг - это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей человека посредством обмена»[23]. Дж. Эванс и Б. Берман: «Маркетинг - это продвижение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена».
Т. Левитт: «Под маркетингом понимают деятельность, направленную на получение фирмой информации о потребностях покупателя, с тем, чтобы фирма могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги» [27]. Обобщим данные определения маркетинга: Маркетинг - это система управления и организации деятельности по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг, базирующаяся на комплексном учете происходящих на рынке процессов, ориентированных на удовлетворение личных или производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей фирмы. Как нет однозначного определения маркетинга в целом, так и отсутствует единое толкование маркетинга спортивно-оздоровительных услуг. Так, Питтс и Стотлар, определяют спортивный маркетинг как процесс разработки и внедрения решений при производстве, формировании цены, продвижении и распространении спортивно-оздоровительного продукта, направленных, прежде всего, на удовлетворение потребностей и желаний потребителей в интересах компании. Перед современным маркетингом спортивно-оздоровительных услуг стоят следующие задачи: - тщательно и всесторонне изучать рынок спортивно-оздоровительных услуг, спрос, вкусы и желания потребителей; - приспосабливать отраслевые индустрии к этим требованиям, выпускать товары и предлагать услуги, отвечающие этим потребностям; воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах предприятий спортивно-оздоровительного сервиса. Задачи маркетинга спортивно-оздоровительных услуг определяют его основные функции: - комплексное изучение рынка и направлений маркетинговой деятельности; - планирование ассортимента товаров и услуг предприятий спортивно-оздоровительного сервиса; формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта спортивно-оздоровительных услуг; планирование сбытовых операций;
управление товародвижением; организация до- и послепродажного обслуживания потребителей; формирование ценовой политики предприятий спортивно-оздоровительного сервиса [37]. Маркетинг как рыночная концепция управления, декларирует свою генеральную цель (миссию), как удовлетворение человеческих потребностей. Конкретизируя эту позицию, следует выделить, что истинные цели системы маркетинга отражают четыре альтернативных варианта: 1. Достижение максимально высокого потребления. 2. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. 3. Предоставление максимально широкого выбора. 4. Максимальное повышение качества жизни [33]. Цели маркетинга являются инструментом для достижения целей организаций спортивно-оздоровительного сервиса. Основную обобщенную цель и задачу организации спортивно-оздоровительного сервиса, применяющего маркетинг, как концепцию управления, Филипп Котлер сформулировал так: «Работа компании = Ожидание клиентуры» [23]. На более низком уровне обобщения можно говорить о более четких и конкретных количественных и качественных маркетинговых целях организации спортивно-оздоровительного сервиса. Качественные цели организации спортивно-оздоровительного сервиса: Из них важны те, которые ведут к росту престижа организации и усиливают ее социальный вес. Это: - Экономические достижения, как в собственной стране, так и на зарубежных рынках. - Положительное влияние на занятость и состояние рынка труда. Поддержка образовательных, культурных, спортивных и других социальных программ. Количественные цели организации спортивно-оздоровительного сервиса: - Объем прибыли. - Объем продаж в денежном и натуральном выражении. Производительность труда на одного работающего. Увеличение доли рынков, занимаемых фирмой (по странам, продукту или сегментам рынка). Практический маркетинг организаций спортивно-оздоровительного сервиса нацелен на решение задач: - Обоснование необходимости производства спортивно-оздоровительных товаров или услуг путем выявления существующего или потенциального спроса. - Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию проектных образцов продукции (услуг), отвечающих потребностям. Координация и планирование производственной, сбытовой и финансовой деятельности организаций спортивно-оздоровительного сервиса. Совершенствование методов сбыта и продвижения на рынке спортивно-оздоровительных услуг. Регулирование и направление всей деятельности организации спортивно-оздоровительного сервиса для достижения генеральных целей в области производства и сбыта [51].
Комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. «Четыре Пи» - это четыре составляющие комплекса маркетинга. «Product» - товар, продукт, набор изделий или услуг, которые фирма предлагает целевому рынку. «Price» - цена, денежный эквивалент, который оплачивает потребитель. «Place» - дословно место, в данном контексте: методы распространения, возможная деятельность, благодаря которой продукт становится более доступным для целевых покупателей. «Promotion» - стимулирование (продвижение), возможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждение целевых потребителей покупать этот товар [51]. Все перечисленные элементы образуют классический вариант комплекса маркетинга. Фактически он универсален и применим во всех сферах деятельности, однако для сферы услуг и в частности для спортивно-оздоровительного сервиса он недостаточен. Ученые Бумс и Битнер рассматривают в этой связи еще три дополнительных элемента «Семь Пи» - people, physical evidence, process - персонал, материальные свидетельства, способ предоставления услуг. В спортивно-оздоровительной индустрии большая часть услуг предоставляется людьми, поэтому чрезвычайно важен человеческий фактор и эффективный менеджмент персонала, где особое внимание уделяется отбору, обучению и мотивации. «physical evidence» - материальные свидетельства. Организация спортивно-оздоровительного сервиса стремиться продемонстрировать уровень своего обслуживания путем материальных свидетельств (интересные с архитектурной точки зрения здания спортивно-оздоровительных организаций, современный парковый и ландшафтный дизайн, привлекательные интерьеры, чистота и ухоженность помещений, скорость и качество обслуживания, вежливое отношение к гостям. «process» - способ предоставления услуг. В настоящее время владельцы организаций спортивно-оздоровительного сервиса активно прорабатывают варианты обслуживания гостей, подстраиваясь к тем требованиям, которые диктуют перемены в окружающем мире [52]. Существенные перемены в макро и микросреде маркетинга организаций спортивно-оздоровительного сервиса позволяют расширить marketing-mix до «Девяти Пи», включив два новых элемента «programme» и «positioning». Элемент комплекса маркетинга «programme» характеризуется управлением и планированием маркетинга, посредством чего определяются возможности рынка и ресурсы компании, планирование и исполнение маркетинговой деятельности, требуемой для достижения целей маркетинга [53]. «positioning» - позиционирование спортивно-оздоровительных услуг - это оценка потребителями их основных характеристик, при этом потребитель оценивает место, позиции, которые занимают предприятия по отношению к конкурентам. Факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие рынка спортивно-оздоровительного сервиса. Все многообразие факторов, влияющих на состояние и развитие спортивно-оздоровительного сервиса, можно разбить на две группы I. внешние факторы. II. личностно-мотивационные факторы; I. Внешние факторы - это силы наиболее общего характера, влияющие на индустрию из внешнего окружения, кроме того, они практически не подлежат контролю или влиянию со стороны индустрии. Например, рост благосостояния потребителей, увеличение времени оплаченных отпусков, мощное развитие средств транспорта и связи, появление новых компьютерных технологий - все это влияет на развитие спортивно-оздоровительного сервиса, открывает перед ней новые возможности. В свою очередь, внешние факторы включают в себя две подгруппы: - общие; - специфические. 1) Общие внешние факторы носят универсальный характер и оказывают влияние на перспективы развития всех отраслей и подотраслей спортивно-оздоровительного сервиса. К ним можно отнести: - стабильность экономического развития. степень безопасности. - темпы социально-демографичекого развития окружающая среда и экология. уровень развития сферы услуг. Темпы научно-технического развития и нововведений. Эффективность государственной системы управления. 2) Специфические внешние факторы носят более узкий, специфический характер, могут оказывать влияние косвенно, однако имеют существенное значение и требуют наиболее пристального внимания и системных исследований. К специфическим факторам можно отнести: - сезонность, время год, праздничные дни и дни недели. - время отпусков и каникул. событийный, тематический календарь. террористические акты. состояние и степень доступности спортивных объектов. II. Личностно-мотивационные факторы представляют собой достаточно сложную и порой трудно диагностируемую группу факторов субъективного характера, действующих преимущественно комплексно и оказывающих существенное влияние на выбор потребителей. Данная группа факторов включает в себя подгруппы: Подгруппа социально-демографических факторов включает в себя: численность потребителей, половозрастной состав с учетом численности потребителей в половозрастных группах, общее количество семей и их численный состав, этапы жизненного цикла семьи, удельный вес семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, уровень образования, национальность, принадлежность к религиозным конфессиям и др [40,44]. Подгруппа социально-экономических факторов включает в себя: общую емкость рынка спортивно-оздоровительных услуг, суммарные денежные доходы потребителей, средние денежные доходы на одну семью, в том числе доход на каждого члена семьи, количество выходных и каникулярных дней, продолжительность оплачиваемых отпусков, общую структуру доходов и расходов потребителей, в том числе расходы на отдых.. Данная подгруппа факторов