Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции философии, ее место в обществе.




Что является объектом и предметом философии?

Философия -учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, особая форма духовной деятельности, цель которой – построение предельно общей картины мира и определение места человека в нем.

Термин «философия» - греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Возникла ок.2500 л назад. Ввел Платон, который был первым философом.

Объект -система отношений человек-мир.

Предмет -выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Предмет исследования философии менялся исторически:

1.В эпоху античности предметом философии был космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

2. Средние века-теоцентризм - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

3.Возрождение-антропоцентризм - ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

4.Новое и новейшее время – наукоцентризм - тип мировоззрения, ориентирующийся на науку как основу конструирования мировоззренческой системы.


Соотношение философии и мировоззрения?

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей, является результатом духовного освоения людьми многогранной реальности. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое - ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения, философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит духовному началу: разуму, воле. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоз-зрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отли-чающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.


Социальные и гносеологические предпосылки возникновения философии.

Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Гносеология -теория познания- это раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности.

Гносеологические корни – это предпосылки, возможности формирования идеализма, возникающие в процессе познания человеком каких-либо явлений (напр. Природы). Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности, абстрагирование в мышлении от действительности.

Социальные корни – это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят идеалистическое мировоззрение. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие – с отношениями между людьми. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; разделение общества на классы, формирование демократии и слоя свободных граждан.

Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света – на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции – набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.Человек в этот период становится настоящей личностью – одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.

 


 

Функции философии, ее место в обществе.

1.) Мировоззренческая - Связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке.

2. Гуманистическая - Связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.

3. Социально-аксиологическая - любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.

4. Конструктивно-ценностная - разработка представлений о ценностях таких как добро, справедливость, правда, красота.

5. Критическая - выражает неудовлетворённость объекта субъектом..

6. Культурно-воспитательная - формирует у человека ориентацию на истину: добро, правду, доброту, а также самокритичность, сомнение и критичность.

7. Пояснительно-информационная - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека, функция модифицирует основное значение специального знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности.

8.) Методологическая - Связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека

9. Эвристическая - существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе и создания предпосылок для научных открытий.

10. Координирующая - координирование методов в процессе научного исследования.

11. Логико-гносеологическая - заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

12. Интегрирующая - объединяет в целое части – философское знание может объединить в себе части научного знания, которые потенциально, с философской точки зрения могут являться элементами одной системы.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...