Некоторые специальные отрасли психологических исследований
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Педагогическая психология. 2. Медицинская психология. 3. Военная психология. 4. Юридическая психология. 5. Космическая психология. 6. Инженерная психология. 7. Экономическая психология. 8. Психология управления. Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.
Методы исследования в психологии Методы научных исследований— это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности. Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности. Валидность — это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан. Надежность — свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты. Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные. Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные — опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод. Наблюдение — это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение). Черты внешнего наблюдения 1. Планомерность и систематичность проведения. 2. Целенаправленный характер. 3. Длительность наблюдения. 4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п. Виды внешнего наблюдения
1. Структурированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) — неструктурированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению). 2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) — выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции). 3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) — не включенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель). Эксперимент — метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего. Виды эксперимента 1. Лабораторный — проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники. Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал. Трудности лабораторного эксперимента: 1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых; 2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что то назло: и то, и другое искажает результаты; 3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента. 2. Естественный эксперимент — искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов. 3. Опросы — вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям. Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом. Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.
Беседа — метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях. Может применяться на различных этапах исследования. Анкетирование — метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме. Виды анкет: 1) индивидуальные — коллективные; 2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) — заочные; 3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) — закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому). Интервью — метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме. Виды интервью: 1) стандартизированное — все вопросы сформулированы заранее; 2) нестандартизированное — вопросы формулируются ходе интервьюирования; 3) полустандартизированное — часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью. При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими. Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные. 4. Социометрия — метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности. 5. Анализ процесса и продуктов деятельности — изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека. Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д. 6. Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии. Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях. 7. Тесты — стандартизированная психологическая методика, предназначение которой — дать количественную оценку изучаемого психологического качества. Классификация тестов 1. Тест опросник — тест задание. 2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) — синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттела позволяет дать заключение о 16 качествах личности).
3. В зависимости от содержания тесты делятся на: 1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ); 2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия); 3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию). Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|