иногда оказывает решающее влияние при выборе того или иного вида отдыха, а в ряде случаев может исключить его вообще. Для решения этих проблем необходима поддержка государства через систему социальных программ, рассчитанных на обеспечение полноценным отдыхом и лечением малообеспеченных слоев населения (детей, пенсионеров, инвалидов и др.). Кроме того, сами предприятия спортивно-оздоровительного сервиса могут значительно стимулировать спрос через правильный и оригинальный выбор ценовой политики [33]. Подгруппа мотивационных факторов имеет особое значение, так как фактически формирует поведение потребителей. К мотивационным факторам относят: тип личности, социальные роли и статус, менталитет потребителей, тип темперамента, представление о себе и особенности самореализации, стиль и образ жизни, ценностные ориентиры. Подгруппа поведенческих факторов объединяет факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей при выборе и потреблении продуктов и услуг предприятий спортивно-оздоровительного сервиса. Она включает в себя: степень информированности потребителей о продуктах и услугах, отношение к продуктам и реакцию на их потребление, степень приверженности, статус пользователя [19]. Учет, анализ и прогнозирование влияния всех указанных факторов входят в задачи маркетинговых исследований. Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга, состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары [12]. Рынок спортивно-оздоровительных услуг можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи спортивно-оздоровительного продукта в данное время и в определенном месте. Рынок спортивно-оздоровительных услуг можно рассматривать в качестве: - совокупности покупателей и продавцов спортивно-оздоровительного продукта; - инструмента согласования интересов покупателей и продавцов спортивно-оздоровительного продукта; сферы реализации спортивно-оздоровительного продукта; сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами спортивно-оздоровительного продукта [11]. Более полно рынок спортивно-оздоровительных услуг можно определить как сферу реализации спортивно-оздоровительного продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами этого продукта. При характеристике рынка спортивно-оздоровительных услуг учитывается следующее: основным объектом купли - продажи являются услуги; между производителями и покупателями услуг существует посреднические звенья и структуры, обеспечивающие связь между спросом и предложением; спрос на спортивно-оздоровительные услуги отличаются рядом особенностей: разнообразием потребителей по материальным возможностям, возрасту, ценностным ориентирам, мотивам; предложение спортивно-оздоровительных услуг характеризуется разнообразием по типам средств размещения и спортивно-оздоровительных предприятий, ценовым параметрам, по уровню качества предлагаемых услуг [2]. Рынок спортивно-оздоровительных услуг выполняет следующие основные функции: - реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в спортивно-оздоровительном продукте; - организацию процесса доведения спортивно-оздоровительного продукта до потребителя; экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. Спрос на спортивно-оздоровительных услуги - это платежеспособная потребность в спортивно-оздоровительного продуктах и услугах, он отличается высокой эластичностью, высокой степенью дифференциации, высокой замещаемостью [18]. Спрос на спортивно-оздоровительных услуги находится под влиянием разнообразных факторов, их можно определить как ценовые и неценовые. Цена - основной фактор, определяющий величину спроса. Как правило, выбор средств размещения, продолжительность отдыха, условия проживания зависят от ценового фактора. К неценовым факторам относят: мотивационные и поведенческие факторы. Предложение спортивно-оздоровительных услуг представляет собой совокупность возможностей спортивно-оздоровительных предприятий представить на рынок спортивно-оздоровительные продукты и услуги. Как и всякий другой товарный рынок, рынок спортивно-оздоровительных услуг неоднороден и классифицируется по региональному, целевому и иным признакам. С точки зрения маркетинговой деятельности рынок спортивно-оздоровительных характеризуется как: потенциальный рынок, состоящий из совокупности потребителей с родственными потребностями в отношении спортивно-оздоровительных услуг, достаточными ресурсами и возможностями покупки; целевой рынок, состоящий из потребителей объединенных общими потребностями и характеристиками, на которых нацелена деятельность компании; основной рынок, состоящий из потребителей - основных покупателей услуг; дополнительный рынок, состоящий из потребителей, которые являются покупателями определенного объема услуг; стратегический рынок, состоящий из потребителей услуг, на которых фирма делает ставку в будущем [28]. Исследование рынка спортивно-оздоровительных услуг определяется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров на данный момент времени и получение прогнозных данных. В первую очередь необходимо оценить текущую ситуацию на рынке (конъюнктуру рынка), а затем определять величину емкости рынка. Рыночная конъюнктура - это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на спортивно-оздоровительных услуги, а также уровень цен на них. Конъюнктуру рынка спортивно-оздоровительных услуг характеризуют: соотношение спроса и предложения спортивно-оздоровительных услуг; уровень цен; состояние конкуренции; степень государственного регулирования; наличие сезонных колебаний спроса на спортивно-оздоровительных услуги; тенденции и перспективы развития рынка спортивно-оздоровительных услуг. Одной из основных задач исследований рынка спортивно-оздоровительных услуг является определение его емкости. Этот показатель дает возможность количественно оценить принципиальные возможности работы на конкретном рынке [33]. Емкость рынка - потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Измеряется как в натуральном выражении (количество потребителей услуг), так и в стоимостном выражении (объем поступлений от продаж в денежном выражении). Наиболее объективным показателем деятельности организаций спортивно-оздоровительного сервиса является доля рынка - она отражает результаты деятельности фирмы и определяется следующим образом (1):
(1)
Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли. Ведущей тенденцией современного этапа развития спортивно-оздоровительного сервиса является переход к так называемой «сервисной» экономике, такой подход повышает значимость всей сферы услуг в целом и ориентирует производителей на индивидуализацию своего продукта. Отличается устойчивый рост спроса на спортивно-оздоровительные услуги, даже при определенной стагнации материального производства. Повышается роль диагностики потребительских предпочтений и идентификации системы ценностей клиента. Стратегия ориентации на потребителя в значительной степени базируется на эффективных системах сбора и анализа информации, полученной в результате маркетинговых исследований. Главная цель маркетинговых исследований (МИ) - уменьшение неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Комплексные маркетинговые исследования предприятиями спортивно-оздоровительного сервиса могут проводится самостоятельно или его проведение заказывается специализированным маркетинговым фирмам. Чтобы МИ было эффективно, оно не должно носить случайный характер, быть систематическим и охватывать как можно больше различных источников информации [34]. Маркетинговые исследования - это систематический сбор, регистрация и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом продуктов и услуг. Область применения МИ практически не ограничена, поэтому можно выделить виды исследований, наиболее часто встречающиеся в практике исследований предприятий спортивно-оздоровительного сервиса: исследование рынка спортивно-оздоровительных услуг · исследование сбыта спортивно-оздоровительных услуг · экономический анализ · исследование рекламы · исследование потребительских свойств продуктов предприятий спортивно-оздоровительного сервиса · мотивационный анализ Задачи маркетинговых исследований разнообразны, исследуя рынок спортивно-оздоровительных услуг, можно выделить следующие типы задач: - Изучение характеристик рынка спортивно-оздоровительных услуг (поставщики, потребители, конкуренты). - Оценка рыночного потенциала предприятия спортивно-оздоровительного сервиса и его доли на рынке. Анализ продаж, существующие каналы сбыта. Изучение тенденций деловой активности. Оценка финансово-экономической ситуации. Текущие наблюдения за целевыми рынками. Степень рыночного насыщения услугами, введение новых услуг. Прогнозирования долговременных тенденций развития рынка. Изучение деятельности конкурентов. Анализ степени удовлетворенности потребителей услугами. В обобщенном виде процесс маркетингового исследования состоит из этапов: 1. Определение проблемы и постановка целей МИ. 2. Отбор источников информации. 3. Сбор и анализ вторичной информации. 4. Получение первичной информации. 5. Анализ данных, разработка выводов и рекомендаций. 6. Представление и использование полученных результатов. Определение проблемы и постановка целей исследований является краеугольным этапом МИ, так как своевременно и верно сформулированная проблема в значительной степени сокращает время на поиск путей ее решения, способствует экономии материальных и финансовых ресурсов [43]. Можно выделить несколько подходов к выделению текущих и перспективных проблем организации спортивно-оздоровительного сервиса. Перспективные проблемы: · Проблема увеличения занимаемой доли рынка, охват новых сегментов. · Проблема повышения деловой активности предприятия спортивно-оздоровительного сервиса. · Проблемы формирования стратегий развития бизнеса. Текущие проблемы: · Максимизация доходов предприятия спортивно-оздоровительного сервиса. · Разработка новых каналов сбыта спортивно-оздоровительных продуктов и услуг. · Формирование программ стимулирования сбыта. · Разработка новых спортивно-оздоровительных продуктов и услуг. На втором этапе производится отбор источников информации, этот этап осуществляется для облегчения поиска необходимых сведений. Источники информации позволяют получить два вида информации - первичную и вторичную. Третьим этапом является сбор и анализ вторичной информации. Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для различных целей, существующие независимо от исследуемой проблемы. Источники вторичной информации можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Внутренние источники информации имеют непосредственное отношение к организации спортивно-оздоровительного сервиса. Внутренняя информация содержится в следующих материалах: бюджеты, данные о прибыли и убытках, счета клиентов, результаты иных исследований, отчеты о продажах и др. В условиях организации спортивно-оздоровительного сервиса - это клиентская база данных, договоры с клиентами, спортивными организациями, предприятиями, предоставляющими дополнительные услуги, уровень среднегодовой загрузки, сезонное распределение потоков, средние цены; статистическая информация, информация о клиентах (количество, сроки проживания и др.). Внешняя вторичная информация может быть получена из официальных публикаций правительственных и государственных учреждений, коммерческих исследовательских организаций, Интернета, книг, газет, журналов, монографий, справочников, телевидения и радио, статистические сборники, законодательные и нормативные данные [37]. Специальные издания, посвященные спортивно-оздоровительному бизнесу: журнал «Спортивный туризм», «Физкультура и спорт». Следующим этапом МИ является получение первичной информации. Первичная информация - это только что полученная специально для решения конкретной исследуемой проблемы. Первичные данные собираются в соответствии с точными целями, такая информация обладает достаточно полной достоверностью, однако сбор и обработка такой информации требует значительных материальных и трудовых затрат. Существуют следующие методы сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент, имитация, спрос. Рациональная и эффективная хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики невозможна без своевременной и надежной информации об изменениях рыночной ситуации, динамики внутренней и внешней среды. Именно поэтому многообразная деятельность по сбору, обработке, хранению, передаче и анализу информации занимает ведущее место в практике работы крупных предприятий спортивно-оздоровительного сервиса. Активная информационно-исследовательская деятельность становится необходимым условием для эффективной реализации маркетинговых планов. Поэтому маркетинговые исследования должны рассматриваться не как эпизодические мероприятия, а как часть постоянно действующего комплексного информационного процесса. Предприятия спортивно-оздоровительного сервиса должны разрабатывать и использовать системы постоянного наблюдения за окружающей средой, обрабатывать и хранить данные, чтобы они могли анализироваться в будущем. Необходима своевременная информационная система маркетинга [53]. Информационная система маркетинга - это основанная на использовании компьютерной техники совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе.
Специфика формирования спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги
Спортивно-оздоровительному продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности [6, 19]. Во-первых, спрос на услуги организаций спортивно-оздоровительного сервиса чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от политических и социальных условий. Во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны. Например, по фактору «отдых-лечение» - Карловы Вары, Трускавец, Ессентуки; по фактору «спорт» - горнолыжные курорты, Домбай, Чехия и т.д. В-третьих, предложение услуг организаций спортивно-оздоровительного сервиса отличается не гибким производством. Они могут потребляться только непосредственно в месте их производства. Спортивная база не может быть перенесены в конце сезона в другой регион. Она не может в полной мере приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса. В-четвертых, спортивно-оздоровительный продукт создается усилиями многих организаций, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. В-пятых, не может быть достигнуто высокое качество спортивно-оздоровительных услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку само обслуживание потребителей состоит из этих самых мелочей и мелких деталей. Эти специфические особенности спортивно-оздоровительного продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в спортивно-оздоровительном сервисе. Спортивно-оздоровительный продукт состоит из множества компонентов, которые могут быть как осязаемым так и неосязаемыми. К осязаемым относятся одежда, спортивное снаряжение и т.д. К неосязаемым относятся услуги, которые оказываются потребителям спортивно-оздоровительных услуг например, размещение в спортивной базе, бронирование билетов, оздоровительные процедуры и т.д. Многие из благ, в которых нуждается потребитель, образованы самой природой (водные ресурсы, ландшафт, растительность и т.д.) [2]. Особую роль в подкреплении спортивно-оздоровительного продукта имеет информационная база и комплекс информационных услуг представляемых организациями спортивно-оздоровительного сервиса. Жизненный цикл услуги - это концепция, которая пытается описать сбыт продукта, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления услуги на рынке и до ухода с рынка. Как и любой продукт, спортивно-оздоровительный продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли.
Объем продаж
Кривая затрат Кривая продаж Кривая прибыли
Внедрение Рост Зрелость Спад Время Рисунок 1. Жизненный цикл спортивно-оздоровительных продуктов
Первая стадия внедрения продукта, включает в себя фазу разработки продукта и фазу его «запуска». Фаза разработки - это период исследований, то есть это проектирование спортивно-оздоровительного продукта или услуги. На этом этапе дается описание услуги, рассчитывается ее стоимость, разрабатываются подходы к рекламе и информации. Фаза «запуска» начинается с момента представления спортивно-оздоровительного продукта его целевой аудитории. В этот период наблюдается как правило медленный темп оборота продукта, прибыль либо отсутствует, либо незначительна, у персонала предприятия спортивно-оздоровительного сервиса возникают трудности с использованием данного продукта. На этой стадии затраты на маркетинг спортивно-оздоровительного продукта максимальны, так как через рекламу и информацию следует д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|